Экотуризм — это не про «пострадать в палатке и вернуться в цивилизацию»
Отели делятся на гостиницы, хостелы, гостевые дома... А что такое «эко-отель»?
Термин «эко-отель» есть в мировой практике, но в российских документах четко не прописан. В Европе, Америке, Австралии, Северной Африке даже существует более узкое понятие «грин-отель». При этом в России есть Стратегия развития туризма до 2035 года — там зафиксировано понятие «экотуризм». Это одно из стратегических направлений всей туристской индустрии в стране. Это особенно важно в природоохранных комплексах: на Байкале, в Горном Алтае, на Камчатке. Прототипы эко-отелей уже появляются, но отельеры строят их, опираясь исключительно на свое чутье, без документальных требований. Для начала нужно создать эко-сертификацию отеля, чтобы отельеры понимали, что от них требуется.
Эко-отель — это про строительство новых отелей экологического типа или про переоборудование существующих гостиниц в России?
Мое мнение, эко-отель — это про постройку совершенно нового здания. Важно, чтобы в конструкции использовались экологичные материалы. При большом желании, конечно, можно перестроить гостиницу в эко-отель, но, во-первых, это будет гораздо дороже, чем построить новое, а во-вторых, на это уйдет гораздо больше материалов, ресурсов, энергии, времени. То есть сам процесс перестройки — это уже не экологично, поэтому лучше построить новое здание.
Для кого важнее экотуризм: для владельцев или для гостей?
Эко-отели — это не про бизнес, а про потребителя. Есть те, для кого важен отдых в гармонии с природой. Мы провели исследование и составили портрет гостя эко-отеля. В основном, это люди 30-55 лет, с высшим образованием, с уровнем дохода выше среднего. Также мы разделили потенциальных гостей на три категории: пары без детей (таких 70%), пары с детьми (15%) и туристы-одиночки.
При этом эко-отель — это не всегда дороже. В мировой практике много примеров, когда стоимость размещения в обычной гостинице примерно такая же или даже дороже. Понятно, что экологичность в таком случае — разумное преимущество.
Экономия — за счет эффективного потребления электроэнергии и воды. Часто используют сезонные продукты питания. Во многих гостиницах заказывают продукты с соседних ферм, разбивают огороды на крыше.
Сейчас можно встретить предложение о «глэмпинге», однако ценник обычно гораздо выше среднего. Это всегда будет дорого?
Направление «глэмпинг» в России идет впереди по стезе экотуризма. Уже есть успешные примеры организации «похода со всеми удобствами». Такой вид отдыха изначально рассчитан на высокий ценник. А в России при этом фактически нет конкуренции — нет и сдерживающих рыночных механизмов. Отсюда и завышенная стоимость. Появление эко-отелей даст туристам альтернативу — тогда, скорее всего, цены стабилизируются.
На что надо обратить особое внимание, чтобы создать идеальный эко-отель?
Самое главное — правильно выбрать территорию: где эко-отель будет расположен, как он будет взаимодействовать с окружающей природой, как до него можно добраться, какова его удаленность от близлежащих населенных пунктов. Это важно для гостей, поставщиков, персонала. Перед тем, как заказать проект в архитектурном бюро, нужна консультация экспертов, которые знают лучшие практики эко-отелей и смогут выехать на объект. Они покажут, из чего и как строить, какие есть технические нюансы, как наладить бережное и эффективное взаимодействие с природой. Важно распределить отношение отельера с архитектурой и с классификацией. Архитектурные бюро готовы проектировать отели из экологически чистых материалов, но не всегда знают все требования к классификации.
Важна инфраструктура, логистика и человеческие ресурсы региона. Надо понимать, откуда брать свежие продукты для гостей, какие есть оздоровительные объекты. И, конечно, важен персонал и выстраивание корпоративной культуры в коллективе.
Интересные решения могут быть и с этнической составляющей. Например, вместо классических номеров могут быть традиционные жилища: избы, юрты, чумы, шатры. Это актуально, например, для Бурятии, Калмыкии — регионов, где есть народы, которые готовы знакомить гостей со своей культурой.
Чего не хватает российской инфраструктуре для того, чтобы развивать экотуризм?
Я считаю, что российской инфраструктуре хватает всего. А первое, что нужно поменять — это стереотипы. Эко-отели позволят не только развивать инфраструктуру регионов, но и формировать осознанность. Мало кто воспринимает экологичность как фундаментальный признак и подходит к этому серьезно. У большинства сейчас сознание бесконечного потребления. Многие не хотят отдавать во время отдыха, а хотят лишь получать все блага природы и цивилизации.
Экотуризм — это не про то, чтобы недельку пострадать без всех благ цивилизации в палатке. Это про комфортабельный отдых без вреда природе. Это про то, что есть возможность отдалиться от цивилизации, от шумного города, перезагрузиться. Это особенно актуально из-за пандемии, когда многим нужно восстановиться после болезни или стресса. У каждого должна быть возможность побыть в спокойствии, сменить обстановку и подышать свежим воздухом 2-3 недели.
Санда, а какой регион Вы выбрали бы, чтобы открыть идеальный эко-отель?
Я начала бы либо с Байкала, либо с Карелии или Горного Алтая. Это чистые природные территории, где есть возможность строить прекрасные гостиничные комплексы недалеко от населённых пунктов. Камчатка — тоже прекрасная территория, но сейчас она слишком отдалена: даже без экологической направленности туристу очень дорого туда поехать, а уж построить там объект — это тем более накладно.
А любимый регион — Калужская область. Я с большим удовольствием туда возвращаюсь. Там прошло мое детство. Родом я из Молдавии, но переехали мы в Россию, когда я была совсем малышкой. У Калужской области прекрасный потенциал для развития туризма: много природных объектов, отдаленность от Москвы — всего 100 км. Там уже есть успешные проекты — например, «Этномир», где обеспечен и комфорт гостя, и контакт с природой, и этнокультурная программа.
Вы победили в конкурсе на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России. Кто вдохновил подать заявку?
Еще в бакалавриате я изучала развитие внутреннего туризма в России с экологической направленностью. Мой научный руководитель Ольга Владимировна Пасько предложила в магистратуре изучить формирование классификаций эко-отелей. Об этом знала наша коллега с кафедры — Ирина Николаевна Суворова, которая тоже занимается экотуризмом много лет и является большим приверженцем здорового образа жизни. Она узнала о конкурсе и предложила принять участие. И мы втроем решили сформировать этот проект. Я сперва боялась, потому что это очень сложная тема. Ведь в России пока толком нет эко-отелей — как доказать необходимость классификации того, чего нет? Но Ольга Владимировна меня вдохновила, мы оформили заявку, подготовили проект и победили. Тема оказалась действительно актуальной.
Были и другие победы — например, II место в конкурсе проектов студенческой олимпиады по технике и тактике активных видов туризма и I место в III Международном дистанционном конкурсе научных работ «Sustainable Tourism Development» («Устойчивое развитие туризма»).
Вы уже работаете. Расскажите, чем занимаетесь?
В этом году я заканчиваю магистратуру, но уже с 2019 года веду экспертную деятельность. Работаю параллельно с обучением в Независимом центре сертификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп». На моем счету уже более 100 классифицированных объектов по всей России. Следующая командировка — в Красноярск на классификацию 6 объектов. Там необходимо провести классификационный аудит и определить категории 3 загородных гостиниц и 3 мини-отелей.
Какие дальше планы?
Хочу победить еще в одном конкурсе — мы подали заявку на «Мастера гостеприимства» проекта «Россия — страна возможностей». Мы сняли приветственный видеоролик о туристическом потенциале города Боровск Калужской области.
Конечно, ближайшая важная цель — успешно защитить магистерскую диссертацию. Буду продолжать работать, чтобы в России было больше правильных эко-объектов для отдыха.
Росприроднадзор продолжает внедрять цифровые технологии для повышения эффективности своей работы. На недавнем внутреннем конкурсе по интеграции искусственного интеллекта были представлены и уже реализованы прорывные решения, разработанные выпускником института экологии РУДН Макаром Берестовым.
Выпускница высшей школы управления РУДН Чеа Срей Оун создала на основе своего магистерского исследования интерактивную гастрономическую карту Камбоджи. Недавно девушка и её научный руководитель Ольга Юрьевна Зевеке получили государственный патент на этот продукт.
Проект представляет собой глубокий анализ кулинарных традиций королевства. Интерактивная карта включает систематизированные данные о кхмерских блюдах, кулинарных специалитетах и продуктах с географическими индикаторами.
Майя Осипова окончила РУДН по направлению «Прикладная математика и информатика», а сейчас работает в одной из крупных компаний в сфере IT — «Лаборатории Касперского». Накануне Дня программиста, который будет отмечаться 13 сентября, она рассказала нам в интервью, как опыт старосты и некоторые преподаватели и курсы в вузе помогли ей построить успешную карьеру. А ещё поделилась, какие навыки стоит развивать будущим программистам, и какие хобби позволяют ей эмоционально разгрузиться после сложного рабочего дня.
.jpg)