Образование для устойчивого развития в действии

Образование для устойчивого развития в действии

Под устойчивым понимается развитие, при котором воздействие человечества на окружающую среду не выходит за рамки естественных возможностей природы. Важнейший инструмент устойчивого развития — образование, как отмечают ООН, ЮНЕСКО, Европейская экономическая комиссия и другие международные организации. Научная новизна проекта заключается в обосновании системы образования для устойчивого развития на международном, национальном и институциональном уровнях на основе форсайта.

Запланирована публикация серии статей, а также монографии «Образование для устойчивого развития в действии».


Задачи проекта

Обосновать теоретически, спроектировать и верифицировать концепцию непрерывного образования для устойчивого развития, включая:

  • механизмы трансфера экспертных научных знаний в практику образования для устойчивого развития;
  • подходы к технологизации теоретических моделей образования для устойчивого развития;
  • инструменты обеспечения интеграции и непрерывности образования для устойчивого развития в системе формального, неформального и информального образования.

Поддержка проекта

Российский фонд фундаментальных исследований, грант № 19-013-00722.

Перечень РИД по проекту

  1. Gleason R., Kirillov P. N., Koryakina N. I., Ermakov A. S., Ermakov D. S. Whole-institution Approach in Education for Sustainable Development: Theory and Practice // Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2020. Vol. 15. № 4. P. 36–43.
  2. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н., Ермаков Д. С. История и перспективы развития системы непрерывного экологического образования (к 50-летию Научного совета по экологическому образованию Российской академии образования) // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Т. 32. № 4. С. 21–35. 
  3. Ermakov D. S. Sustainability as a Driver for Vocational Education and Competitiveness // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. Vol. 280. P. 760–767.
  4. Ermakov D., Ermakov A. Memetic approach to cultural evolution // Biosystems. 2021. Vol. 204. P. 104378.
  5. Ermakov D. S., Ermakov A. S., Kolesova E. V. On the Application of Foresight in Education for Sustainable Development // Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2021. Vol. 16. № 4. С. 55–64.
Цели проекта
  • Установить универсальные закономерности (психолого-педагогические, социально-экологические и другие), обеспечивающие проектирование интерфейса «наука – образование – окружающая среда». Он направлен на реализацию системы образования, обеспечивающей изменение образа жизни людей в направлении устойчивости
    и улучшения состояния окружающей среды – образования для устойчивого развития (ОУР).
Руководитель проекта Все участники
empty-photo

Ермаков Дмитрий Сергеевич

Доктор педагогических наук, доцент
Результаты проекта
Ученые обосновали подходы к проектированию интерфейса «наука – образование – окружающая среда»
Он направлен на реализацию системы образования, обеспечивающей изменение образа жизни людей в направлении устойчивости и улучшения состояния окружающей среды.
Ученым удалось определить:
• факторы: социальные, технологические, экономические, политические и ценностные, влияющие на образование в целом
  и на образование для устойчивого развития, в частности;
• основные характеристики образования для устойчивого развития – сильные и слабые стороны, возможности и угрозы;
• условия – тренды, технологии, форматы и «джокеры», которые необходимо учитывать при разработке структурно-  функциональной модели образования для устойчивого развития и «дорожной карты» по его реализации.
Область исследования
  • Область применения результатов:
    • высшее образование,
    • общее образование,
    • дополнительное образование детей,
    • просветительская деятельность.
  • Разработанные материалы использованы при подготовке:
    • Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году»,
    • Добровольного национального обзора хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период   до 2030 года в Российской Федерации,
    • Гражданского обзора о реализации Целей устойчивого развития в Российской Федерации (представлены на   Политическом форуме высокого уровня ООН по устойчивому развитию, Нью-Йорк, 2020 г.).
  • Результаты внедрены в образовательных и природоохранных организациях.
Партнеры

Страна партнера

Россия

О партнере

МГИМО по праву имеет репутацию одного из ведущих вузов международно-политического, юридического и экономического профиля в стране. Университет сегодня — это современный учебно-научный комплекс, предлагающий образовательные услуги всех трех уровней высшего профессионального образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура), а также программы довузовской и послевузовской подготовки.

Департамент РУДН в сотрудничестве

Кафедра психологии и педагогики

Начало сотрудничества

2020 г.

Научное направление

Гуманитарные и социальные науки

Страна партнера

Россия

О партнере

Сегодня Московский университет — крупнейший классический университет России, в котором обучается более 45 тысяч человек из всех регионов страны (на разных формах обучения). В МГУ 40 факультетов (за последние 20 лет создан 21 факультет), 15 научно-исследовательских институтов, около 750 кафедр, отделов и лабораторий, Медицинский научно-образовательный центр.

Департамент РУДН в сотрудничестве

Кафедра психологии и педагогики

Начало сотрудничества

2019 г.

Научное направление

Гуманитарные и социальные науки

Страна партнера

Россия

О партнере

Институт создан с целью развития стратегических направлений модернизации российского образова-ния, научного обеспечения принятия решений и государственной образовательной политики в Рос-сийской Федерации, проведения фундаментальных и прикладных гуманитарных исследований в инте-ресах образования.

Департамент РУДН в сотрудничестве

Кафедра психологии и педагогики

Начало сотрудничества

2005 г.

Научное направление

Гуманитарные и социальные науки