Взаимодействие глобального образования и национальных систем образования: зона социальной напряженности

Взаимодействие глобального образования и национальных систем образования: зона социальной напряженности

Проект реализуется на базе Института иностранных языков.

В ходе проведения проекта удалось привлечь внимание широкой академической общественности – от группы исследователей в составе четырех человек (С.А. Шаронова, Н.С. Ерохова, М.А. Олива и М.Л. Рейс) в работе над главой «System of Interaction Between Global Education and the National System of Education: A Social Tension Zone» в коллективной англоязычной монографии «Intercultural Studies in Higher Education. Police and Practice» (издательство Palgrave Macmillan) до более 200 участников международной конференции «Культура и образование: социальная трансформация и мультикультурная коммуникация» /Middle-Term Conference «Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication», прошедшей 24-26 июля 2019 г. в ИИЯ РУДН. Участники - представители 30 стран мира и соотечественники из 17 регионов России, 94 организации, среди которых 29 университетов, входящих в ТОП-300 мирового рейтинга QS, Российская Академия наук, Академия наук Польши, Академия наук Армении, Правительство ЮАР, Европейский Комитет организации стран бывшего СССР, Социальный инвестиционный фонд и другие.

Во время конференции было организовано 16 секций, специальная методологическая сессия и круглый стол с главными редакторами ведущих журналов Q1, индексируемых в международных базах Web of Science и Scopus. Программа

Задачи

Задача проекта на первом этапе – опередить единую методологическую базу для сравнительного анализа трех сценариев развития национальной системы образования – двух латиноамериканских стран (Бразилия, Чили) и России в условиях глобализации.

Задача второго этапа, в сотрудничестве с Международной социологической ассоциацией, в частности, с Исследовательским комитетом по социологии образования, привлечь большее количество экспертов - социологов, культурологов и лингвистов для расширения методологических подходов и методов формирования междисциплинарного поля исследований актуальных проблем современного образования в ходе проведения международной конференции.

Поддержка проекта

Гранты

  1. РУДН – программа «5-100» (Проект А13К)
  2. РФФИ (Проект № 19-011-20013\19)

Гранты на проведение международной конференции:

«Культура и образование: социальная трансформация и мультикультурная коммуникация», RC04 Социология образования Международной социологической ассоциации (ISA), Институт иностранных языков, РУДН, Москва, 24-26 июля 2019 г./ Middle-Term Conference «Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication», RC04 Sociology of Education, International Sociological Association (ISA), Institute of Foreign Languages, RUDN University, Moscow, 24-26 July 2019.

Перечень РИД по проекту

  1. «System of Interaction Between Global Education and the National System of Education: A Social Tension Zone»// Intercultural Studies in Higher Education. Police and Practice. –  Palgrave Macmillan, 2019 - XXI, 347 р. eBook ISBN 978-3-030-15758-6, DOI 10.1007/978-3-030-15758-6, Hardcover ISBN 978-3-030-15757-9
  2. Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication: Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA), Institute of Foreign Languages, RUDN University, Moscow, 24-26 July 2019. – Moscow: RUDN, 2019. – 673 p. DOI 10.22363/09669-2019, ISBN 978-5-209-09669-6

 

Цели проекта
  • Фундаментальная цель - определить области социальной напряженности, возникающие в результате столкновения между процессом глобализации образования и особенностями национальных систем образования.
  • Практическая цель - обобщение и трансляция результатов научного поиска решений актуальных проблем социальной трансформации и мультикультурной коммуникации в области образования и культуры.
Руководитель проекта Все участники
Шаронова Светлана Алексеевна

Шаронова Светлана Алексеевна

Доктор социологических наук, Доцент
Результаты проекта
Публикация главы «System of Interaction Between Global Education and the National System of Education: A Social Tension Zone» в коллективной англоязычной монографии «Intercultural Studies in Higher Education. Police and Practice» toc издательства Palgrave Macmillan, проиндексированной в Web of Science в декабре 2019;
Проведение международной конференции «Культура и образование: социальная трансформация и мультикультурная коммуникация», RC04 Социология образования Международной социологической ассоциации (ISA), Институт иностранных языков, РУДН, Москва, 24-26 июля 2019 г./ Middle-Term Conference «Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication», RC04 Sociology of Education, International Sociological Association (ISA), Institute of Foreign Languages, RUDN University, Moscow, 24-26 July 2019.
Публикация материалов конференции: Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication/ Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA), Institute of Foreign Languages RUDN University, Moscow, 24-26 July 2019. – Moscow : RUDN, 2019. – 673 p.
Область исследования
  • Коллективная монография и материалы конференции с широким вовлечением авторов, исследующих национальные системы образования стран, ранее не имевших места для предмета исследований в мировой научной литературе, преимущественно англоязычной, вносят вклад в решение актуальных вопросов образования, культуры, политики и экономики на подлинно интернациональном уровне.
  • Результаты заставляют осознать особенности культурного контекста, языковых групп, социально-экономических условий различных национальных систем образования, и в то же время понять общие черты, гомогенизирующие силы глобализации и политических сценариев.
  • Инновационная особенность сравнительного анализа поможет лучше расшифровать сложный характер глобального высшего образования, масштаб и значение социальных трансформаций в образовании и культуре, происходящих сегодня в виде глобальных и локальных тенденций, на базе растущей информатизации и межкультурной коммуникации, расширения применения цифровых технологий как в практике образования и культуры, так и методах их изучения.
  • Сопоставление этих исследований, которые являются уникальными, и в то же время связаны друг с другом в методологических подходах социологии образования и социологии культуры, дает понимание индивидуального и глобального целого. Последнее должно стать основой преобразующего процесса для вовлеченных в глобализацию национальных систем образования.
Партнеры

Страна партнера

Испания

О партнере

International Sociological Association (ISA) – Международная социологическая ассоциация – профессиональное объединение специалистов в социальных науках. Образована в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Членство России ISA представляет Российское общество социологов – ассоциация российских социологов, объединяющая около 4000 учёных. В связи с интересом к социологии со стороны специалистов других наук членами РОС становятся не только социологи, но и педагоги, психологи, лингвисты, историки и представители иных научных дисциплин.

О партнере

RC04 - активная исследовательская группа Международной социологической ассоциации с ежегодными или полугодовыми собраниями по темам социологии образования. Регулярные встречи проводятся на Всемирном конгрессе социологов (каждые четыре года) и на Middle-Term конференциях (между всемирными конгрессами); Кроме того, проводятся встречи на специальные темы.

Страна партнера

Россия

О партнере

Российское общество социологов – ассоциация российских социологов, объединяющая около 4000 учёных. В связи с интересом к социологии со стороны специалистов других наук членами РОС становятся не только социологи, но и педагоги, психологи, лингвисты, историки и представители иных научных дисциплин.

Страна партнера

Россия

О партнере

Институт социологии ФНИСЦ РАН – научно-исследовательское учреждение Российской академии наук. Основная цель Института – выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в области социологии. Выступил со-организатором Middle-Term конференции (см. выше) с начала 2019 года.

Страна партнера

Россия

О партнере

Филфак МГУ – партнер ИИЯ РУДН на постоянной основе, традиционно вступающий со-организатором регулярных научных конференций ИИЯ РУДН.

Страна партнера

Россия

О партнере

МГЛУ – партнер ИИЯ РУДН на постоянной основе, традиционно вступающий со-организатором регулярных научных конференций ИИЯ РУДН.