Эксперты Экономического факультета РУДН определили критерии мониторинга систем образования стран БРИКС

Эксперты Экономического факультета РУДН определили критерии мониторинга систем образования стран БРИКС

14-15 ноября на Экономическом факультете РУДН прошла официальная презентация общих статистических подходов к анализу систем образования Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР – были представлены результаты масштабного исследования «Разработка методологических принципов и инструментария анализа показателей статистики образования стран БРИКС в целях информационно-аналитического обеспечени

14-15 ноября на Экономическом факультете РУДН прошла официальная презентация общих статистических подходов к анализу систем образования Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР – были представлены результаты масштабного исследования «Разработка методологических принципов и инструментария анализа показателей статистики образования стран БРИКС в целях информационно-аналитического обеспечения принятия решений на основе мониторинга национальных систем образования». Миссия проекта – помочь сближению и гармонизации образовательных статистических систем Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в целях активизации академической мобильности, совместных научных и образовательных проектов.

Проректор РУДН по международной деятельности РУДН Лариса Ефремова: «Создание сетевых форм взаимодействия в области образования, тем более – на межрегиональном пространстве, - вещь сложная, даже ювелирная. Нужно приблизить языки обучения, сопоставить стандарты, найти общее в учебных программах… Подобное сотрудничество требует общих подходов и критериев. РУДН 2 года проводил статистические исследования и изучил национальные приоритеты в национальных системах образования».

Специалисты РУДН разработали методику формирования единых показателей статистики образования в странах БРИКС, которая содержит анализ десятков показателей:численность выпускников всех уровней образования, чистый коэффициент охвата, соотношение числа учащихся к численности населения в этом возрастном диапазоне, данные об абитуриентах, средняя продолжительность обучения, коэффициент «учащийся/преподаватель» и др.Такой показатель, как, например, средняя продолжительность обучения на уровне образования рассчитывается ООН и используется в качестве составного компонента для расчета Индекса развития человеческого потенциала.

Специалисты РУДН изучили образовательные системы стран БРИКС, национальные приоритеты в развитии образования. Было выявлено, например, что для Бразилии, Индии и ЮАР до сих пор актуальна задача повышения грамотности населения, преодоление социального и расового неравенства. При этом для Китая и России приоритетны «информатизация» образования, качественное преобразование университетской системы.

Констатируется огромный образовательный потенциал стран БРИКС. В частности, Бразилия, Россия, Индия и Китай выпускают более половины инженеров в мире.

В результате проведенного исследования выявлено, что определенные сложности возникли с демографической статистикой. В ряде стран возрастные группы разделены по 5 лет (Россия, ЮАР, Бразилия). В Индии демографическая статистика может быть скоррелирована по возрастным группам, соответствующим уровням образования. В Китае возрастные группы разделены в классической версии – 0-14 лет, 15-64 лет, 65+ лет. Наиболее целесообразным была бы разработка и использование анкет, практикуемых ЮНЕСКО, для сбора и анализа образовательной и иной статистики по странам БРИКС.

Эксперты пришли к выводу, что в гармонизации нуждаются все уровни образования – от дошкольного до послевузовского. «Различается количество лет, проведенных в школе. Неоднозначны демографические показатели. Мы считаем, что ключевые аспекты гармонизации – это временные периоды и широта охвата аудитории», - подчеркнул декан Экономического факультета РУДН Юрий Мосейкин.

Среди основных проблем, выявленных в результате анализа, ученые РУДН выделили следующие:

1.Различия в числе лет обучения в школах (11-12 лет)

2.Статистика численности населения предоставляется группами по 5 лет, не совпадающими с возрастными группами обучающихся

3.Не во всех странах в полной мере национальные уровни образования (и возраста) коррелируют с Международными стандартами классификации образования (МСКО), в связи с этим возможны погрешности и двойной счет

4.Могут отсутствовать данные по числу обучающихся с разбивкой по возрасту

5.Могут отсутствовать данные по зачисленным и выпускникам, следовательно, используется статистика по обучающимся

6.Расчетные данные могут расходиться с официальной статистикой

7.Возможно расхождение в периодизации: финансовый год, календарный год.

8.Финансовые данные могут предоставляться в национальных валютах, поэтому их необходимо переводить в доллары США.

Экономистами РУДН были разработаны рекомендации для повышения эффективности дальнейших анализов и принимаемых решений. Данный проект позволяет дать новый импульс в развитии Сетевого университета стран БРИКС, в котором РУДН выполняет роль координатора. Исследование также позволяет расширить возможности обмена опытом и успешными статистическими практиками, развития академических обменов, совместных научных и образовательных проектов.

Полученные результаты согласованы ходе веб-совещаний с представителями министерств образования и экспертами стран БРИКС– удалось сблизить позиции по общим принципам проведения статистического мониторинга систем стран БРИКС. Актуальность исследования подтверждается одним из разделов подписанной 4 сентября 2017 г. в Китае Декларации «BRICS Leaders Xiamen Declaration».

Проект был инициирован Минобрнауки России в целях выполнения принятой в ноябре 2015 г. на московской встрече министров образования стран БРИКС Декларации, а также общей стратегии экономического и гуманитарного партнерства БРИКС. В частности, 2 года назад было впервые зафиксировано намерение: «обмениваться статистическими данными и разработать общую методологию расчета показателей в сфере образования; содействовать гармонизации статистики в сфере образования».

Новости
Все новости
Наука
12 марта
«По страницам курсовой»: объявлены результаты конкурса исследовательских работ студентов РУДН

В РУДН подвели итоги конкурса «По страницам курсовой» 2024. Победителями стали 14 студентов, еще 48 — призерами. Что исследовали авторы лучших научных работ? Ответом делимся ниже.

Наука
10 марта
Коллектив РУДН занял 1 место во Всероссийском конкурсном отборе научных проектов «Технологии для здоровья человека»

Авторский коллектив под руководством заведующего кафедрой общей и клинической фармакологии РУДН Сергея Зырянова стал победителем всероссийского конкурса научных проектов «Технологии для здоровья человека».

Наука
5 марта
Научная повестка РУДН до 2030 года: новая программа развития НИОКР и инновационной деятельности

РУДН постоянно адаптируется к изменениям современного мира и гибкостью отвечает на вызовы. Это позволяет держать планку научно-исследовательского университета мирового уровня. Сфера науки — не исключение. Начальник научного управления Пётр Докукин представил обновленную программу развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на заседании Ученого совета РУДН.