Лингвисты РУДН предложили новую методику изучения иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации

Лингвисты РУДН предложили новую методику изучения иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации

Лингвисты РУДН разработали новую методологию для изучения иностранного языка. Ее основная идея — полное языковое и культурное погружение студента. Предполагается, что особенно полезной эта методология будет для изучения языка в сфере профессиональной коммуникации.

Существует множество методов и подходов для изучения иностранных языков в профессиональной сфере. Однако инструмент для глубокого языкового и культурного погружения до сих пор не проработан. На это обратили внимание лингвисты РУДН и предложили собственную методологию изучения специализированного иностранного языка, которая должна решить эту проблему.

«Выходит так, что даже относительно хорошее владение языком становится „однобоким“ — его основа остается чисто формальной, она не отражает никакой прагматической релевантности или набора ценностей. Особенно это касается языковых знаний в профессиональной сфере», — кандидат исторических наук Елена Тихонова, доцент кафедры иностранных языков факультета РУДН.

Лингвисты заметили, что профессиональный язык формируется в определенной последовательности — сначала словарный запас, затем дискурс (или речь), коммуникации и, наконец, собственно, использование. Если «перенести» этот алгоритм на изучение иностранного языка, получится следующая методология — студент анализирует тексты и изучает использование языкового материала, затем на учебных занятиях тренируется его использовать, а затем весь комплекс навыков тестируется в непосредственном профессиональном взаимодействии «в реальной жизни».

«Какой бы простой и очевидной ни казалась эта процедура, она намного сложнее, когда речь заходит о правильном лингвистическом анализе», — кандидат исторических наук Елена Тихонова, доцент кафедры иностранных языков факультета РУДН.

Лингвисты сформулировали алгоритм для перехода от теории к практике. Он состоит из четырех шагов. Первый — анализ дискурса — нужен, чтобы сформировать «сырую» основу для следующих этапов. Затем прагматико-коммуникативный анализ — на этом этапе студент изучает значение элементов дискурса. Третий этап — функциональный анализ — нужен, чтобы установить связи между этими элементами. Завершающий этап — аксиологический анализ — обобщает полученные знания.

В качестве примера лингвисты РУДН продемонстрировали работу алгоритма на своей собственной профессиональной области — изучении иностранного языка. Первый этап — формирование сырой базы, основы. Здесь лингвисты выделили пять основных понятий — образование, язык, мультикультурализм, культура, знания. На втором этапе необходимо разобраться со значением этих элементов. Для этого лингвисты создают некое аксиологическое дерево для каждого понятия. Например, «образование» связано с 12 понятиями — обучение, правила, опыт, система, информация и так далее. Каждый из них ветвится дальше. Например, понятие «система» связано со «структурой», «методом» и так далее. На следующем этапе изучаются связи между «ветками» дерева. Наконец, по полученной «карте» анализируют реальное использование профессионального языка — какие термины используются, к какой «ветке» они относятся и как сочетаются друг с другом. В результате формируется глубокое понимание законов и культуры профессиональной речи на иностранном языке.

В дальнейшем лингвисты планируют разработать на основе новой методологии конкретные учебные планы для изучения иностранного языка. При этом использовать новые разработки можно и в рамках существующих методологий и техник.

«Предложенный нами метод не предполагает, что все предыдущие являются недостаточными. Напротив, мы считаем, что все существующие методы и подходы могут извлечь выгоду из результатов нашего прагматического и аксиологического моделирования», — кандидат исторических наук Елена Тихонова, доцент кафедры иностранных языков факультета РУДН.

Результаты опубликованы в журнале Heliyon.

Новости
Все новости
Наука
30 июня
Учёные РУДН создали новые вещества для борьбы с устойчивыми бактериями

Исследователи РУДН вместе с бельгийскими коллегами разработали новые химические соединения, которые могут блокировать образование бактериальных биоплёнок — плотных скоплений микробов, устойчивых к антибиотикам.

Наука
27 июня
При участии ученых РУДН разработаны биосовместимые нанотермометры без использования редкоземельных элементов

Сегодня в составе большинства аналогичных высокочувствительных термометров используют редкоземельные элементы — например, евробий или тербий — из-за их люминесцентных свойств. Исследователи РУДН совместно с учеными Университета ИТМО и Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского предложили альтернативные инновационные нанотермометры на основе металлоорганических каркасов (MOF), в составе которых отсутствуют редкоземельные элементы.

Наука
25 июня
Олокизумаб эффективен при COVID-19 – исследование медика РУДН отмечено на всероссийском конгрессе

В Москве прошел XXXII Российский национальный конгресс «Человек и лекарство» для специалистов здравоохранения. Исследование Анны Абрамовой, аспиранта кафедры общей клинической фармакологии РУДН, отмечено дипломом победителя. Анна изучала тему «Роль олокизумаба в снижении воспаления и смертности у пациентов с COVID-19.