Казаренков Вячеслав Ильич

Казаренков Вячеслав Ильич

Доктор педагогических наук
Профессор,

Обретение человеком смысла жизни создает предпосылки для творческой жизнедеятельности, профессионального успеха, психического и физического здоровья, успешного самосовершенствования и самореализации личности.

1967 - 1971

Окончил Ростовский (г. Ростов-на-Дону) государственный педагогический институт по специальности «Физика», квалификация «Преподаватель физики».

1971 - 1980

Учитель физики в средних школах № 17,16 и 75 г. Ростова-на-Дону.

1983

Защитил диссертацию на тему: «Формирование у слабоуспевающих школьников-подростков интереса к учению на внеклассных занятиях по предмету» с присвоением степени кандидата педагогических наук.

1984 - 1991

Ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического института. 

1987

Получил удостоверение участника ВДНХ СССР за демонстрацию книги «Зависит от взрослых: педагогические беседы» (Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1987).

1991 - 1994

Докторант Института теории и методов воспитания Академии педагогических наук СССР (с 1992 года – Институт развития личности Российской академии образования).

1994 - 1995

Доцент кафедры педагогики Института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров при Российской академии образования (с 1995 – Университет Российской академии образования (Университет РАО)).

1995

Защитил диссертацию на тему «Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий в целостном учебно-воспитательном процессе» с присвоением степени доктора педагогических наук.

1995 - 1997

Профессор, а с 1996 – заведующий кафедрой педагогики Университета РАО. 

1997

Декан Института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров Университета РАО.

1997 - 2000

Профессор общеуниверситетской кафедры Московского городского педагогического университета (МГПУ).

1997 - 2015

Член докторского диссертационного совета 19.00.13 по направлению «Психология развития, акмеология (психологические науки)» при Институте управления образованием РАО.

1998 - 2001

Член докторского диссертационного совета 22.00.08 по направлению «Социология управления» при МГПУ.

1998 - 2005

Член Совета по защите диссертаций при Белорусском государственном университете (г. Минск, Республика Беларусь).

1999

Присвоено ученое звание профессора по кафедре педагогики Университета РАО. В том же году стал академиком Международной педагогической академии (МПА).

1999 - 2002

Член докторских диссертационных советов 13.00.01 (общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) и 13.00.08 (теория и методика профессионального образования (педагогические науки) при Институте развития личности РАО.

2000 - 2001

Главный научный сотрудник Института управления образованием РАО.

2001 - 2019

Член докторского диссертационного совета Д 212.203.22 (психология, педагогика) при Российском университете дружбы народов (РУДН).

2001 - н.в.

Профессор кафедры педагогики и психологии РУДН. С 2004 (после реорганизации кафедры) – профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН. Председатель редакционного совета межвузовских сборников научных трудов «Проблемы современного образования» и «Проблемы современной высшей школы» (РУДН). Председатель организационного комитета ежегодных Международных научно-практических конференций «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы».

2008 - н.в.

Академик Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ).

2009 - н.в.

Член докторского диссертационного совета Д 008.014.01 (19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки); 19.00.07 – педагогическая психология (психологические науки) при Институте психологии, социологии, социальных отношений МГПУ; член Ученого совета Института психологии, социологии, социальных отношений МГПУ.

2010

Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за эффективную научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

2010

Получил почетное звание «Ветеран труда Российской Федерации» (2010 год) за высокое качество профессиональной деятельности и 39-летний педагогический стаж работы.

2011 - н.в.

Член редакционного совета журнала «Системная психология и социология» МГПУ.

2012 - н.в.

Член комиссии РУДН по аттестации научной деятельности кафедр социального и гуманитарного профиля.

2013 - н.в.

Член редакционных советов журналов «Вестник Белорусского государственного университета. Серия: Журналистика. Педагогика» (г. Минск, Республика Беларусь) и «Вестник Витебского государственного университета им. П.М. Машерова» (г. Витебск, Республика Беларусь).

2014 - н.в.

Член экспертного совета Российского научного фонда (РНФ).

2015 - н.в.

Член экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). В том же году стал членом Философского общества Российской академии наук и Белорусского общества психологов.

2016 - н.в.

Член редакционного совета журнала «Высшее техническое образование» Белорусского государственного технологического университета» (г. Минск, Республика Беларусь). В том же году стал членом Российского общества социологов.

2017

Награжден почетной грамотой Ректората РУДН за многолетнее проведение ежегодных научно-практических конференций «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» в качестве председателя организационного комитета.

2018

Получил диплом лауреата III Всероссийского конкурса на лучшую научную и учебную публикацию «АКАДЕМУС». В том же году стал членом редакционных советов журналов «Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: Серия «Педагогическое образование»» и «Вестник Марийского государственного университета» (г. Йошкар-Ола, Российская Федерация).

Преподавание

Преподает курсы для студентов бакалавриата, магистратуры РУДН направления «Психология»:

  • Психология смыслообретения.
  • Общая психология – 2 уровень «Воображение. Мышление. Речь».
  • Общая психология – 3 уровень «Эмоции. Мотивы. Воля».
  • Политическая психология.
  • Психология и педагогика.
  • Психология стресса.
  • Искусство человеческого взаимодействия.
  • Психология и педагогика высшей школы.

Читает слушателям программ дополнительного профессионального образования РУДН курс лекций «Школа стресс-менеджмента».

Автор монографии и учебных пособий:

  1. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Российский университет дружбы народов. – М.: Логос, 2003: ПИК ВИНИТИ. – С. 95.
    Поиск средств и способов взаимосвязи различных видов учебно-воспитательной работы обнаружил необходимость создания и использования эффективной теории интеграции урочных и внеурочных занятий школьников. Автором разработаны и внедрены в школьную практику концептуальные положения, обеспечивающие вариативную взаимосвязь различных видов и форм урочной и внеурочной деятельности подростков и старшеклассников. Раскрываемые в пособии теоретические и методические основания интеграции данных занятий позволяют учителю осуществить научно обоснованный выбор оптимальных форм организации школьно-внешкольной жизнедеятельности учащихся, стимулировать у них творческую активность и самодеятельность, потребность в самосовершенствовании.
    https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/kazar/index.php
  2. Казаренков В. И. Психолого-педагогические основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам; Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский университет дружбы народов – М.: РУДН, 2011. – С. 172.
    В пособии раскрываются актуальные и значимые вопросы организации внеурочных занятий подростков и старшеклассников по учебным предметам. Излагаются теоретические и методические основы подготовки и проведения внеурочной работы, особенности взаимосвязи данной работы с урочной; рассматриваются пути и способы привлечения работников внешкольных учреждений и родителей учащихся к совместной внeypoчной деятельности с подростками и старшеклассниками. В книге приводится программа спецкурса «Внеурочные занятия школьников по учебным предметам». Адресовано студентам вузов, а также педагогам школ и учреждений дополнительного образования, работникам органов народного образования.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01004956540
  3. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Университетское образование: внеаудиторные занятия студентов по учебным предметам // М.: Российский университет дружбы народов, 2014. – 167
    В монографии раскрываются актуальные и значимые вопросы организации внеаудиторных занятий студентов по учебным предметам. Излагаются теоретические и методические основы подготовки и проведения внеаудиторной работы, особенности взаимосвязи данной работы с аудиторной; раскрыты возможности использования внеаудиторных занятий по формированию у студентов интереса к межкультурному взаимодействию. Издание адресовано преподавателям высшей школы и дополнительного образования, аспирантам.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01007937468
  4. Казаренков В.И. Основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам. 2 изд. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М» (Москва), 2019.
    В книге излагаются теоретические и методические основы организации внеурочных занятий школьников-подростков и старшеклассников по учебным предметам. Рассматриваются пути и способы привлечения работников внешкольных учреждений, ученых высшей школы и родителей учащихся к совместной внеурочной деятельности со школьниками. Представлены программы учебного спецкурса и курса дополнительного образования. Адресовано студентам и преподавателям высших и средних профессиональных учебных учреждений, педагогам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, работникам органов народного образования.
    https://elibrary.ru/item.asp?id=37148144&

Наука

  • Разработал технологию интеграции школьного и внешкольного образования, а также урочных и внеурочных занятий школьников. С помощью системного анализа разработал модель управления социально-педагогической системой школьно-внешкольного образования: представил различные варианты создания интегративных урочно-внеурочных занятий на основе выделения внутрипредметной и межпредметной (внутритиповой и межтиповой) связи между учебными предметами, а также описал основы успешного сотрудничества школы с вузами и учреждениями дополнительного образования.
  • Разработал основы формирования учебной мотивации у слабоуспевающих школьников за счет их привлечения к внеурочной работе по учебным дисциплинам.
  • Разработал технологии саморегуляции эмоциональных состояний личности; выявил возможности интенсификации освоения человеком способов профилактики психоэмоциональных состояний.
  • Разработал отдельные технологии межличностного и межкультурного взаимодействия – в частности, создал модель поэтапного развертывания процесса человеческого взаимодействия с представителями других культур и описал его основные технологии.

Научные интересы

  • Самосовершенствование личности.
  • Обретение человеком смысла жизни.
  • Творчество в жизни и профессиональной деятельности.
  • Самообразование учащейся молодежи.
  • Саморегуляция психических состояния.
  • Мотивация жизнедеятельности человека.
  • Межкультурное взаимодействие.
  • Управление социально-педагогическими системами.
В статье изложены исследования образовательных процессов, направленных на формирование у студентов ориентированного на риск сознания как важнейшего компонента культуры безопасности жизнедеятельности. Формирование ориентированного на риск сознания желательно у студентов, обучающихся в техническом университете, поскольку они готовятся к будущей профессиональной деятельности. Статья содержит авторскую интерпретацию концепции «риск-ориентированного сознания студентов, обучающихся в техническом университете». Для достижения цели исследования авторы применили методику проектирования. В результате была разработана образовательная технология формирования у студентов риск-ориентированного сознания. Авторы также подчеркивают очевидные перспективы и необходимость дальнейшего понимания рассматриваемой проблемы.
В последние годы в системе высшего и среднего образования часто используются системы электронного обучения, интеллектуальные тренажеры, интеллектуальные системы обучения. В зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей учащегося система будет давать задачи той или иной степени сложности. Чем выше и точнее будут оцениваться индивидуальные характеристики студента, тем лучше будет качество организации студенческого образования. Следовательно, диагностика психофизиологических характеристик студентов является важной составляющей для построения индивидуальных образовательных путей. В статье описаны новые авторские методики определения психофизиологических характеристик студентов на основе методик с использованием инструментов дополненной реальности, в частности: метод определения времени восприятия визуальной информации; способ определения времени возбуждения зрительного анализатора человека; метод определения времени инерции зрительной системы человека. В статье также описывается авторская методика определения индивидуальных типологических характеристик, работоспособности и утомляемости студента. Внедрение этих методов в учебный процесс позволяет гораздо более точно выстроить модель учащегося, что позволяет более качественно формировать индивидуальные образовательные пути.
Дистанционное обучение является одной из эффективных форм непрерывного профессионального образования и обучения взрослых, которое направлено на удовлетворение их образовательных потребностей в обучении на протяжении всей жизни. Дистанционное обучение вводит новые специфические требования к преподавателям в отношении их компетенции и обучающегося. Одним из ключевых действующих лиц, обеспечивающих эффективность системы дистанционного образования, является репетитор. Здесь было проведено специальное исследование, направленное на изучение готовности преподавателей университетов к преподаванию посредством дистанционного обучения и определения отношения взрослых учащихся к дистанционному обучению. Целью исследования было выявление осведомленности студентов о деятельности репетитора и изучение их мнения о деятельности репетитора. Мы также разработали учебную программу, направленную на подготовку преподавателей университетов для преподавателей. Большое значение придается готовности педагога выполнять репетиторскую деятельность (психологическую, предметную и техническую).
В процессе выстраивания совместной сферы высшего образования в Европе в рамках Болонского процесса, другие процессы интеграции и национального самоопределения показали необходимость создания новой модели университетского образования и переосмысления роли педагога в нем. Изоляция профессоров и студентов, существовавшая большую часть XX века, в определенной степени тормозила развитие. Это потребовало формирования новых отношений в образовательной среде. В связи с этим в качестве цели может быть предложено формирование условий для воспитания современной самодостаточной личности, которая четко понимает достижения национального уровня и свой вклад в мировое развитие, обладает способностью критически мыслить, работать в команде, уважать разные мнения и ценности. Совместная деятельность преподавателей и учащихся в учебном процессе, научно-исследовательской работе и других видах деятельности является методом достижения этой цели.
Статья посвящена актуальной проблеме университетского образования — организации внеаудиторных занятий студентов по учебным дисциплинам. В публикации представлены материалы, характеризующие организацию различных форм внеаудиторной работы по учебным дисциплинам и сотрудничество преподавателя и студента в данной работе. Определены формы и методы совместной деятельности; выделены особенности взаимодействия педагогов и студентов во внеаудиторной работе.