Лингвисты РУДН предложили новую методику изучения иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации

Лингвисты РУДН предложили новую методику изучения иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации

Лингвисты РУДН разработали новую методологию для изучения иностранного языка. Ее основная идея — полное языковое и культурное погружение студента. Предполагается, что особенно полезной эта методология будет для изучения языка в сфере профессиональной коммуникации.

Существует множество методов и подходов для изучения иностранных языков в профессиональной сфере. Однако инструмент для глубокого языкового и культурного погружения до сих пор не проработан. На это обратили внимание лингвисты РУДН и предложили собственную методологию изучения специализированного иностранного языка, которая должна решить эту проблему.

«Выходит так, что даже относительно хорошее владение языком становится „однобоким“ — его основа остается чисто формальной, она не отражает никакой прагматической релевантности или набора ценностей. Особенно это касается языковых знаний в профессиональной сфере», — кандидат исторических наук Елена Тихонова, доцент кафедры иностранных языков факультета РУДН.

Лингвисты заметили, что профессиональный язык формируется в определенной последовательности — сначала словарный запас, затем дискурс (или речь), коммуникации и, наконец, собственно, использование. Если «перенести» этот алгоритм на изучение иностранного языка, получится следующая методология — студент анализирует тексты и изучает использование языкового материала, затем на учебных занятиях тренируется его использовать, а затем весь комплекс навыков тестируется в непосредственном профессиональном взаимодействии «в реальной жизни».

«Какой бы простой и очевидной ни казалась эта процедура, она намного сложнее, когда речь заходит о правильном лингвистическом анализе», — кандидат исторических наук Елена Тихонова, доцент кафедры иностранных языков факультета РУДН.

Лингвисты сформулировали алгоритм для перехода от теории к практике. Он состоит из четырех шагов. Первый — анализ дискурса — нужен, чтобы сформировать «сырую» основу для следующих этапов. Затем прагматико-коммуникативный анализ — на этом этапе студент изучает значение элементов дискурса. Третий этап — функциональный анализ — нужен, чтобы установить связи между этими элементами. Завершающий этап — аксиологический анализ — обобщает полученные знания.

В качестве примера лингвисты РУДН продемонстрировали работу алгоритма на своей собственной профессиональной области — изучении иностранного языка. Первый этап — формирование сырой базы, основы. Здесь лингвисты выделили пять основных понятий — образование, язык, мультикультурализм, культура, знания. На втором этапе необходимо разобраться со значением этих элементов. Для этого лингвисты создают некое аксиологическое дерево для каждого понятия. Например, «образование» связано с 12 понятиями — обучение, правила, опыт, система, информация и так далее. Каждый из них ветвится дальше. Например, понятие «система» связано со «структурой», «методом» и так далее. На следующем этапе изучаются связи между «ветками» дерева. Наконец, по полученной «карте» анализируют реальное использование профессионального языка — какие термины используются, к какой «ветке» они относятся и как сочетаются друг с другом. В результате формируется глубокое понимание законов и культуры профессиональной речи на иностранном языке.

В дальнейшем лингвисты планируют разработать на основе новой методологии конкретные учебные планы для изучения иностранного языка. При этом использовать новые разработки можно и в рамках существующих методологий и техник.

«Предложенный нами метод не предполагает, что все предыдущие являются недостаточными. Напротив, мы считаем, что все существующие методы и подходы могут извлечь выгоду из результатов нашего прагматического и аксиологического моделирования», — кандидат исторических наук Елена Тихонова, доцент кафедры иностранных языков факультета РУДН.

Результаты опубликованы в журнале Heliyon.

Новости
Все новости
Наука
21 ноября
РУДН — в трёх предметных рейтингах Shanghai Ranking's Global Ranking of Academic Subjects-2025

Опубликованы результаты международных предметных рейтингов ARWU (Shanghai Ranking’s Global Ranking of Academic Subjects) по 55 предметным направлениям. РУДН занял места в трёх из них: «Сельское хозяйство», «Математика» и «Науки об окружающей среде».

Наука
20 ноября
Следящий за сахаром: студенты РУДН создали чат-бот для больных диабетом 1-го типа

Один из проектов акселератора RUDN.VC — чат-бот для больных сахарным диабетом 1-го типа. Его разработали студенты направления «Биомедицина» медицинского института РУДН Никита Радаев и Дмитрий Пруцких.

Наука
19 ноября
Инновации, гранты, технологии: о чём исследования молодых учёных РУДН и какие возможности для занятий наукой есть в вузе

Молодой учёный РУДН — это не просто исследователь, а мост между культурами и дисциплинами. Его сила — в «гибридном» мышлении: он соединяет традиции российской академической школы с глобальным взглядом, работает в международных коллаборациях и видит науку как инструмент решения конкретных проблем человечества — от продовольственной безопасности до межконфессионального диалога. Его исследования рождаются на стыке факультетов, а результаты говорят на языке статей уровней Q1 и Q2 и реальных технологий.