V Всероссийская конференция «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации» состоялась в РУДН
1 июня 2017 года в Российском университете дружбы народов состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации», организованная уполномоченными Министерством образования и науки Российской Федерации образовательными организациями, проводящими комплексный экзамен и лингводидактическое тестирование для иностранных граждан.
В работе конференции приняли участие руководители российских и зарубежных локальных центров тестирования, на базе которых проводится комплексный экзамен и лингводидактическое тестирование, заинтересованные федеральные и региональные органы исполнительной власти, представители законодательной власти, общественных, научных и профессиональных организаций, вовлеченные в решение вопросов социокультурной адаптации мигрантов.
Конференция зарекомендовала себя как главная площадка, где участники могут обменяться опытом при решении актуальных проблем и рассмотрении вопросов проведения образовательных процедур для иностранных граждан в рамках исполнения миграционного законодательства Российской Федерации.
В рамках открытия Конференции и ее пленарной части участники услышали экспертное мнение руководителей высшего звена профильных государственных учреждений по вопросам всесторонней адаптации мигрантов в России. В рамках работы конференции состоялись круглые столы, дискуссионные панели и мастер-классы, где участники Конференции обсудили актуальные вопросы правового регулирования и методического сопровождения проведения комплексного экзамена и лингводидактического тестирования, проведения собеседования на признание носителем русского языка, а также новый формат выпускного экзамена для иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.
Из истории вопроса:
Миграционные процессы в России и в мире в последние годы находятся в фокусе общественного внимания, являются предметом изучения в научной среде и оказывают существенное влияние на расстановку политических сил в странах приёма мигрантов. Вопросы организации инфраструктуры для социокультурной адаптации иностранных граждан являются ключевыми в общем потоке миграционных процессов.
Обязательный комплексный экзамен для широкой категории иностранных граждан, желающих работать либо проживать на территории страны, стал одним из механизмов создания почвы для их социокультурной адаптации.
За 2016 г. экзамен сдали более 1млн 100 тыс. иностранцев, из которых около 700 тыс. – это иностранные граждане, получающие разрешение на ведение трудовой деятельности. В среднем статистика успешности составляет порядка 92%.
Если говорить о национальном составе иностранных граждан, сдающих комплексный экзамен, то в 2016 г. экзамен сдали граждане более 170 государств мира. На первых местах граждане Узбекистана, Таджикистана и Украины. А в уровне – ВЖ (соискатели вида на жительство) первое и второе место занимают граждане Таджикистана и Украины, а Узбекистан сменяет положение на третье место.
Также интересно заметить, что в 2016 г. экзамен сдали граждане из таких экзотических стран, как Антигуа и Барбуда, Тринидад и Тобаго, Сент-Люсия.
Комплексный экзамен является обязательным для иностранных граждан, оформляющих свой правовой статус в России, с 01.01.2015 г.
С начала 2016 г. осуществляется разработка законопроектов для совершенствования системы тестирования иностранных граждан. Министерство внутренних дел и Министерство образования и науки ведут активную деятельность в данном направлении, а общественное и профессиональное сообщество уделяют пристальное внимание вопросам нормативного совершенствования, оценки качества предлагаемых законодательных новелл.
Среди главных вопросов, требующих нормативного регулирования, отмечен вопрос обеспечения единых стандартов проведения экзамена в стране, разработки ориентированных на различные категории иностранцев (желающий работать, желающий временно либо постоянно проживать) требований к уровню знаний и экзаменационных заданий, освобождения инвалидов 1 группы от сдачи экзамена и т.д.
Законотворческий процесс в данной области характеризуется направленностью пристального внимания широкой общественности и государственных ведомств к вопросам социокультурной адаптации в России. Общественные обсуждения по данным вопросам регулярно проводятся не только в Общественной Палате Российской Федерации, но и на уровне правительств субъектов России с привлечением экспертов и профильных сотрудников образовательных организаций.
В РУДН подвели итоги конкурса «По страницам курсовой» 2024. Победителями стали 14 студентов, еще 48 — призерами. Что исследовали авторы лучших научных работ? Ответом делимся ниже.
Авторский коллектив под руководством заведующего кафедрой общей и клинической фармакологии РУДН Сергея Зырянова стал победителем всероссийского конкурса научных проектов «Технологии для здоровья человека».
РУДН постоянно адаптируется к изменениям современного мира и гибкостью отвечает на вызовы. Это позволяет держать планку научно-исследовательского университета мирового уровня. Сфера науки — не исключение. Начальник научного управления Пётр Докукин представил обновленную программу развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на заседании Ученого совета РУДН.