История военфельдшера: воинский и научный путь Николая Тюрина, почетного профессора РУДН

История военфельдшера: воинский и научный путь Николая Тюрина, почетного профессора РУДН

В честь празднования Дня Победы делимся историями фронтовиков, которые после Войны участвовали в создании Университета дружбы народов и воспитывали новое поколение студентов.

Тюрин Николай Алексеевич (1923–2005) — педиатр, доктор медицинских наук, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почётный профессор РУДН.

Николай Тюрин родился 15 марта 1923 года в семье крестьянина в селе Грачевка, Оренбургской области. После окончания семилетней школы поступил в фельдшерско-зубоврачебную школу города Уральска.

Боевой путь от Сталинграда до Будапешта

С начала Великой Отечественной войны около 3 лет находился на фронте в качестве военфельдшера кавалерийского эскадрона, батальона стрелковой парашютно-десантной дивизии, минометного дивизиона и полка. Получил благодарности от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

Принимал участие:

  • в боях под Сталинградом;
  • на Курской дуге;
  • в форсировании Днепра;
  • в прорывах на Кировоград и Пятихатку;
  • в окружении и уничтожении 11 фашистских дивизий Корсунь-Шевченковской группировки;
  • в окружении 23 дивизий немецких и румынских войск под Кишинёвом;
  • в переходе через Карпаты в тыл фашистов в Трансильвании;
  • в сражениях под Будапештом.

В составе 97 Гвардейского Краснознаменного орденов Суворова и Хмельницкого Кировоградского минометного полка участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года.

Награды:

  • Орден Отечественной войны II степени;
  • Орден Красной Звезды;
  • Медаль «За отвагу»;
  • Медаль «За боевые заслуги»;
  • Медаль «За оборону Сталинграда».

Учеба в 1-м Московском медицинском институте

В 1952 году с отличием окончил 1-й Московский медицинский институт и был рекомендован в клиническую ординатуру на кафедру детских болезней. В 1958 году он защитил кандидатскую диссертацию «Сердечно-сосудистая система при бронхиальной астме у детей», а в 1969 году — докторскую диссертацию по теме «Бронхиальная астма у детей». В ней впервые была разработана тактика комплексного лечения бронхиальной астмы в зависимости от периода и тяжести болезни с применением электроаэрозолей, бронхолитических, муколитических, гормональных препаратов и антибиотиков.

Работа в РУДН

В течение 21 года Николай Алексеевич возглавлял кафедру детских болезней Университета дружбы народов. Четыре года работал деканом медицинского факультета. Результаты научных исследований Николая Алексеевича и его учеников 9 раз показывали на ВДНХ СССР и отмечены Дипломами почета и 13 медалями. Более 10 лет возглавлял Совет ветеранов Великой Отечественной войны и труда РУДН.

  • Почётный член научной медицинской Богемо-Словацкой академии им. Э. Пуркинье;
  • Иностранный член-корреспондент Общества аллергологов Республики Куба;
  • Обладатель почетного знака «За отличную работу» Минвуза СССР и квалификации «Врач-педиатр высшей категории».

Николай Алексеевич опубликовал более 300 научных работ, в том числе 3 монографии и учебник «Детские болезни», подготовил 39 кандидатов и докторов наук.

Материал опубликован в рамках акции «Научный полк» от Министерства науки и высшего образования России.

Теги Научный полк_РУДН
Новости
Все новости
Наука
21 ноября
РУДН — в трёх предметных рейтингах Shanghai Ranking's Global Ranking of Academic Subjects-2025

Опубликованы результаты международных предметных рейтингов ARWU (Shanghai Ranking’s Global Ranking of Academic Subjects) по 55 предметным направлениям. РУДН занял места в трёх из них: «Сельское хозяйство», «Математика» и «Науки об окружающей среде».

Наука
20 ноября
Следящий за сахаром: студенты РУДН создали чат-бот для больных диабетом 1-го типа

Один из проектов акселератора RUDN.VC — чат-бот для больных сахарным диабетом 1-го типа. Его разработали студенты направления «Биомедицина» медицинского института РУДН Никита Радаев и Дмитрий Пруцких.

Наука
19 ноября
Инновации, гранты, технологии: о чём исследования молодых учёных РУДН и какие возможности для занятий наукой есть в вузе

Молодой учёный РУДН — это не просто исследователь, а мост между культурами и дисциплинами. Его сила — в «гибридном» мышлении: он соединяет традиции российской академической школы с глобальным взглядом, работает в международных коллаборациях и видит науку как инструмент решения конкретных проблем человечества — от продовольственной безопасности до межконфессионального диалога. Его исследования рождаются на стыке факультетов, а результаты говорят на языке статей уровней Q1 и Q2 и реальных технологий.