РУДН представил новую модель международного сотрудничества – кластерный подход

РУДН представил новую модель международного сотрудничества – кластерный подход

5 февраля в МИА «Россия сегодня» РУДН представил новую модель международного сотрудничества - кластерный подход. Почему Италия вошла в тройку лидеров стран по количеству контрактных студентов, на какие специальности едут учиться в Россию, где и как найти талантливых иностранных абитуриентов - эти темы объединила пресс-конференция «Кластерный подход как новая модель экспорта российского образования».

За последние три года динамика поступления иностранных абитуриентов в РУДН увеличилась на 25%, а по контракту - на 13%. В этом году в университет поступили 3 904 иностранных абитуриента.

Иран, Китай, Италия стали лидерами стран по количеству «контрактников» в РУДН. Присутствие в тройке лидеров европейской страны – в первую очередь, результат работы по программам двойных дипломов и включенного обучения. 

Среди иностранных абитуриентов наиболее популярны медицинские специальности: лечебное дело - 388 человек, стоматология – 266. Среди инженерных специальностей на первом месте – строительство (76 человек). Стабильно популярны гуманитарные направления: международные отношения, юриспруденция, менеджмент.

Образование в России выбирают не только бакалавры и магистры, но и кадры высшей квалификации. Наибольшей популярностью среди аспирантов и ординаторов пользуются программы медицинского института, филологического, экономического факультетов, инженерной академии, факультета гуманитарных и социальных наук. Страны лидеры по числу контрактных кадров высшей квалификации - Эквадор, Китай и Боливия.

Что экспортируем: диплом или знания?

С 2016 года РУДН реализует масштабный проект реализации новой модели экспорта российского образования - кластерный подход.

Владимир Филиппов, ректор РУДН: «Традиционный подход к экспорту российского образования: университеты продвигают образовательные программы, набирают иностранных студентов и, по сути, экспортируют дипломы о высшем образовании. В рамках кластерного подхода РУДН объединяет экспертный опыт и ресурсы российских вузов, в частности-отраслевых, и интегрирует их на международный рынок через систему реализации проектов. Это не точечное продвижение программ, это консолидация ресурсов и опыта по формированию человеческого капитала под нужды экономики той или иной страны».

РУДН проводит мониторинг отраслевых проектов, которые реализуются в соответствии со стратегией развития той или иной страны. По итогам анализа составляется бизнес-план и перечень необходимых ресурсов. РУДН формирует команду из российских вузов, тем самым объединяя необходимые ресурсы и опыт для достижения поставленной цели.

Лариса Ефремова, проректор по международной деятельности РУДН: «РУДН ориентирован на подготовку национальных кадров для зарубежных стран и имеет опыт в интернационализации образовательных программ. Основная задача кластерного подхода -подготовить мотивированного иностранного абитуриента к поступлению в Россию».

На базе зарубежных университетов-партнеров создаются профильные классы - это площадки, которые продвигают образовательные программы, выстраивают стратегию академический мобильности студентов и преподавателей». Еще одна важная направляющая международного сотрудничества – олимпиадное движение, которое позволяет выявить талантливых, мотивированных абитуриентов. 

В рамках кластерного подхода РУДН открыто уже 11 центров русского языка, 30 профильных классов на базе вузов-партнеров, проведено 87 олимпиад по математике, физике, химии, биологии, информатике, обществознанию и истории.

Первое соглашение РУДН о создании образовательного кластера было подписано с Министерством образования Замбии. В прямом включении по видеомосту ректор Университета Коппербелта профессор Нэйсон Нгома отметил заинтересованность в сотрудничестве с российскими вузами в области науки и техники. Университет уже сотрудничает по инженерным и медицинским направлениям. В этом году 8 преподавателей из Замбии приедут в РУДН перенять опыт работы в медицинском симуляционном центре, 15 студентов Университета Коппербелта будут направлены на продолжение обучения в Россию.

В Университете Коппербелта создан региональный Центр русского языка РУДН, для студентов из Анголы, Ботсваны, Замбии, Зимбабве, Намибии, Танзании и Мозамбик.

Гамбия второй присоединилась к проекту кластерный подход. «РУДН – мост, связывающий наши страны в рамках образования. Гамбия выбрана центром региона для создания кластера «Африка.Запад». Мы заинтересованы в сотрудничестве в области химии, математики, сельскохозяйственных и инженерных наук», - отметил заместитель министра образования Гамбии Момоду Джанг Джаллоу.

«На базе двух крупнейших университетов: Ливанского государственного университета и Ливанского международного университета созданы Центры русского языка и довузовской подготовки РУДН. В 2018 году в этих центрах более 300 слушателей изучили русский язык», - сообщил в ходе видеомоста с Ливаном руководитель Представительства Россотрудничества в Ливанской Республике — Российского центра науки и культуры Вадим Зайчиков.

Кластерный подход – это не продвижение одного вуза, это коллективная работа, которая помогает развитию совместных образовательных проектов. Александр Тарасов, проректор по международным связям НИУ МЭИ: «Кластерный подход – новая модель международного сотрудничества, которая помогает вузам осуществлять набор иностранных студентов. Это позитивно сказывается на всем образовании в целом. Визиты в Африку в рамках кластера показали большую востребованность для развития энергетики альтернативных и вторичных источников энергии, в том числе для производства холода, что весьма актуально для тропического климата. Наиболее популярны области нетрадиционных возобновляемых искусственных источников энергии в области гидроэнергетики».

Начальник управления международного сотрудничества Российского университета транспорта (МИИТ) Любовь Лучинина отметила, что в 2017 году было подписано соглашение между ООО «РЖД Интернешнл» и Союзом железных дорог «Железные дороги Кубы» по восстановлению и модернизации железнодорожной инфраструктуры Республики Куба.

«РУТ (МИИТ) готов организовать повышение квалификации для руководителей и специалистов кубинских железных дорог. Повышение квалификации возможно, как на базе российских, так и кубинских железных дорог», - Любовь Лучинина.

Новости
Все новости
Международное сотрудничество
24 апреля
Делегация Посольства Республики Казахстан посетила РУДН

Даурен Абаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана, в составе делегации страны посетил университет. На встрече обсуждались вопросы сотрудничества между РУДН и казахстанскими вузами.

Международное сотрудничество
20 апреля
Министр образования и науки Республики Таджикистан встретился со студентами в РУДН

РУДН посетила делегация Министерства образования и науки Республики Таджикистан. Рахим Саидзода, Министр образования и науки Таджикистана, встретился с таджикскими студентами университета.

Международное сотрудничество
18 апреля
Делегация Посольства Социалистической Республики Вьетнам посетила РУДН

Заместитель Министра образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам Хоанг Минь Шон посетил Российский университет дружбы народов в составе делегации Посольства страны. На встрече обсуждались вопросы сотрудничества между РУДН и вьетнамскими университетами в сфере науки и образования.