Рабочий визит с Исламскую Республику Иран
В своем докладе проректор отметила, что Россия и Иран являются традиционными партнёрами в области образования и за весь период сотрудничества в советских (российских) образовательных организациях подготовлено более 2 000 специалистов.
В рамках российско-иранского образовательного сотрудничества гражданам Ирана ежегодно предоставляется возможность пройти обучение в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в рамках квоты, установленной Правительством Российской Федерации. Однако, проректор с сожалением отметила, что, исходя из статистики, динамика развития студенческих обменов практически не развивается. Так, в 2005 году в российских вузах обучалось 638, в 2015 году 626 человек, а в 2017 году 683 гражданина Ирана. То есть у нас пока слабо работают механизмы развития академической мобильности. Необходимо реальное сотрудничество, совместные проекты. В этой связи, чрезвычайно важно решить вопрос признания российских вузов и документов об образовании.
Это – сложная тема, для ее продвижения необходимо, как минимум, подключать вузовских экспертов и создавать на уровне соответствующих министерств рабочие группы, стараться в ближайшей перспективе разрешить эту проблему. Это позволит стабильно развивать наше научно-образовательное сотрудничество.
Важной темой для развития сотрудничества в образовательной и далее в индустриальной сферах остается снятие языкового барьера. С 2016 года РУДН предлагает партнерам совместную реализацию инициативы создания центров русского языка и довузовской подготовки. Сегодня уже открыто 6 таких центров в разных странах (Китай, Ливан, Иордания, Доминиканская Республика, Эквадор, Марокко), осуществляется подготовка к открытию еще четырех таких центров в Анголе, Замбии, Намибии, и проректор выразила надежду на скорое открытие такого центра в Иране.
В рамках развития образовательного кластера в Иране, РУДН и Исламский университет Мазахеб решили создать Центр межвузовского сотрудничества с целью координации связей в области образования российских и иранских вузов, а также вузов близлежащих регионов. В этом Центре можно будет готовить студентов для поступления или продолжения обучения в российских вузах, проводить их социокультурную адаптацию, получать информацию о России, ее законодательстве, ведении бизнеса, реальных индустриальных проектах. Через деятельность этого центра можно будет оказывать содействие соответствующим структурам в вопросах признания документов об образовании, продвигаться в решении других задач межвузовского сотрудничества.
Еще одним из важных и перспективных направлений совместной проектной деятельности является создание образовательных площадок в форме профильных классов. Их работа складывается из множества элементов, повышающих преподавательскую, студенческую и иные виды академической мобильности, продвижению и созданию как программ включенного обучения, так и совместных образовательных программ, научной деятельности, что повышает конкурентоспособность университетов-партнеров.
Большое внимание здесь уделяется началу конкретного взаимодействия в виде чтения тематических лекций, проработки вопросов использования дистанционных образовательных технологий, проведения летних школ, установления и развития научных контактов с научно-образовательными организациями. Такой конкретный подход, зафиксированный взаимными обязательствами, дисциплинирует обе стороны, способствует распространению информации о возможностях учебы и проведения научных исследований, а также отбору и сопровождению талантливых и мотивированных школьников и студентов.
Хотелось бы отметить, что данные проекты являются составными частями Кластерного подхода РУДН, который в конечном счете формирует индустриально-образовательное партнерство на международном уровне. В этом партнерстве заложена синергия всей проектной деятельности РУДН на международной арене.
В заключение своего доклада Лариса Ефремова выступила с предложением организациям-партнерам с иранской стороны стать участником этой инициативы, поддержать ее, получив взамен конкурентоспособные на международной арене национальные кадры нового поколения.
Также в рамках визита прошла встреча проректора Л.И. Ефремовой с заместителем председателя комитета по образованию и исследованиям парламента Ирана госпожой Фатемах Сайеди, которая выразила готовность взять под личный контроль вопрос признания медицинского образования РУДН в Иране.
Министр иностранных дел Мозамбика Мария Мануэла душ Сантуш Лукаш посетила с РУДН. Главный итог встречи — предложение о создании в республике Центра русского языка.
Слишком острая еда, неразборчивая речь продавцов на рынке и урок большого тенниса на китайском. Всё это — кусочки впечатлений студентов-экономистов РУДН, которые на две недели отправились на языковую стажировку в Пекинский университет языка и культуры.
Желающих поехать в Китай от экономического факультета и института мировой экономики и бизнеса было больше 60 человек, поэтому студентам пришлось пройти отбор. В итоге в поездку отправились 19 человек в июле, и ещё 20 поедут в августе. Предпочтение отдали тем, кто учится на третьем курсе на дополнительных программах образования, а также самым активным и преуспевающим студентам. За три недели до отъезда организаторы стажировки провели организационное собрание, где рассказали учащимся о правилах поведения в стране и ответили на их вопросы.
РУДН подвел итоги специальной стипендии «RUDN International Scholarship». По итогам конкурсного отбора были определены 25 победителей, которые получат единовременную выплату в размере 55 000 рублей на человека.