Чулкина Нина Леонидовна
В науке о языке меня больше всего интересует ЧЕЛОВЕК, говорящий, слушающий, пишущий, понимающий, т.е. ЯЗЫКОВАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Окончила Университет дружбы народов им. П. Лумумбы по специальности «Филология».
Преподаватель-ассистент кафедры русского языка №3 подготовительного факультета УДН им. П. Лумумбы.
Аспирантура по кафедре общего и русского языкознания филологического факультета УДН им. П. Лумумбы.
Защитила диссертацию на тему «Внутренний лексикон носителя русского языка как способ представления лексический системы». Присвоена степень кандидата филологических наук.
Доцент кафедры русского языка №3 подготовительного факультета РУДН.
Очная докторантура кафедры общего и русского языкознания филологического факультета РУДН.
Доцент кафедры русского языка №3 подготовительного факультета РУДН.
Доцент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета РУДН.
Защитила диссертацию на тему «Концептосфера русской повседневности как объект лингвокультурологии и лексикографии». Присвоена степень доктора филологических наук.
Профессор кафедры общего и русского языкознания филологического факультета РУДН.
Вручена Почетная грамота Министерства науки и высшего образования РФ за «За значительные заслуги в сфере образования и добросовестный труд».
Преподавание
- Читает курс лекций студентам бакалавриата и магистратуры РУДН по направлению «Филология»:
- «Семиотика»
- «Психолингвистика»
- «Введение в теорию коммуникации»
- «Язык и межкультурная коммуникация»
- «Языковая способность: формирование и функционирование»
- Спецкурс «Семиотика «вещного мира» повседневности: Слова и вещи».
- Автор и соведущая программы на «Радио России» - «С русского на русский, или кстати сказать».
Наука
- Разработала подходы к комплексному исследованию концептосферы повседневности, языковой личности / языковой способности, лингвокультурного сознания, межкультурной коммуникации, экспериментальной лексикографии.
- Разработала методологию реконструкции концептов повседневности и их описания в электронном словаре нового типа.
- Выявила сходства и различия (конфликтогенные зоны) в образах мира четырех народов РФ: бурят, якутов, коми, татар, проживающих компактно на территории страны.
- Предложила методологию реконструкции авторской этнической языковой картины мира писателя-билингва Чингиза Айтматова и разработала концепцию электронного мультимедийного словаря языка Чингиза Айтматова «Этноидиоглоссарий». Этот долгосрочный проект предусматривает создание аналогичных словарей писателей-билингвов по разработанной методике в рамках направления «Национальные образы мира».
Научные интересы
- Исследование обыденного языкового сознания, языковой способности.
- Когнитивные структуры языкового сознания; способы хранения знаний о мире в лингвокультурном сознании русских.
- Исследование и описание ключевых концептов культуры, прецедентных текстов как внутри одной (русской) культуры, так и в сопоставительном аспекте с другими национальными культурами (китайской, киргизской, бурятской).
- Знаковые системы мира повседневности, в частности, «вещный мир» повседневности как специфическая знаковая система (слова и вещи).
- Национальные образы мира и национальный характер; толерантность и межкультурная компетентность.
- Экспериментальная лексикография на базе компьютерных технологий.