В ИГБиТ РУДН прошла юбилейная бизнес-конференция

В ИГБиТ РУДН прошла юбилейная бизнес-конференция

21 и 22 января в Институте гостиничного бизнеса и туризма Российского университета дружбы народов (ИГБиТ РУДН) прошла юбилейная 20 международно-практическая конференция «Бизнес-стратегии сферы туризма и гостеприимства в мировой цифровой экономике». Соорганизатором выступила Международная ассоциация по подготовке кадров для гостиничного бизнеса и туризма (AMFORHT, Франция).

В работе конференции приняли участие ведущие российские и зарубежные ученые, представители туристического, ресторанного и гостиничного бизнеса, органов государственной власти и регуляторов из России, Италии, Франции, Англии, Казахстана, Армении, Китая, Иордании, Грузии, Таджикистана, Албании, Йемена, Узбекистана, Украины, Бангладеша.

С приветственными словами выступили первый проректор — проректор по научной работе Российского университета дружбы народов, доктор философских наук, профессор Кирабаев Нур Серикович, Депутат Государственной думы Российской Федерации VII созыва, член комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, член фракции «Единая Россия» Кувшинова Наталья Сергеевна, заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, полномочный представитель Республики Алтай в городе Москве Лозова Ирина Петровна, ректор Сочинского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Романова Галина Максимовна, Ведущий программы «Поедем, поедим!» на телеканале НТВ, эксперт в области культурно-гастрономического туризма Джон Уоррен, заведующий кафедрой гуманитарных наук международного факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова Меттини Эмилиано, и директор Института гостиничного бизнеса и туризма Российского университета дружбы народов, кандидат военных наук, доцент Гернеший Василий Васильевич.

Открыла пленарную сессию Анна Александрова, профессор кафедры рекреационной географии и туризма Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Она обозначила стратегические планы развития индустрии туризма на примере Великобритании, Турции и Саудовской Аравии. Согласно проведенному анализу, к текущим ключевым задачам относится четкое целеполагание, выраженное в стратегиях развития туризма на разных уровнях, от локального до общенационального, баланс интересов местных жителей и туристов, а также устойчивое развитие территорий.

Вторым выступающим стал Максим Головин, директор по развитию компании «Туроператор ИНТУРИСТ». Его выступление было посвящено трансформациям бизнес-стратегий в сфере туризма и гостеприимства. Господин Головин выделил четыре глобальных тренда: демографические и социальные изменения; смещение экономического центра власти, в т. ч. связанные с ростом значимости финансового сектора, волатильностью фондовых рынков, возвышения новых региональных держав; урбанизация, изменение климата и истощение ресурсов; технологические прорывы.

Изменения, разумеется, влияют на бизнес. Так, структура классических туроператоров становится убыточной из-за низкой доходности при высоких рисках. Компании ищут выходы в замене индивидуальными и эксклюзивными турами с высокой маржинальностью, консолидации с собственными авиакомпании (или выходят на эксклюзивные условия). При этом главной угрозой становится технологическая отрасль — Google, при желании, в кратчайшие сроки станет главной туристической компанией мира, поскольку может совмещать функции метапоисковика с контентными предложениями.

Тему контента продолжил следующий спикер, эксперт в продвижении территорий, руководитель Appreal Group, автор серии книг «Это моя земля» Андрей Сулейков. Андрей поделился своим опытом нестандартного контентного продвижения туристских дестинаций. Например, сборник тематических рассказов, приуроченный к тысячелетию Суздаля, вышедший сразу в бумажном, электронном и аудиоформатах, охватил 7,4 млн человек, сгенерировав 24 публикации в СМИ и 34 обзора у тематических букблогеров. Андрей Сулейков также отметил растущий запрос контента со стороны IT-компаний, нуждающихся в удержании пользователя на своих технологических платформах.

Пленарная сессия перетекла в панельные дискуссии, на которых были широко представлены топ-менеджеры российских и международных отельных сетей, B2B- и B2C-компаний, общественных и профессиональных организаций.

Первая дискуссия собрала президента «Национального туристического союза» Романа Скорого, руководителя отдела маркетинга и внешних коммуникаций Amadeus в России Светлану Волкову, директора отельно-маркетингового агентства DigitalWill и WelcomeTimes Сергея Скорбенко, и директора департамента продвижения и развития системы «Мой агент» Анны Филипповой. Модератором выступил генеральный директор Russian Travel Design Игорь Козлов.

Главной темой обсуждения стал набор новых компетенций, необходимых выпускникам в связи с цифровизацией сферы туризма. Причем этот вопрос становится все более актуален для всех участников рынка — как для учебных заведений, так и для бизнеса. В течение последних нескольких лет в индустрии резко повысились запросы к компетенциям, а цифровизация привела к необходимости дополнительного обучения — овладеть специальными отраслевыми программами «с налета» практически невозможно. Именно здесь возникают новые, уникальные возможности для связи системы образования с реальным сектором экономики.

Светлана Волкова отметила, что в будущем искусственный интеллект заменит человека в рутинной работе, сможет самостоятельно подбирать предложения, основываясь на предпочтениях и истории предыдущих поисков. Сейчас появился новый термин — эмоциональный интеллект, которым обладает только человек. ИИ, во всяком случае, пока не может заменить человека в коммуникациях с клиентом, умении выстраивать долгосрочные отношения, способности решить проблему.

Вторая дискуссия была посвящена Agile-трансформации гостиничного бизнеса. Модератором панели стал вице-президент AHC/Moscow Corporation по операционной деятельности в России и странах СНГ Константин Горяинов. Среди спикеров: вице-президент компании Interstate Hotels & Resorts Андрей Смирнов, генеральный менеджер отеля Hilton Moscow Leningradskaya Сергей Иванов, генеральный менеджер московского отеля «Марриотт Гранд Отель» Марина Какунина и генеральный менеджер отеля «Холидей Инн Москва Сущевский» Филипп Бруссовани.

Спикеры сошлись во мнении, что настоящую революцию в сфере гостиничного бизнеса уже произвел смартфон. Распространение мобильного интернета, смещение парадигмы потребления информации с десктопов на мобильные устройства, и, конечно, резкий скачок в качестве и функционале самих устройства, привели к перестройке процессов в отелях и ресторанах.

Последние разработки позволяют автоматизировать и оптимизировать практически все услуги — от регистрации заезда до аналитики гостевых потоков. Конечно, выигрывают от этого гости — например, время обработки запроса, составлявшее когда-то несколько часов, сократилось до 4 минут.

При этом участники второй панели согласились, что новые возможности приводят к кадровому голоду и требуют все более быстрой реакции руководителей и сотрудников на меняющиеся условия.

Логичным продолжением стала завершающая дискуссия, посвященная HR-технологиям сферы туризма и гостеприимства, модератором которой выступил директор департамента обучения и развития гостиницы Radisson Collection Hotel Moscow Андрей Горошников. Среди спикеров: Жан-Батист Пижон, региональный генеральный менеджер по Москве, генеральный менеджер отеля Краун Плаза Москва Парк Хуамин, Алексей Куликов Региональный менеджер по обучению и развитию компании AZIMUT Hotels Company, генеральный директор Hotel NATIONAL Moscow Владислав Мякота, коммерческий директор ASTRUS Hotel Moscow Инар Какалия, и региональный директор по персоналу InterContinental Hotels Group Злата Николаева.

Спикеры отметили, что цифровизация, хоть и является глобальным трендом, везде идет по-разному, и праздновать (или не праздновать) победу цифровых технологий пока еще преждевременно. При этом HR-отрасль уже точно не будет прежней — новые технологии обучения, использующие игроизацию, вебинары, корпоративные порталы, позволяют более гибко выстраивать систему передачи компетенций и элементов корпоративной культуры персоналу.

Конференция продолжилась во второй день совмещенной секцией, посвященной гостиничному и ресторанному бизнесу и туризму.

В заседании приняли участие представители тридцати трех вузов и трех отраслевых предприятий. Участники секции подняли насущные вопросы, в т. ч. значимости культурных факторов в процессе формирования туристских дестинаций, роли медиа и цифровых коммуникационных средств в восприятии туризма и проблем, с которыми сталкиваются акторы отрасли, экологизации деятельности гостиничных предприятий, практикоориентированности образовательных программ.

Коллеги поделились опытом организации и работы по «фрэндли» программам, разработанным в рамках партнерства вузов и бизнеса.

Например, запущенная в 2016 г. в Санкт-Петербурге инициатива «Indian Friendly» успешно встроилась в туристическую отрасль и помогает отелям и фирмам получить «фрэндли» сертификацию. Замеры показывают уверенный рост количества туристов, приезжающих из Индии в Россию на 18–20% ежегодно, при этом по темпу прироста Индия занимает 5 место, обогнав Китай.

Однако туристы сталкиваются с проблемами на простейшем бытовом уровне — от невозможности получить электронную въездную визу из-за отсутствия фамилии до непереносимости распространенных в Европе продуктов. Сертификация как раз позволяет учитывать региональные особенности.

Пока основной турпоток из Индии идет в Санкт-Петербург и Москву, охотно реагирующие на новые тренды, однако набирают популярность Казань и Крым, заинтересованный в привлечении иностранных туристов.

Тема Крыма была подхвачена презентаций разработанной программы «Карта гостя Крыма и Севастополя» — аналога знакомых европейских City Passes. При этом крымская карта устранила самое распространенное ограничение — жесткую привязку к времени активации и использования.

Конференция завершилась вечером, 22 января. Всего за два дня в ней приняло участие более 300 человек. Материалы о мероприятии вышли на ТВЦ (https://yandex.ru/news/yandsearch?lr=213&cl4url=https%3A%2F%2Fwww.tvc.ru%2Fnews%2Fshow%2Fid%2F176719%2F&from=search), Рамблер Новости (https://news.rambler.ru/education/43544318-turbiznes-obsuzhdaet-kadrovyy-golod/?updated) и в отраслевом издании TourDom (https://www.tourdom.ru/news/turbiznes-obsuzhdaet-kadrovyy-golod.html?sphrase_id=116954).

Также в рамках конференции прошли заседание и круглый стол Федерального учебно-методического объединения высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений 43.00.00 «Сервис и туризм», организованные Сочинским государственным университетом.

Теги: 5-100