РУДН провел первый кейс-чемпионат LinguaTech по созданию IT-решений для изучения русского языка
В РУДН прошёл финал кейс-чемпионата «LinguaTech: диалог наук». Студенты филологического факультета, факультета искусственного интеллекта и факультета физико-математических и естественных наук объединились в команды, чтобы разработать цифровые проекты. Задача — придумать продукт, который поможет иностранным студентам изучать русский язык.
Всего студенты РУДН подали 100 заявок на участие в отборочном этапе. Были сформированы 10 команд, но в финале только 5 смогли презентовать свой проект жюри.
Победителями стали команды с проектами:
- I место — «Город РУДН»
- II место — «По-русски — легко!»
- III место — «RusCraft»
«Проект «Город РУДН» — геймифицированное приложение для изучения русского языка и адаптации иностранных студентов в кампусе РУДН. Оно сочетает обучение русскому языку с элементами игры, используя интерактивную карту кампуса, где каждая локация содержит тематический блок с лексико-грамматическими заданиями. Наше приложение предлагает мини-игры и чат-бот для отработки навыков, поддержание мотивации за счет системы наград, различных уровней и возможности кастомизации персонажа, а также наличие искусственного интеллекта для проверки правильности произношения и создания диалоговых сценариев на основе реальных ситуаций. Наша цель — не только помочь иностранным студентам выучить язык легко и быстро, но и ускорить их адаптацию к жизни в кампусе университета.
Мы рассматривали основные сложности, с которыми сталкиваются иностранные студенты РУДН. К ним относятся: освоение грамматики и фонетики русского языка, языковой барьер и нехватка практики общения в реальной жизни, затрудняющие коммуникацию, а также низкая мотивация. Эти проблемы напрямую влияют на успешность изучения русского языка и адаптацию иностранных студентов.
Я думаю, всем нам было очень интересно поработать с кем-то с других факультетов. В контексте именно нашего проекта коллаборация IT-специалистов и филологов была очень кстати, так как задумывалось приложение для изучения языков. При этом мне, как студенту факультета искусственного интеллекта, точно было бы сложно разобраться, какая именно лексика нужна иностранцам или, например, что вообще стоит включить в приложение. Поэтому мы действительно прекрасно дополнили друг друга: то, что не смогли сделать одни члены нашей команды, были способны выполнить другие», — Андрей Кайдалов, студент факультета физико-математических и естественных наук («Фундаментальная информатика и информационные технологии», I курс).
«Междисциплинарная работа была для нас очень интересна: во-первых, мы смогли распределить задачи так, чтобы каждый работал над той частью, которая ему интересна и в которой он разбирается; во-вторых, было полезно посмотреть, как подходят к задачам студенты с разных факультетов. Это расширило наши горизонты, так как мы учились друг у друга», — Айсылу Назмутдинова, студентка филологического факультета («Лингвистика», III курс).
«Это был очень интересный опыт. Здорово, когда, казалось бы, такие далекие друг от друга специальности могут вместе создать что-то полезное для общества. Я сначала волновалась, потому что в команде были незнакомые люди, и не знала, как сложится наша работа, однако мне было очень приятно и легко работать с сокомандниками. Несмотря на разные сферы интересов, мы очень быстро смогли придумать идею и распределить задачи. По мере создания проекта мы многому учились друг у друга и применяли уже накопившиеся знания. Это удивительный опыт, который показал мне новые пути и возможности профессии филолога в будущем», — Кристина Ткач, студентка филологического факультета («Филология», II курс).
«Проект «По-русски — легко!» направлен на разработку навыка для голосового помощника Яндекс Алиса, который будет использоваться для обучения иностранцев русскому языку. Навык представляет собой интерактивную игру: пользователю дается описание слова, которое он должен отгадать. Такой формат позволяет иностранным студентам не только пополнять словарный запас, но и тренировать восприятие речи, а также лучше запоминать лексику в контексте. Проект направлен на решение двух распространенных проблем, с которыми сталкиваются иностранцы при изучении русского языка, — трудности в запоминании и активном использовании новой лексики. Благодаря адаптированным описаниям слов, контекстуальной подаче материала и мультимодальному формату обучения, мы делаем освоение лексики более доступным, понятным и эффективным. Можно сказать, что в качестве прототипов мы взяли навыки Яндекс Алисы, основанные на простых словесных играх, например, «Угадай город». Однако эти игры ориентированы на русскоязычного пользователя. Поэтому мы переосмыслили этот формат с педагогической точки зрения и постарались адаптировать его для обучения иностранцев русскому языку», — Анастасия Кшнякина, студентка филологического факультета («Филология», магистратура, I курс).
«Платформа RusCraft — это образовательная экосистема, в которой изучение русского языка превращается в игру или приключение. Мы объединили мобильное приложение, VR-модуль и Telegram-бот, чтобы создать индивидуальный, гибкий и эмоционально комфортный опыт изучения языка. Русский язык не нужно зубрить, его нужно «проживать, у нас это происходит благодаря VR-модулю, где студенты могут тренировать речь в виртуальных кафе, метро, на русских праздниках и в других ситуациях. Это снижает тревожность, мотивирует, и делает обучение не обязанностью, а увлечением. Мы решали проблему психологического и культурного барьеров у иностранных студентов:
- страх говорить из-за ошибок,
- незнание культурных норм,
- низкая вовлечённость вне уроков.
Эта проблема выбрана осознанно, потому что студенты часто знают теорию, но боятся говорить. Мы захотели создать среду, где учиться говорить по-русски безопасно и интересно, с уважением к родной культуре студента», — Алина Абдуллаева, студентка филологического факультета («Филология», II курс).
Оценивали проекты:
- Антон Поддубский, декан факультета искусственного интеллекта;
- Оксана Александрова, заместитель декана по научной работе филологического факультета;
- Лали Чебуханова, заместитель декана по учебной работе факультета искусственного интеллекта;
- Евгений Башкин, заместитель декана по учебной работе филологического факультета, заведующий кафедрой психологии и педагогики;
- Иван Смирнов, заведующий отделом Института проблем искусственного интеллекта Федерального Исследовательского Центра «Информатика и управление» РАН;
- Жамал Маратова, координатор научно-исследовательской работы студентов филологического факультета;
- Наим Резаиан, заведующий лабораторией искусственного интеллекта.
Сегодня в РУДН высшее образование получают 13 тысяч иностранных студентов из 160 стран.
Высшая школа управления РУДН совместно с НСО РУДН провели питчинг-сессию «StartUP&GO», приуроченную ко Дню предпринимателя. Студенты РУДН представили 12 проектов. Лучшие проекты планируется реализовать при поддержке компании «Cosmos Group», Штаба защиты бизнеса и Муниципалитетов Подмосковья.
11 июня на главной площади университета пройдет XXXVI Интернациональный фестиваль студентов «Этнофест РУДН». Гостей ждёт насыщенная программа с интерактивными локациями, яркими выступлениями, национальными угощениями и вечерним концертом.
РУДН принял участие во всероссийской акции «Сад — Связь поколений». На территории университета ветераны, герои СВО, общественные деятели, студенты из 30 стран, преподаватели и сотрудники высадили 30 яблонь. Акция организуется Всероссийским духовно-патриотическим, социально-экономическим проектом «Связь поколений» Фонда содействия реализации социальных проектов.