Йога, фермерство и эксперименты… Лучшая выпускница-агроном Эльвира Гайсина о работе в лаборатории, науке и огороде

Йога, фермерство и эксперименты… Лучшая выпускница-агроном Эльвира Гайсина о работе в лаборатории, науке и огороде

Зачем агроному итальянский, почему отрицательный результат — это хорошо — рассказывает Эльвира Гайсина, лучшая выпускница на «Агрономии».

Когда поняла, что хочешь стать агрономом?

Когда в школе появились уроки химии и биологии, я решила стать фармацевтом. Но в душе как человек, который вырос на «Гарри Потере», я всегда хотела создавать что-то сама. Первое, что пришло в голову, когда узнала об агрономии: «Это какая-то магия из Хогвартса!» Сначала интересовали декоративные растения: мечтала создать свой сорт цветка. Но позже увлекли совершенно другие научные темы. РУДН выбрала, потому что здесь училась моя мама. Она также закончила аграрно-технологический институт по направлению «Зоотехния».

А кто-то из близких работал в этой сфере?

Мой прадедушка Владимир всю жизнь занимался садоводством. В подмосковном Ногинске, где он жил, и сейчас растут посаженные им яблони. Люди до сих пор вспоминают, как он ухаживал за ними: например, делал прививки. Ещё у бабушки с дедушкой есть сад, где растут деревья прадедушки. После того, как начала заниматься агрономией, у нас с бабушкой вечное противостояние: она хочет сад, я — огород.

Кто в итоге побеждает?

Отвечу, как дипломат. Огород у меня есть. Выращиваю на нём кукурузу, чеснок, огурцы, томаты. В этом году посадила лук-порей.

Тебя тянет к земле. Не думала стать фермером?

 

Работа в лаборатории мне ближе. Хозяйства работают с готовыми решениями, но условия среды — климатические, производственные — всегда меняются. И нужно искать новые методы обработки почвы, схемы посадки. А это про лабораторию.

 

В то же время агрономия —высокотехнологичная отрасль, и даже в работе фермеров много цифровизации. Например, в конце второго курса была практика. Мы выезжали за город, где нам рассказывали, как испытывают сорта, обрабатывают землю и работает сельскохозяйственная техника, которая, кстати, во многом автоматизирована. Тогда я поняла, как интересно, но вместе с этим тяжело работать в поле.

А какая практика была самой запоминающейся?

В Институте проблем экологии и эволюции РАН. Я работала в лаборатории под руководством Михаила Викторовича Приданникова. Его группа учёных занимается нематодами. Это микроскопические грибы, которые живут в почве и причиняют огромный вред сельскому хозяйству. Там я попробовала много новых методов работы. Но больше всего помню атмосферу. С первого дня меня начали погружать в работу. Если у меня что-то не получалось, старались поддержать. В науке очень долго может не быть результатов. И важно, чтобы рядом были люди, которые в трудный момент скажут: «Давай ещё раз! Сейчас всё точно получится!»

Кто помог тебе, когда опускались руки?

Владимир Леонидович Клюшин. Первый курс очень тяжёлый. Ты оказываешься в новой среде, где всё работает по другим правилам. Не как в школе. И ты, только вчера закончивший 11 класс, не всегда готов к таким переменам. Владимир Леонидович вёл математику. Он каждый семинар доказывал нам: профессионал не должен ограничиваться своей сферой исследований. Нужно иметь широкий кругозор: знать историю, литературу, разбираться в искусстве. Я до сих пор вспоминаю, как на парах Владимир Леонидович по памяти цитировал «Войну и мир».

Ты написала 6 научных статей и победила в 3 конкурсах научных работ РУДН. Каким экспериментом гордишься больше всего?

 

В дипломной работе мы с Еленой Николаевной Пакиной, моей научной руководительницей, оценивали эффективность биологических препаратов против нематод. Препараты, которые мы проверяли, не сработали — получили отрицательный результат. Многие боятся подобного исхода, но мне кажется, это здорово. Теперь дальнейшие исследования можно проводить, используя другие препараты.

Кого считаешь своим главным наставником?

Их два. Елена Николаевна Пакина и Мария Устимовна Ляшко, которая вела «Агрохимию». Это преподаватели, у которых перенимаешь не только профессиональные качества, но и личные. Упорство, трудолюбие, любовь к своему делу. Они всегда поддерживают студентов и помогают им расправить крылья.

Ты владеешь тремя языками — английским, итальянским и немецким. Как они помогают в работе?

Немецкий знаю со школы. Итальянский — для души. А без английского сегодня нельзя. Особенно в науке. Все передовые исследования выходят на нем. Если ты не знаешь язык, процесс исследований замедляется.

Какой язык хотела бы выучить?

Китайский. Хочу окунуться в новую языковую систему, а, следовательно, и в философию.

Что держит в тонусе?

Отдых — отдельная графа в расписании. Почитать книгу, погулять в парке. Люблю йогу. Начала заниматься ей три года назад на карантине. Йога — это путь. У тебя нет конечного результата, ты совершенствуешь себя на протяжении всей жизни. Наука, как и йога — это тоже путь, который нужно пройти, каждый раз улучшая себя и свои знания.

Любовь для агронома — это...

 

Его любимая аграрная культура. Каждый кусочек земли, каждый колос — агроном знает всё. Целый год он готовит поле, на котором с весны по осень растёт урожай — его ребёнок.

Беседовала Анастасия Журавлёва, студентка филологического факультета («Журналистика», IV курс).

Карточка лучшей выпускницы

Новости
Все новости
Выпускники
15 августа
Архивы, раскопки и тайны далёких веков: выпускницы РУДН рассказали об особенностях работы историка и археолога

Двух Анастасий — выпускниц РУДН — объединяет не только имя, но и увлечение историей и археологией, которое превратилось в профессию. Но если Анастасия Аксёнова исследовала образ Египта в восприятии русских и французских путешественников конца XVIII — начала XIX веков, то Анастасия Максимова погрузилась в историю Московской Руси.

Выпускники
14 июля
«Иногда приходится доказывать свою компетентность чуть больше, чем это потребовалось бы мужчине», — Вероника Золотова, выпускница РУДН, которая вышла в полуфинал конкурса лидеров в области строительства

Вероника Золотова окончила аграрно-технологический институт РУДН в 2020 году по направлению «Землеустройство и кадастры». Сейчас она менеджер проекта управления по строительству объектов образования в автономной некоммерческой организации «Развитие социальной инфраструктуры» (АНО «РСИ»). В этом году Вероника вышла в полуфинал Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли», организуемый при поддержке Минстроя России. О том, кто вдохновил пойти в строительство, чем сегодня живет отрасль и что значит быть современным руководителем — Вероника рассказывает в интервью.

Выпускники
23 июня
Конфедератки в воздух! Кто вы, выпускники РУДН-2025?

В этом году дипломы РУДН получают 6802 студента. Это на 750 человек больше, чем в прошлом году.