Вопросы адаптации иностранных студентов в условиях пандемии COVID-19 обсудили на научно-практической конференции

Вопросы адаптации иностранных студентов в условиях пандемии COVID-19 обсудили на научно-практической конференции

Вопрос эффективной адаптации иностранных студентов в условиях пандемии COVID-19 играет важную роль для развития российской системы образования в сфере конкуренции на международном рынке образовательных услуг. 30 апреля 2021 года на площадке Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова состоялась научно-практическая конференция, посвященная этому актуальному вопросу.

Научно-практическая конференция проходила в очном и онлайн-форматах, на ней присутствовали представители российских и зарубежных вузов, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Калмыкия, органов власти региона и организаций-работодателей.

Цель проведения конференции: обмен опытом с коллегами по вопросам привлечения иностранных студентов на обучение в вузы Российской Федерации, обеспечения их пребывания на территорию России, обучения и социкультурной адаптации, а также разработка предложений по распространению лучших практик.

Обсуждение вопросов социокультурной адаптации иностранных студентов в период пандемии короновируса проходили в рамках пленарного заседания, дискуссионных площадок и итогового круглого стола.

С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратился Главный федеральный инспектор по Республике Калмыкия Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Александр Беляев. Он отметил важность и актуальность обсуждаемых на конференции вопросов. 

«В последние годы наступило понимание экспорта российского образования как важного государственного внешнеполитического инструмента, и были предприняты меры по наращиванию экспортной деятельности. Растущая академическая мобильность в сфере высшего образования предъявляют высокие требования к качеству предоставления образовательных услуг в российских вузах. Сегодня Калмыцкий государственный университет логично включился в подготовку кадров для зарубежных стран, модернизирована инфраструктура вуза, в том числе информационная, позволяющая на высоком уровне проводить онлайн обучение для иностранных студентов в период пандемии короновируса. Реконструированы новые учебные площади, лаборатории и общежития. Все это позволило создать в университете такие условиях, в которых успешно обучаются представители 43 зарубежных стран».

Член комитета по образованию, здравоохранению, культуре, молодежной политике и социальной защите Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Булган Ангирова, выступая перед участниками пленарного заседания, отметила важность поднимаемой темы для образования Республики и для страны в целом.

«Сегодня в России реализуется масштабный федеральный проект „Экспорт образования“, направленный на повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг, который призван нарастить не сырьевой экспорт Российской Федерации, в том числе и в регионах. И это очень важно и значимо для нас всех. Реализация данного проекта должна повысить привлекательность образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период их обучения на территории России, а также повысить узнаваемость бренда образования России на международном образовательном рынке, что в результате увеличит объемы выручки от экспорта образовательных услуг. На сегодняшний день в образовательном пространстве региона сложилась целевая модель экспорта образования. Продвижение перспективных направлений социально-экономического развития степного региона, в том числе и экспорт образования, осуществляются при эффективном взаимодействии органов государственной власти Республики Калмыкии с Калмыцким государственным университетом».

С вступительным словом к собравшимся обратилась заместитель министра образования и науки Республики Калмыкия Татьяна Петкиева. В своем выступлении она подчеркнула, что на территории многонациональной Калмыкии сформировалось целостное поликультурное образовательное пространство. И главное задача, в условиях пандемии короновируса, не утратить эту целостность.

О важности интернационализации высшего образования говорил ректор Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова" Бадма Салаев. В своем выступлении он подчеркнул, что в настоящее время перед вузовским сообществом стоят новые масштабные задачи и цели. 

«Интернационализация образования, как следствие глобализации, стала неотъемлемой частью каждого университета. В этой связи, усилилась потребность в обмене опытом, объединении сил и возможностей. На сегодняшний день каждый второй обучающийся является иностранным гражданином. В России больше всего иностранных граждан обучается в рамках межгосударственных соглашений или в результате реализации программ межвузовского сотрудничества. В Калмыцком государственном университете обучается около 1500 иностранных студентов, аспирантов и стажеров из 43 стран мира. Действует более 120 соглашений о научном и образовательном сотрудничестве с правительственными и международными организациями, зарубежными университетами и научными центрами Европы, Азии и Африки. Функционирует 7 центров русского языка и культура, ключевая задача которых популяризация российской высшей школы в мировом пространстве».

О формировании благоприятной и комфортной среды, необходимой для эффективного процесса обучения иностранных студентов, включающей научно-образовательную, экономическую, нормативно-правовую, политическую и социальную составляющую рассказала модератор научно-практической конференции, проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов Лариса Ефремова. Эксперт подчеркнула, что благоприятная среда, направленная на социокультурную адаптацию иностранных студентов в процессе обучения в российских вузах, должна формироваться на трех уровнях: университетском региональном и федеральном уровнях.

С докладом «Репутационные показатели и международные рейтинги: опыт РУДН» выступила советник ректора РУДН по партнерствам, директор Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций РУДН Юлия Эбзеева. Спикер подчеркнула, что для каждого вуза — большую роль играет международная репутация. В период пандемии короновируса международные рейтинги занимают лидирующие места при выборе университета иностранными студентами. Высокая позиция национальных университетов в международных рейтингах повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов. В 2021 году Российская Федерация поднялась на 4 место рейтинга QS по оценкам работодателей.

В рамках трех дискуссионных площадок конференции эксперты представили лучшие практики адаптации иностранных студентов в вузах Юга России и Прикаспийского региона, обсудили модели оценки эффективности процесса адаптации иностранных студентов, рассказали о внеучебных формах повышения мотивации иностранных студентов в изучении русского языка, поделились опытом предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов в поликультурном университетском кампусе.

Доклады, включенные в программу конференции, были посвящены организации взаимодействия иностранных обучающихся с региональными ассоциациями иностранных выпускников российских вузов«, роли национальных землячеств, региональных ассоциаций иностранных выпускников российских вузов в привлечении иностранных граждан для обучения в России, организации самостоятельной и внеучебной работе с иностранными студентами, вопросам адаптации иностранных студентов в условиях пандемии в вузах Прикаспийского региона, формам поддержки иностранных обучающихся.

На завершающем этапе конференции была принята резолюция, в которой обобщались итоги состоявшихся дискуссий, определены ключевые проблемы и обозначены механизмы распространения лучших практик адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах в условиях пандемии COVID-19.

Подводя итог конференции, организаторы мероприятия отметили практическую ценность многих докладов, широту и многосторонность профессиональных интересов экспертов, работающих с иностранными студентами, что позволило найти в пандемийный период оптимальные пути решения вопроса обучения и воспитания иностранных студентов, что в конечном счете, будет способствовать повышению международной конкурентоспособности российского образования в глазах зарубежных партнеров, работодателей и потенциальных абитуриентов.

Справочно

Инициатором и организатором проведения научно-практической конференции «Актуальные аспекты адаптации иностранных студентов в условиях пандемии COVID-19» выступил Российский университет дружбы народов.

Научно-практическая конференция прошла в рамках федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» в рамках договора между РАНХиГС и РУДН на выполнение работ по теме «Организация и проведение дополнительного профессионального образования руководителей и сотрудников международных служб образовательных организаций». По итогам конференции будет издан сборник, в который войдут статьи, отражающие опыт работы российских и зарубежных вузов в области адаптации иностранных студентов в период пандемии короновируса.

Новости
Все новости
Международное сотрудничество
15 апреля
Как получить стипендию «RUDN International Scholarship»

Российский университет дружбы народов объявляет конкурс на стипендию «RUDN International Scholarship».

Международное сотрудничество
12 апреля
Открыт прием заявок на стипендию «TOP STUDENT MOBILITY»

С 12 апреля по 17 мая  проходит прием заявок на участие в Конкурсе на специальную стипендию «TOP STUDENT MOBILITY» во втором семестре 2023/2024 учебного года. В конце мая 2024 года Конкурсной комиссией будут определены 25 победителей, которые получат стипендию «TOP STUDENT MOBILITY».

Международное сотрудничество
8 апреля
Как развить soft-skills и помочь студентам самореализоваться? РУДН рассказал о Центре компетенций на встрече с Кыргызско-Российским Славянским университетом

РУДН представил работу Центра компетенций на образовательной сессии с представителями Кыргызско-Российского Славянского университета. Участие в мероприятиях организации позволяет студентам развивать надпрофессиональные навыки через образовательную и внеучебную деятельность. Специалисты РУДН разработали методику, благодаря которой учащиеся разных курсов могут совершенствовать необходимые им навыки.