Взрослые птицы притворялись птенцами, чтобы я их покормила: студентка РУДН об опыте волонтёрства в центре «Воронье гнездо»
Студентка института экологии РУДН Дарья Доброва (направление «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», II курс) провела летом неделю в качестве волонтёра в реабилитационном центре диких птиц «Воронье гнездо» во Владимирской области.
Дарья рассказала о забавных повадках обитателей центра, о том, что её поразило в первой день, и какие новые навыки она приобрела за время пребывания в центре.
Как ты узнала о возможности побывать в роли волонтёра в «Вороньем гнезде?»
Узнала о центре в одном из каналов в Telegram, я часто беру оттуда информацию о волонтёрстве или конференциях и делюсь ей с другими. Очень люблю заниматься волонтерской деятельностью; как правило, я получаю от этого больше выгоды, чем сама организация. Мне не сложно помочь с элементарными делами, приобретая при этом новый опыт, знакомства и весело проводя время.
Опиши свои самые первые ощущения и впечатления, когда ты только приехала в центр. Что больше всего поразило: птицы, люди, место?
Меня поразило в этом месте всё, а особенно то, что некоторые птицы спокойно, без всякого контроля и страха, гуляли по территории, а иногда даже пытались пугать волонтёров. У реабилитационного центра довольно большая территория и много вольеров с кучей птиц. Меня очень удивляло, как девочки со всем этим справляются, но работницы были очень спокойными и добрыми.
Расскажи о своих обязанностях. Что было самым сложным, и как ты с этим справлялась?
Погружение в работу началось с первого дня. Меня встретили как постоянные обитатели центра: гуси, павлины, цесарки, так и его временные постояльцы — дикие птицы, которые проходят реабилитацию перед выпуском обратно на волю. Я ухаживала за птенцами и кормила хищных птиц. Сама работа не слишком тяжёлая: если нужно было перетащить много кусков мяса или замороженных цыплят, можно было взять тачку и облегчить себе жизнь. Труднее всего давалось просыпаться в семь утра и разносить еду под палящим солнцем. Однако после окончания всей рутины можно было вздремнуть пару часиков перед следующим кормлением птенцов.
Какими забавными случаями с участием пернатых обитателей центра ты можешь поделиться?
Из таких ситуаций могу вспомнить, как в первые дни гладила всех птиц, которые были не против. Так, вместе с другой девушкой-волонтёром, я наткнулась на индоутку, которая не боялась людей и не убегала при нашем приближении. Мы её гладили по шее и спине, а она в ответ начинала издавать забавные звуки и как-то приятно щипать кожу. Нам показалось, что ей нравится, и так она проявляет свою любовь. Однако в конце дня, другая девушка прочитала информацию про этих птиц, и оказалось, что утка очень злилась и пыталась нас отогнать.
Когда я приходила кормить воронят, которые пока не умели есть сами, некоторые взрослые птицы с удовольствием притворялись птенцами, чтобы получить пищу с пинцета. Другие хищные птицы не очень любили мои визиты, но мне всё равно удалось подержать на руке ушастую сову и пустельгу. А аисты проявляли большой интерес к брелокам на телефонах. Ещё меня смогла удивить и немного испугать одна из сорок. Я приходила кормить этих птиц, и в какой-то момент мне показалось, что одна сорока что-то каркает в ответ, я даже стала разбирать слова. Птица спрашивала: «Кто там?», «Кто пришел?», «Как дела?» и «Видела?». Я в шоке нашла другого волонтёра и пошла показывать говорящую сороку, чтобы убедиться, что мне не припекло голову. Привожу свидетеля — сорока молчит. И только через какое-то время птица полностью привыкла ко мне и оказалось, что она правда говорящая, я даже записала её разговоры на видео.
Чем ты занималась в свободное от работы в центре время?
В свободное от обязанностей время я и другие волонтёры могли отдохнуть, искупаться в реке или поиграть в настольные игры. Было весело!
А какой момент за всю неделю стал для тебя самым эмоциональным?
Пожалуй, самыми эмоциональными моментами всегда были смерти птиц. К сожалению, с таким большим количеством подопечных и выпущенных птиц в природу неизбежны и смерти. Однажды я пришла кормить воронов и нашла в их вольере даже не мёртвую птицу, а остатки скелета и крыльев. Её полностью съели свои же сородичи.
Какие знания о птицах и работе с ними, их реабилитации ты получила во время волонтёрства?
Поначалу я и половины этих птиц не знала, а уж о тонкостях обращения с ними и речи не было! Но волонтёрство открыло для меня целый мир. Я научилась различать не только виды — от хищников до водоплавающих — но и их возраст от слётков (я даже не знала о существовании такого слова) до взрослых птиц. Самым ценным стало понимание, что к каждой птице нужен свой подход. Хищника, например, нельзя кормить с руки как утку — это и опасно, и может сделать его ручным, а наша главная цель — сохранить его дикие инстинкты, чтобы он мог вернуться в природу.
После работы в центре изменился ли твой взгляд на будущую профессию? Появилось ли более чёткое понимание своего пути?
Я обожаю животных, и после волонтёрства в «Вороньем гнезде» я задумалась о направлении своей будущей деятельности и укрепилась в желании работать в сфере охраны природы. Ещё до поступления мне, как и любому вдохновленному студенту, хотелось работать по профессии, но, тем не менее, я переживала, найдёт ли применение мое образование. После волонтёрства в центре я думаю двигаться дальше в аграрном направлении, поэтому поступила на вечернее отделение направления «Зоотехния» Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени им. К.И. Скрябина.
Что бы ты сказала другим студентам РУДН, которые хотели бы попробовать такое волонтёрстве? Почему им стоит это сделать и как получить такую возможность?
Я бы посоветовала не упускать такие возможности, жизнь всегда может повернуться неожиданной стороной. Часть работниц реабилитационного центра, которые были со мной на смене, тоже как-то приехали просто волонтёрами, даже без образования в нужной области, и просто прикипели к делу. Такое необычное дело стоит попробовать хотя бы для личного опыта. Возможно, они также проведут время с пользой и получат удовольствие от работы, а если нет — этот опыт станет интересной историей для компании друзей. Насчёт того, как получить такую возможность... У меня не было опыта обращения с дикими птицами, только с домашним попугайчиком, поэтому здесь нужно только желание студента и регулярное отслеживание волонтёрских программ. Я занимаюсь волонтёрским отделом нашего вузовского научного студенческого сообщества Greenlab, постоянно отслеживаю соцсети зелёных организаций и скидываю ребятам самое интересное, а также агитирую поехать вместе со мной. А сама я планирую повторить поездку в «Воронье гнездо» в следующем году.
«Давайте вместе помогать!» Наверное, так можно кратко сказать о предложении школьника Евгения Русакова, с которым он обратился к руководству медицинского института РУДН. Евгений и его брат Владислав — аспирант кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены — с недавних пор стали волонтёрами Московского общества Красного Креста. За полтора месяца они успели принять участие в нескольких мероприятиях по отправке сирийских беженцев в пункты временного размещения по России.
Студенты и сотрудники РУДН, присоединяйтесь к сбору гуманитарной помощи для тех, кто сейчас на передовой.
Торжественной церемонией закрытия завершил свою работу интернациональный студенческий строительный отряд РУДН «Меридиан Дружбы». Почти 200 бойцов из 47 стран мира подвели итоги продуктивного трудового семестра.