Сегодня студенты РУДН, а завтра — звезды телеэкрана: Всемирный день телевидения
На вопросы ответили:
Ольга Катиле, филологический факультет, «Телевидение», II курс, Мали.
Алена Лазаренко, филологический факультет, «Телевидение», III курс, Россия.
Оля, Алена, как вы считаете — телевидение умирает? Кто победит — блогеры или телевизионщики?
Оля: Золотой век телевидения прошел, но телевидение не умирает. Оно просто учится делить место с интернетом, с которым родилось понятие «блогер». Блог — более свободный формат, который отражает современный мир. Кто победит — блогеры или телевизионщики? Я скажу так: только после зимы мы начинаем ценить лето, только с помощью шума мы можем оценить тишину. Вот так благодаря интернету мы смотрим на телевидение новым взглядом. Это не борьба, а симбиоз.
Алена: Телевидение не умирает, а перерождается. Оно стоит на стыке привычного контента и нового, с неизведанным форматом, который мы и наши коллеги ищем и исследуем. Блогеров и телевизионщиков сравнивать нельзя. Мы отвечаем за качество и достоверность информации, которую несём в массы. Так делает любой уважающий себя тележурналист — не врет, а расследует, уточняет, проверяет, редактирует и создаёт работы с любовью. В блогерстве дела обстоят иначе — в нем нет правил. Блогеры могут говорить что угодно: делиться своим мнением, заблуждаться, преувеличивать, приуменьшать, недосказывать, лгать. Однако мы все делаем контент. Хоть и ценности телевидения и блогерства — разные, победу одержат глубокие смыслы и качественный контент.
Какие специалисты наиболее востребованы в сфере ТВ? Журналисты или техники? Райтеры или монтажеры?
Оля: Телевидение — это сфера, в которой все специалисты дополняют друг друга. Но если все-таки говорить о востребованных, то это монтажеры и райтеры. Журналист занимается контентом, а монтажеры и райтеры — формой. Даже если контент не очень хорош, он привлекает зрителя формой. Но так работает и в обратную сторону — если форма неправильная, то контент, даже самый невероятный, не удержит внимание зрителя.
Алена: Востребованы те, кто относится к своему делу ответственно, профессионально и со всей душой. Журналистов, техников, райтеров и монтажеров много, но они все разные. А настоящий специалист, каким бы направлением он ни занимался, всегда найдет свое место и внесет вклад в общее дело.
Что самое приятное в профессии телевизионщика? Что самое сложное?
Оля: Неизвестный источник гласит, что «до телевидения — две мировые войны, после телевидения — ноль». Телевизионщики работают с самым эффективным инструментом на планете — телевизор. С помощью него мы можем либо разрушать, либо просвещать. Самое прекрасное — осознать, что этот выбор только в наших руках. А самое сложное — найти золотое сечение между спросом зрителей и качественной работой.
Алена: В моей группе много талантливых ребят: кто-то не выпускает из рук микрофон, другие днями и ночами монтируют на компьютерах, третьи исписывают листы сценариями и необычными идеями, а последние жаждут поиска новых героев и составляют вопросы для интервью. Самое приятное в профессии телевизионщика — найти направление по душе. Меня, например, «любит» камера, а я обожаю быть в кадре. Но вот стоять за камерой мне дается с трудом — с детства не дружу с техникой (смеется).
Может ли интроверт стать телевизионщиком? Как побороть страх камеры?
Оля: Как интровертка, отвечу — да, может. Секрет — в любви к профессии. Я ежедневно ставила цели и заставляла себя выходить из зоны комфорта. Интровертам даже интереснее, чем экстравертам, потому что сталкиваются с «челленджами», которые для вторых — обыденность.
Перед камерой важно полностью сосредоточиться на том, что говорите. Нужно понимать и визуализировать тему в голове. Это позволяет не отвлекаться на внешние факторы, а речь становится плавной.
Алена: Люди ошибаются, когда думают, что к телевизионщикам относятся только телеведущие. За съемкой даже небольшого 10-минутного ролика стоит целая команда: операторы, ведущие, монтажеры, режиссеры, сценаристы, корреспонденты, светлячки, звукорежиссеры, гримеры. Интроверту стоять перед камерой тяжело, но работа со сценарием, идеями и структурой подойдет отлично. При желании любой может стать телевизионщиком, если будет заниматься тем, в чем он талантлив и силен.
А вот страх камеры в начале пути есть всегда! Одногруппницы, которые знали, что точно хотят быть в кадре, все равно волновались. Но это можно побороть. Например, делайть дыхательные упражнения — они помогают сконцентрироваться и настроиться. А еще не забывайть развивать речевой аппарат. Чем больше ты практикуешься, тем увереннее становишься и чувствуешь себя как рыба в воде.
Какие профессиональные термины или сленги нужно выучить для работы на ТВ в первую очередь?
Оля: Советую выучить, что такое петличка, штатив, видеоряд, Б/З («без закадра»), говорящая голова, закадровый текст, интершум, кадр и синхрон...
Алена: Да, терминологии у нас хоть отбавляй! Важно знать, что такое ГЗК — закадровый голос. Неловко выходит, когда приходишь на съемки, вокруг кричат: «Пишем ГЗК! Пишем ГЗК!», — а ты не знаешь, что это, и теряешься.
Петличка! Ох уж эта петличка! Кто-то думает, что эта вещь выглядит как удочка или бесполезная палочка, которой никогда не пользуются. Но используют ее почти всегда. Это маленький микрофончик, который крепят на одежду в кадре, чтобы голос был четким, понятным и чистым.
Не забываем и о синхронах или СНХ. Когда говорят: «снимаем синхроны», — не нужно вставать в ряд и синхронно танцевать. Синхрон — это прямая речь человека в кадре. Но помните, что СНХ длится примерно 15-25 секунд. Без танцев (смеется).
28 студентов РУДН из России, Беларуси, Ирана, Коста-Рики, Перу и Туркменистана выступили на Балу дебютантов на площадке Мраморного зала Российского этнографического музея. РУДН стал единственным вузом, представившим Москву на мероприятии.
11 июня на главной площади университета пройдет XXXVI Интернациональный фестиваль студентов «Этнофест РУДН». Гостей ждёт насыщенная программа с интерактивными локациями, яркими выступлениями, национальными угощениями и вечерним концертом.
10 студентов РУДН из 4 стран факультета гуманитарных и социальных наук участвовали в весенней «Вахте Памяти» в Новгородской области. В составе поискового отряда «Память» они работали на местах боёв