Казаренков Вячеслав Ильич
Обретение человеком смысла жизни создает предпосылки для творческой жизнедеятельности, профессионального успеха, психического и физического здоровья, успешного самосовершенствования и самореализации личности.
Окончил Ростовский (г. Ростов-на-Дону) государственный педагогический институт по специальности «Физика», квалификация «Преподаватель физики».
Учитель физики в средних школах № 17,16 и 75 г. Ростова-на-Дону.
Защитил диссертацию на тему: «Формирование у слабоуспевающих школьников-подростков интереса к учению на внеклассных занятиях по предмету» с присвоением степени кандидата педагогических наук.
Ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического института.
Получил удостоверение участника ВДНХ СССР за демонстрацию книги «Зависит от взрослых: педагогические беседы» (Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1987).
Докторант Института теории и методов воспитания Академии педагогических наук СССР (с 1992 года – Институт развития личности Российской академии образования).
Доцент кафедры педагогики Института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров при Российской академии образования (с 1995 – Университет Российской академии образования (Университет РАО)).
Защитил диссертацию на тему «Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий в целостном учебно-воспитательном процессе» с присвоением степени доктора педагогических наук.
Профессор, а с 1996 – заведующий кафедрой педагогики Университета РАО.
Декан Института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров Университета РАО.
Профессор общеуниверситетской кафедры Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Член докторского диссертационного совета 19.00.13 по направлению «Психология развития, акмеология (психологические науки)» при Институте управления образованием РАО.
Член докторского диссертационного совета 22.00.08 по направлению «Социология управления» при МГПУ.
Член Совета по защите диссертаций при Белорусском государственном университете (г. Минск, Республика Беларусь).
Присвоено ученое звание профессора по кафедре педагогики Университета РАО. В том же году стал академиком Международной педагогической академии (МПА).
Член докторских диссертационных советов 13.00.01 (общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) и 13.00.08 (теория и методика профессионального образования (педагогические науки) при Институте развития личности РАО.
Главный научный сотрудник Института управления образованием РАО.
Член докторского диссертационного совета Д 212.203.22 (психология, педагогика) при Российском университете дружбы народов (РУДН).
Профессор кафедры педагогики и психологии РУДН. С 2004 (после реорганизации кафедры) – профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН. Председатель редакционного совета межвузовских сборников научных трудов «Проблемы современного образования» и «Проблемы современной высшей школы» (РУДН). Председатель организационного комитета ежегодных Международных научно-практических конференций «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы».
Академик Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ).
Член докторского диссертационного совета Д 008.014.01 (19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки); 19.00.07 – педагогическая психология (психологические науки) при Институте психологии, социологии, социальных отношений МГПУ; член Ученого совета Института психологии, социологии, социальных отношений МГПУ.
Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за эффективную научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
Получил почетное звание «Ветеран труда Российской Федерации» (2010 год) за высокое качество профессиональной деятельности и 39-летний педагогический стаж работы.
Член редакционного совета журнала «Системная психология и социология» МГПУ.
Член комиссии РУДН по аттестации научной деятельности кафедр социального и гуманитарного профиля.
Член редакционных советов журналов «Вестник Белорусского государственного университета. Серия: Журналистика. Педагогика» (г. Минск, Республика Беларусь) и «Вестник Витебского государственного университета им. П.М. Машерова» (г. Витебск, Республика Беларусь).
Член экспертного совета Российского научного фонда (РНФ).
Член экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). В том же году стал членом Философского общества Российской академии наук и Белорусского общества психологов.
Член редакционного совета журнала «Высшее техническое образование» Белорусского государственного технологического университета» (г. Минск, Республика Беларусь). В том же году стал членом Российского общества социологов.
Награжден почетной грамотой Ректората РУДН за многолетнее проведение ежегодных научно-практических конференций «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» в качестве председателя организационного комитета.
Получил диплом лауреата III Всероссийского конкурса на лучшую научную и учебную публикацию «АКАДЕМУС». В том же году стал членом редакционных советов журналов «Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: Серия «Педагогическое образование»» и «Вестник Марийского государственного университета» (г. Йошкар-Ола, Российская Федерация).
Преподавание
Преподает курсы для студентов бакалавриата, магистратуры РУДН направления «Психология»:
- Психология смыслообретения.
- Общая психология – 2 уровень «Воображение. Мышление. Речь».
- Общая психология – 3 уровень «Эмоции. Мотивы. Воля».
- Политическая психология.
- Психология и педагогика.
- Психология стресса.
- Искусство человеческого взаимодействия.
- Психология и педагогика высшей школы.
Читает слушателям программ дополнительного профессионального образования РУДН курс лекций «Школа стресс-менеджмента».
Автор монографии и учебных пособий:
- Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Российский университет дружбы народов. – М.: Логос, 2003: ПИК ВИНИТИ. – С. 95.
Поиск средств и способов взаимосвязи различных видов учебно-воспитательной работы обнаружил необходимость создания и использования эффективной теории интеграции урочных и внеурочных занятий школьников. Автором разработаны и внедрены в школьную практику концептуальные положения, обеспечивающие вариативную взаимосвязь различных видов и форм урочной и внеурочной деятельности подростков и старшеклассников. Раскрываемые в пособии теоретические и методические основания интеграции данных занятий позволяют учителю осуществить научно обоснованный выбор оптимальных форм организации школьно-внешкольной жизнедеятельности учащихся, стимулировать у них творческую активность и самодеятельность, потребность в самосовершенствовании.
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/kazar/index.php - Казаренков В. И. Психолого-педагогические основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам; Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский университет дружбы народов – М.: РУДН, 2011. – С. 172.
В пособии раскрываются актуальные и значимые вопросы организации внеурочных занятий подростков и старшеклассников по учебным предметам. Излагаются теоретические и методические основы подготовки и проведения внеурочной работы, особенности взаимосвязи данной работы с урочной; рассматриваются пути и способы привлечения работников внешкольных учреждений и родителей учащихся к совместной внeypoчной деятельности с подростками и старшеклассниками. В книге приводится программа спецкурса «Внеурочные занятия школьников по учебным предметам». Адресовано студентам вузов, а также педагогам школ и учреждений дополнительного образования, работникам органов народного образования.
https://search.rsl.ru/ru/record/01004956540 - Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Университетское образование: внеаудиторные занятия студентов по учебным предметам // М.: Российский университет дружбы народов, 2014. – 167
В монографии раскрываются актуальные и значимые вопросы организации внеаудиторных занятий студентов по учебным предметам. Излагаются теоретические и методические основы подготовки и проведения внеаудиторной работы, особенности взаимосвязи данной работы с аудиторной; раскрыты возможности использования внеаудиторных занятий по формированию у студентов интереса к межкультурному взаимодействию. Издание адресовано преподавателям высшей школы и дополнительного образования, аспирантам.
https://search.rsl.ru/ru/record/01007937468 - Казаренков В.И. Основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам. 2 изд. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М» (Москва), 2019.
В книге излагаются теоретические и методические основы организации внеурочных занятий школьников-подростков и старшеклассников по учебным предметам. Рассматриваются пути и способы привлечения работников внешкольных учреждений, ученых высшей школы и родителей учащихся к совместной внеурочной деятельности со школьниками. Представлены программы учебного спецкурса и курса дополнительного образования. Адресовано студентам и преподавателям высших и средних профессиональных учебных учреждений, педагогам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, работникам органов народного образования.
https://elibrary.ru/item.asp?id=37148144&
Наука
- Разработал технологию интеграции школьного и внешкольного образования, а также урочных и внеурочных занятий школьников. С помощью системного анализа разработал модель управления социально-педагогической системой школьно-внешкольного образования: представил различные варианты создания интегративных урочно-внеурочных занятий на основе выделения внутрипредметной и межпредметной (внутритиповой и межтиповой) связи между учебными предметами, а также описал основы успешного сотрудничества школы с вузами и учреждениями дополнительного образования.
- Разработал основы формирования учебной мотивации у слабоуспевающих школьников за счет их привлечения к внеурочной работе по учебным дисциплинам.
- Разработал технологии саморегуляции эмоциональных состояний личности; выявил возможности интенсификации освоения человеком способов профилактики психоэмоциональных состояний.
- Разработал отдельные технологии межличностного и межкультурного взаимодействия – в частности, создал модель поэтапного развертывания процесса человеческого взаимодействия с представителями других культур и описал его основные технологии.
Научные интересы
- Самосовершенствование личности.
- Обретение человеком смысла жизни.
- Творчество в жизни и профессиональной деятельности.
- Самообразование учащейся молодежи.
- Саморегуляция психических состояния.
- Мотивация жизнедеятельности человека.
- Межкультурное взаимодействие.
- Управление социально-педагогическими системами.