Эксперты экономического факультета РУДН представят анализ систем образования стран БРИКС

Эксперты экономического факультета РУДН представят анализ систем образования стран БРИКС

14-15 ноября эксперты Экономического факультета РУДН представят общие статистические подходы к анализу систем образования Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР.

14-15 ноября эксперты Экономического факультета РУДН представят общие статистические подходы к анализу систем образования Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР – состоится официальная международная презентация аналитического сопоставительного доклада «Образование в странах БРИКС» по результатам масштабного исследования «Разработка методологических принципов и инструментария анализа показателей статистики образования стран БРИКС в целях информационно-аналитического обеспечения принятия решений на основе мониторинга национальных систем образования». В презентации исследования примут участие представители стран БРИКС, Минобрнауки РФ, МИД России, региональных органов образования.

Специалисты РУДН разработали «Методику формирования единых показателей статистики образования в странах БРИКС», которая содержит анализ десятков показателей:численность выпускников всех уровней образования, чистый коэффициент охвата, соотношение числа учащихся к численности населения в этом возрастном диапазоне, данные об абитуриентах, средняя продолжительность обучения, коэффициент «учащийся/преподаватель» и др.Такой показатель, как, например, средняя продолжительность обучения на уровне образования рассчитывается ООН и используется в качестве составного компонента для расчета Индекса развития человеческого потенциала.

Миссия проекта – помочь сближению и гармонизации образовательных статистических систем Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в целях активизации академической мобильности, совместных научных и образовательных проектов.

Специалисты РУДН изучили образовательные системы стран БРИКС, национальные приоритеты в развитии образования. Эксперты РУДН опирались на опыт АСЕАН, УНАСУР, НАФТА и ЕС, а также ЮНЕСКО и ОЭСР.

Было выявлено, например, что для Бразилии, Индии и ЮАР до сих пор актуальна задача повышения грамотности населения, преодоление социального и расового неравенства. При этом для Китая и России приоритетны «информатизация» образования, качественное преобразование университетской системы.

Существенно различается и структура расходов на образование. Так, процент всех госрасходов, потраченных на образование, составил 20,6% в ЮАР, 16,3% - в Китае, 14,6% - в Бразилии, 12% - в России и 11,3% - в Индии. Россия расходует значительные ресурсы на дошкольное образование, а также, в сравнении с другими странами, - на высшее образование. Бразилия основные средства направляет на среднее (школьное) образование, Китай и Индия 2/3 расходов тратят на дошкольное, начальное и среднее образование.

Констатируется огромный образовательный потенциал стран БРИКС. В частности, Бразилия, Россия, Индия и Китай выпускают более половины инженеров в мире.

Отмечается положительная динамика в международной конкурентоспособности университетов БРИКС. Так, в международных рейтингах 2016/17 лидер – Китай (52 вуза – в рейтинге THE, 33 – в QS). Россия представлена 24мя вузами в THEи 22мя – в QS.

В результате проведенного исследования выявлено, что определенные сложности возникли с демографической статистикой. В ряде стран возрастные группы разделены по 5 лет (Россия, ЮАР, Бразилия). В Индии демографическая статистика может быть скоррелированна по возрастным группам, соответствующим уровням образования. В Китае возрастные группы разделены в классической версии – 0-14 лет, 15-64 лет. 65+ лет. Наиболее целесообразным была бы разработка и использование анкет, практикуемых ЮНЕСКО, для сбора и анализа образовательной и иной статистики по странам БРИКС. Так же было бы логичным использовать уже имеющиеся данные, предоставляемые ООН для расчета Индекса развития человеческого потенциала. Логичным и целесообразным является гармонизация (или согласование) временных периодов, за которые берется и предоставляется информация (календарный год или финансовый год). Среди основных проблем, выявленных в результате анализа, эксперты РУДН выделили следующие:

 

1. Различия в числе лет обучения в школах (11-12 лет)

2. Статистика численности населения предоставляется группами по 5 лет, не совпадающими с возрастными группами обучающихся

3. Не во всех странах в полной мере национальные уровни образования (и возраста) коррелируют с Международными стандартами классификации образования (МСКО), в связи с этим возможны погрешности и двойной счет

4. Могут отсутствовать данные по числу обучающихся с разбивкой по возрасту

5. Могут отсутствовать данные по зачисленным и выпускникам, следовательно, используется статистика по обучающимся

6. Расчетные данные могут расходиться с официальной статистикой

7. Возможно расхождение в периодизации: финансовый год, календарный год.

8. Финансовые данные могут предоставляться в национальных валютах, поэтому их необходимо переводить в доллары США.

 

Экспертами РУДН были разработаны рекомендации для повышения эффективности дальнейших анализов и принимаемых решений. Полученные результаты согласованы ходе веб-совещаний с представителями министерств образования и экспертами стран БРИКС– удалось сблизить позиции по общим принципам проведения статистического мониторинга систем стран БРИКС.

Данный проект позволяет более согласованно проводить регулярный мониторинг систем образования стран БРИКС на основе согласованных методических подходов, сблизить статистические инструменты, используемые министерствами образования стран БРИКС для выявления актуальных тенденций, а также дать новый импульс в развитии Сетевого университета стран БРИКС, в котором РУДН выполняет роль координатора. Исследование также позволяет расширить возможности обмена опытом и успешными статистическими практиками, развития академических обменов, совместных научных и образовательных проектов. Актуальность исследования подтверждается одним из разделов подписанной 4 сентября 2017 г. в Китае Декларации «BRICS Leaders Xiamen Declaration».

Проект был инициирован Минобрнауки России в целях выполнения принятой в ноябре 2015 г. на московской встрече министров образования стран БРИКС Декларации, а также общей стратегии экономического и гуманитарного партнерства БРИКС. В частности, 2 года назад было впервые зафиксировано намерение: «обмениваться статистическими данными и разработать общую методологию расчета показателей в сфере образования; содействовать гармонизации статистики в сфере образования».

Новости
Все новости
Международное сотрудничество
7 августа
В Мозамбике создадут Центр русского языка РУДН

Министр иностранных дел Мозамбика Мария Мануэла душ Сантуш Лукаш посетила с РУДН. Главный итог встречи — предложение о создании в республике Центра русского языка.

Международное сотрудничество
5 августа
«Можно вас поцеловать?» — студенты РУДН рассказали о забавных случаях на языковой стажировке в Пекине

Слишком острая еда, неразборчивая речь продавцов на рынке и урок большого тенниса на китайском. Всё это — кусочки впечатлений студентов-экономистов РУДН, которые на две недели отправились на языковую стажировку в Пекинский университет языка и культуры.

Желающих поехать в Китай от экономического факультета и института мировой экономики и бизнеса было больше 60 человек, поэтому студентам пришлось пройти отбор. В итоге в поездку отправились 19 человек в июле, и ещё 20 поедут в августе. Предпочтение отдали тем, кто учится на третьем курсе на дополнительных программах образования, а также самым активным и преуспевающим студентам. За три недели до отъезда организаторы стажировки провели организационное собрание, где рассказали учащимся о правилах поведения в стране и ответили на их вопросы.

Международное сотрудничество
2 июля
Поздравляем победителей специальной стипендии «RUDN INTERNATIONAL SCHOLARSHIP»!

РУДН подвел итоги специальной стипендии «RUDN International Scholarship». По итогам конкурсного отбора были определены 25 победителей, которые получат единовременную выплату в размере 55 000 рублей на человека.