Химик РУДН создал катализатор для очистки сточных вод от парацетамола
Широкое использование лекарственных и гигиенических средств стало одним из главных факторов загрязнения сточных вод. Незаметное «лечение» лекарствами, которые могут попадать в организм человека из недостаточно очищенной воды, представляют серьезную угрозу и для здоровья людей, и для состояния экологии. Для очистки сточных вод, как правило, используется метод биоразложения, когда основную работу выполняют микроорганизмы. Второй вариант – адсорбция, то есть поглощение вредного вещества фильтрами-адсорбентами. Но в этом случае необходимо решать вопрос утилизации фильтров. Используют также окисление озоном и некоторые другие методы окисления, но они дороги и требуют специального оборудования.
Вместе с тем, многие вредные вещества не поддаются биоразложению. Одним из таких веществ является ацетаминофен, более известный потребителям как парацетамол или панадол. Это самое распространенное в мире жаропонижающее и болеутоляющее средство, которое во многих странах продается без рецепта. Порядка 58-68 процентов попавшего в организм парацетамола выделяется через почки с мочой и поступает в городскую канализацию. В европейских странах, по оценкам ученых, концентрация ацетаминофена в сточных водах, уже прошедших очистку, может достигать 6 микрограммов на литр, а в США – 10 микрограммов на литр. Поэтому поиск эффективных и доступных способов удаления этого вещества из сточных вод — актуальная задача.
Химик РУДН Рафаэль Луке и его коллеги создали серию катализаторов для фотоокисления ацетаминофена в водной среде. Частицы катализатора представляли собой наносферы из композита оксида цинка и сульфида серебра, покрытые снаружи слоем оксида графена – слоя углерода толщиной один атом.
Химики установили, что при облучении катализатора в водной среде видимым светом из растворенного в воде кислорода образуется короткоживущий и нетоксичный супероксидный радикал. Он и окисляет ацетаминофен до воды, углекислого газа и азота, безвредных для окружающей среды. Наибольшей активностью обладал образец с 10-процентным молярным содержанием серебра.
Для сравнения исследователи в тех же экспериментальных условиях испытали каталитическую активность двуокиси титана и наносфер оксида цинка, покрытых окисью графена. Они обеспечивали фотоокисление ацетаминофена на 35 процентов для двуокиси титана и 47 процентов для оксида цинка за 60 минут. Новые катализаторы, содержащие сульфид серебра, превосходили их по активности. За 60 минут 100 процентов ацетаминофена исчезало из раствора.
Работа в журнале Separation and Purification Technology
Представьте себе мир, где у каждого есть достаточно еды, чистая вода, доступ к образованию и достойная работа. Мир, где берегут природу и заботятся о будущем нашей планеты. Это и есть цели устойчивого развития — построить устойчивое будущее для всех! Для этого Организация Объединенных Наций (ООН) в 2015 году определила 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). ЦУР — это глобальный план, который помогает странам и людям вместе двигаться к лучшему будущему. К нему присоединились 193 государства-члена ООН.
Исследователи факультета искусственного интеллекта РУДН провели масштабное исследование, которое раскрыло системные ошибки больших языковых моделей (LLM) при диагностике депрессии по тексту. Эта работа, выполненная совместно с коллегами из AIRI, ФИЦ ИУ РАН, ИСП РАН, МФТИ и MBZUAI, не только выявляет проблему, но и закладывает основу для создания более надёжных и безопасных инструментов для детектирования депрессии и тревожности.
В РУДН состоялась первая научно-практическая конференция «Функциональная морфология тканевого микроокружения: от теории к практике», посвящённая памяти академика РАН Михаила Пальцева. Она объединила ведущих исследователей из России, Китая и других стран, став важной площадкой для обсуждения трансляции фундаментальных открытий в персонализированную медицину.