Константинов Михаил Сергеевич
Тише едешь – дальше будешь!
Окончил Московский авиационный институт (МАИ). Специальность «Летательные аппараты». Присвоена квалификация инженера-механика по летательным аппаратам.
Учился и окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Специальность «Математика». Присвоена квалификация математика.
Инженер, старший инженер, старший научный сотрудник кафедры 102 «Проектирование летательных аппаратов» Московского авиационного института.
Заочная аспирантура в Московском авиационном институте.
Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности «Конструкция и проектирование летательных аппаратов».
Ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры 601 «Проектирование летательных аппаратов» Московского авиационного института.
Присвоено ученое звание доцента по кафедре «Проектирование летательных аппаратов».
Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности 05.07.02 «Конструкция и проектирование летательных аппаратов».
Профессор кафедры «Космические системы и ракетостроение» Московского авиационного института.
Присвоено ученое звание профессора по кафедре «Проектирование летательных аппаратов».
Старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики МАИ.
Главный специалист и ведущий специалист Федерального Государственного предприятия «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина».
Академик Международной академии астронавтики (англ.: International Academy of Astronautics, IAA).
Профессор кафедры «Механика космического полета» Института прикладных технико-экономических исследований и экспертиз РУДН.
Профессор департамента механики и мехатроники Института космических технологий РУДН.
Преподавание
Читает студентам РУДН курс лекций:
- «Проектирование траекторий межпланетного полета».
Наука
- Проанализировал требуемое совершенство ядерной электроракетной двигательной установки (удельной массы установки) для реализации пилотируемой марсианской экспедиции. Провел анализ этого требуемого совершенства как функции времени экспедиции и массы космического комплекса, выводимого на базовую околоземную орбиту.
- Проанализировал влияние характеристик энергетической установки при использовании электроракетной двигательной установки в проекте исследования Меркурия.
- Для проекта исследования Солнца проанализировал рациональные характеристики солнечной энергетической установки космического аппарата (КА) с электроракетной двигательной установкой. Рассмотрел прямое (без гравитационных маневров) выведение КА на низкую гелиоцентрическую орбиту с большим наклонением к плоскости солнечного экватора.
- Показал, что в начале энергетически сложного межпланетного перелёта целесообразно использовать гелиоцентрический перелет Земля – Земля с гравитационным маневром у Земли. Траектория гелиоцентрического перелета реализуется с применением электроракетной двигательной установки. Такой маневр позволяет существенно увеличить величину гиперболического избытка скорости и расширяет транспортные возможности КА. Показано, как расширяются транспортные возможности космических систем на базе ракет-носителей среднего («Союз-2») и тяжелого класса («Союз-2») при использовании такой схемы перелета и солнечной электроракетной двигательной установки с электрической мощностью 5 кВт.
- Проанализировал изменение оптимального профиля тяги электроракетной двигательной установки (закона включения - выключения двигателя) как функции характеристик транспортной системы для космических транспортных задач.
- Разработал метод оптимизации сложных схем межпланетного перелета (перелетов с цепочкой гравитационных маневров) КА с электроракетной двигательной установкой. Метод использует три этапа. На первом этапе анализируется задача оптимизации траектории перелета к планете назначения с использованием гравитационных маневров и дополнительных импульсов скорости в глубоком космосе. Использовал метод эволюционной стратегии с адаптацией матрицы ковариаций. На втором этапе отдельно проводится оптимизация каждого из гелиоцентрических участков (планета-планета) рассматриваемого маршрута. На третьем этапе решается многоточечная краевая задача сквозной оптимизации. Весь набор необходимых условий оптимальности для гравитационных маневров удовлетворяются.
- Проанализировал несколько схем выведения КА на гелиоцентрические орбиты для исследования Солнца (проект «Интергелио-Зонд»). Показал, что использование электроракетной двигательной установки на начальном этапе гелиоцентрического перелета и системы гравитационных маневров позволяет обеспечить выведение на конечную рабочую орбиту КА достаточно большой массы за относительно малое время (например, 5 лет). Проанализировал ряд цепочек гравитационных маневров, обеспечивающих выведение КА на рабочие орбиты и выделены схемы полета, которые могут быть рекомендованы для использования.
- Рассмотрел проблему парирования траекторных возмущений, которые могут возникнуть при межпланетном перелете КА с электроракетной двигательной установкой из-за временной невозможности штатного использования двигателя. Показал, что нештатное выключение двигателя должно быть предусмотрено при проектировании межпланетной траектории КА. Предложил новый подход с учетом необходимости парирования возмущения траектории, связанного с нештатным выключением электроракетной двигательной установки (ЭРДУ). Сделал вывод о целесообразности корректирования номинальных траекторий для увеличения предельно допустимого времени нештатного выключения двигателя. Показал, что оптимизация характеристик дополнительных пассивных участков (их положение на траектории и длительность) приводит к увеличению предельно допустимого времени нештатного выключения двигателя до уровня, который может удовлетворять проектанта транспортной системы.
Научные интересы
- Проектно-баллистический анализ транспортных операций в космосе;
- Механика космического полета космического аппарата с двигателями малой тяги;
- Проектирования траекторий при реализации сложных схем межорбитального и межпланетного перелетов.