Кудинов Сергей Иванович

Кудинов Сергей Иванович

Доктор психологических наук
Профессор,

Самый лучший способ раскритиковать чужую идею – сделать ее лучше.

1989

Окончил Горно-Алтайский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет, специальность «Биология».

1991

Окончил Институт Молодежи (МосГУ) факультет переподготовки, специальность «Практическая психология».

1994

Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Сравнительный анализ любознательности у мальчиков и девочек раннего юношеского возраста». Специальность «Психология личности».

1994 - 1996

Старший преподаватель, доцент кафедры общей психологии Бийского государственного педагогического университета (БГПУ).

1996 - 2004

Декан факультета психологии, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии БГПУ.

1999

Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук на тему «Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности». Специальность «Общая психология, психология личности, история психологии».

2000

Присвоено звание профессор по кафедре теоретической и прикладной психологии.

2003

Действительный член Международной академии наук педагогического образования.

1996 - 2004

Председатель Алтайского отделения Российского психологического общества.

2002 - 2004

Член научно-методического совета по дифференциальной психологии Министерства науки и образования России.

2004 - 2010

Профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии Тольяттинского государственного университета.

2010 - н.в.

Заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии РУДН.

2013 - н.в.

Член Международного психологического общества почета Psi Chi (англ.: The International Honor Society in Psychology - Psi Chi).

2014

Награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» за заслуги в области образования. 

2016 - н.в.

Член Ассоциации профессоров славянских стран.

2017 - н.в.

Член Федерального учебно-методического объединения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. 

2017 - н.в.

Эксперт Российской академии наук.

2010 - 2019

Главный редактор журнала «Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика».

2010

Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов. 

2018

Награжден медалью от Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть» за содействие и помощь военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в исполнении ими служебного и трудового долга, за отличие в выполнении трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, за трудовую доблесть. 

Преподавание

Читает курс лекций студентам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры направления «Психология»:

  • «Методологические проблемы психологии»,
  • «Организация научного исследования»,
  • «Практическая психология в пенитенциарной системе»,
  • «Социальная психология»,
  • «Психологический тренинг»,
  • «Психология самореализация личности»,
  • «Судебно-психологическая экспертиза».

Автор пособий:

  • «Психодиагностика личности» (Кудинов, С.И. Кудинов С.С.  Москва: РУДН, 2018, - 232с.) В пособии освещены вопросы становления психодиагностики как самостоятельной отрасли психологической науки и практики. Представлена современная классификация психодиагностических методов и процедур. Рассмотрены вопросы валидизации, надежности и стандартизации психологических тестов. Приведены методики исследования личности и индивидуальности в том числе авторские, показаны практические аспекты их применения.
    https://elibrary.ru/item.asp?id=34993454
  • «Активные методы обучения» (Кудинов, С.И. Кудинов С.С.  Москва: РУДН, 2017, - 172с. ISBN 978-5-209-07443-4). Пособие содержит основные традиционные и инновационные социально-психологические методы обучения, ориентированные на школьников и студентов. Авторы подробно освещают игровые, дискуссионные и тренинговые методы обучения. Дан анализ каждого из предложенных методов и подробный алгоритм их проведения.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01008828260

Наука

  • Разработал научный подход в исследовании самореализации личности. Подход основан на комплексном рассмотрении психофизиологических, психологических, социальных, педагогических, психо-экологических факторов, которые влияют на успешность самоосуществления субъекта деятельности.
  • Выделил формы самореализации личности: социальную, профессионально-деятельностную, личностную.
  • Выделил и обосновал структурную организацию самореализации субъекта деятельности. Определил функциональную роль в структуре самореализации установочного, конативного, эмоционального, регуляторного, когнитивного, мотивационного и рефлексивно-оценочного компонентов.
  • Разработал и стандартизировал первую в России методику для исследования самореализации личности «Многомерный опросник самореализации личности».
  • Разработал и стандартизировал первую в России психодиагностическую методику для исследования патриотичности личности. Методика разработана на основе диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова. Позволяет исследовать данный феномен как свойство личности в возрастном диапазоне от 17 до 60 лет.
  • Разработал и стандартизировал совместно с А.И. Крупновым «Тест суждений любознательности личности». Методика рассчитана на возрастной диапазон от 14 до 60 лет.

Научные интересы

  • Самореализация субъекта деятельности;
  • Свойства личности и индивидуальности;
  • Становление и развитие личности в онтогенезе;
  • Гендерные, национально-этнические и индивидуально-типологические аспекты личности;
  • Профессиональные деформации и эмоциональное выгорание личности;
  • Социальный интеллект;
  • Девиации, аддикции, делинквентности;
  • Адаптация и аккультурация личности.
В настоящем исследовании аксиологическая ориентация личности рассматривается как относительно устойчивый набор ценностей, мотивов, потребностей и моральных структур, формирующихся в различных сферах общественной жизни, на основе которых осуществляется восприятие индивидом себя и окружающих, а также определяется его отношение к различным видам деятельности. В рамках эмпирического исследования выделены: прагматически-профессиональные, социально-коммуникативные или индивидуально-эгоистические типы аксиологической ориентации личности студентов. В прагматически-профессиональном типе преобладают такие ценности, как работа, результат, деньги и процесс. Наименее привлекательным значением для этого типа является сила. Респонденты с социально-коммуникативным типом аксиологической ориентации имеют в качестве основных личных ценностей альтруизм, результат и деньги. Такие ценности как власть, деньги и свобода является отличительной чертой людей с индивидуально-эгоистической аксиологической ориентацией.
Проанализированы результаты эмпирических исследований, полученных с помощью выборки студентов. Исследование настойчивости было проведено в рамках диспозиционной концепции черт личности и индивидуальности Крупнова А.И. В исследовании были использованы методы, разработанные Крупновым А.И. Специфика самореализации была выявлена в контексте концепции С.И. Кудинова с помощью многомерного вопросника по самореализации личности (MQPSR). Эмпирические исследования показали статистически значимые различия в особенностях самореализации учащихся с разными уровнями проявления настойчивости. После выделения уровней настойчивости, в каждой группе респондентов были представлены технологии по развитию возможностей самореализации.
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел сопряжена с множественными стрессогенными факторами. Современная правоохранительная система требует от сотрудников максимальной реализации своего потенциала во время выполнения поставленных оперативно-служебных задач. Актуальность исследования профессионального становления и самореализации личности сотрудников ОВД обусловлена высокой социальной значимостью их профессиональной деятельности. В статье предпринята попытка выяснить, существуют ли особенности самореализации личности сотрудников МВД, по сравнению с самореализацией личности представителей гражданских профессий. В исследовании приняли участие сотрудники МВД (представители руководящего и неруководящего состава) в количестве 40 человек в возрасте от 21 года до 45 лет, а также 40 представителей гражданских профессий в возрасте от 22 до 45 лет. Исходя из того, что, по мнению авторов, самореализация личности у сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности имеет свои особенности, выборка, как экспериментальная, так и контрольная, была разделена на две возрастные группы. В первой группе определен возрастной критерий от 21 до 31 года, во второй, соответственно, от 32 до 45 лет. Полученные данные свидетельствуют о специфической динамике самореализации личности сотрудника ОВД, в сравнении с представителями гражданских профессий. Так, в первой возрастной группе для сотрудников характерны более высокие показатели, отмечающие стремление к самореализации. Однако во второй возрастной группе (от 32 до 45 лет) наблюдается иная картина. Стремление к самореализации приобретает более инертный характер, что особенно заметно в социальной и профессиональной сфере самореализации личности.
В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, посвященного проблеме патриотичности и этнической идентичности. Исследование проводилось на выборке этнически русских и казахских студентов. Выборка русских студентов состояла из молодых людей, обучающихся в вузах г. Москвы. Все казахские студенты с рождения проживают и обучаются в Казахстане. На этапе формирования выборки с целью минимизации влияния индивидуальных и социальных факторов в группу респондентов были включены студенты, не состоящие в каких-либо национально-религиозных сообществах и не принимающие участие в общественно-политической деятельности. Исследование патриотичности осуществлялось в контексте целостно-функционального подхода, в котором данное свойство рассматривается как многомерное психологическое образование, включающее в себя совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых составляющих. Этническая идентичность понимается как ядро этнического самосознания личности, входит в структуру социальной идентичности личности и представляет собой психологический феномен, основанный на осознании принадлежности индивида к определенной этнической группе и оценивании себя на основе принадлежности к конкретной общности. При этом в процессе осознания индивидом себя как участника этнической группы происходит как отождествление с этой группой, так и отчуждение от других этносов. В исследовании с помощью стандартизированного психодиагностического инструментария и методов математической статистики были выявлены особенности проявления патриотичности и этнической идентичности у русских и казахских студентов. На следующем этапе исследования проводился сопоставительный анализ составляющих патриотичности и этнической идентичности в представленных выборках. Отдельно тщательно проанализирована психологическая структура патриотичности в русской и казахской подгруппах, дана психологическая сравнительная характеристика. На завершающем этапе исследования анализировалась взаимосвязь этнической идентичности и патриотичности в обсуждаемых выборках, а также осуществлялся сопоставительный анализ.
Представлены результаты исследования, доказывающие зависимость самореализации и жизнестойкости личности. Показано, что жизнестойкость как свойство личности при определенных условиях, в трудных жизненных ситуациях, выступает предиктором самореализации субъектов деятельности. Обозначены современные тенденции исследования самореализации в контексте системной парадигмы. Отмечены основные индивидуально-личностные детерминанты проявления самореализации личности. Методологической базой исследования является полисистемная концепция самореализации личности С. И. Кудинова, положения теории личностного потенциала Д. А. Леоньтева, разработанные в рамках позитивной психологии, теория Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, в контексте которой жизнестойкость понимается как личностная характеристика, которая является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, контроль и готовность к риску. Цель исследования, представленного в данной статье, изучение самореализации палестинских беженцев, находящихся в трудных жизненных ситуациях с различными показателями жизнестойкости. На первом этапе были выявлены доминирующие установки жизнестойкости (по Шидаку), а также различие между установками жизнестойкости «вовлеченность» и «контроль» в пользу вовлеченности и между установками «контроль» и «риск» в пользу риска. На основе кластерного анализа установлены типы проявления данного качества: с высоким значением жизнестойкости (активно-вовлеченно-рисковый тип жизнестойкости) и с низким значением жизнестойкости (пассивно-рисково-вовлеченный тип жизнестойкости). На следующем этапе описана специфика самореализации у представителей с разными типами жизнестойкости. С помощью корреляционного и факторного анализа выявлена психологическая структура самореализации в исследуемых группах. Установлено, что для представителей активно-вовлеченно-рискового типа жизнестойкости характерна преобразующаяся стратегия поведения, обеспечивающая достижение позитивных результатов в проявлениях самореализации. У респондентов с пассивно-рисково-вовлеченным типом жизнестойкости выявлена приспосабливающаяся стратегия поведения в разных сферах жизнедеятельности в процессе самореализации. В заключение сделан вывод о роли жизнестойкости как основного условия, определяющего успешность самореализации личности в трудных жизненных ситуациях https://elibrary.ru/item.asp?id=29953172 6. Кудинов С.И., Индивидуальные особенности проявления стрессоустойчивости в контексте самоактуализации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Выпуск 4 (24) Т.6. № 4. - С.341-349. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке респондентов, оставшихся временно безработными. Цель исследования, представленного в данной статье, выделение индивидуальных предикторов проявления стрессоустойчивости и определение ее значимости для самоактуализации личности. Методологической базой исследования выступили теория интегральной индивидуальности Ф. С. Мерлина, Б. А. Вяткина и теория самоактуализации личности. Согласно теории В. С. Мерлина, личность раскрывается через понимание человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Эмпирически установлено, что уровни проявления стрессоустойчивости личности обусловлены совокупностью выраженности индивидуальных и личностных характеристик, таких как свойства темперамента и тревожность. Самоактуализация респондентов с разным уровнем стрессоустойчивости имеет отличительные особенности, что указывает на некоторую зависимость этих феноменов, где стрессоустойчивость выступает одним из предикторов самоактуализации личности. Установлено, что индивидуальными предикторами проявления стрессоустойчивости в выборке респондентов с ее низким уровнем выступают тревожность, эмоциональность и низкая пластичность; активность, пластичность и более низкая эмоциональность выступают индивидуальными предикторами проявления стрессоустойчивости в выборке респондентов с высоким уровнем стрессоустойчивости. В заключение сделан вывод о роли стрессоустойчивости как одного из предикторов самоактуализации личности в период ситуативных жизненных трудностей.
Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке респондентов, оставшихся временно безработными. Цель исследования, представленного в данной статье, выделение индивидуальных предикторов проявления стрессоустойчивости и определение ее значимости для самоактуализации личности. Методологической базой исследования выступили теория интегральной индивидуальности Ф. С. Мерлина, Б. А. Вяткина и теория самоактуализации личности. Согласно теории В. С. Мерлина, личность раскрывается через понимание человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Эмпирически установлено, что уровни проявления стрессоустойчивости личности обусловлены совокупностью выраженности индивидуальных и личностных характеристик, таких как свойства темперамента и тревожность. Самоактуализация респондентов с разным уровнем стрессоустойчивости имеет отличительные особенности, что указывает на некоторую зависимость этих феноменов, где стрессоустойчивость выступает одним из предикторов самоактуализации личности. Установлено, что индивидуальными предикторами проявления стрессоустойчивости в выборке респондентов с ее низким уровнем выступают тревожность, эмоциональность и низкая пластичность; активность, пластичность и более низкая эмоциональность выступают индивидуальными предикторами проявления стрессоустойчивости в выборке респондентов с высоким уровнем стрессоустойчивости. В заключение сделан вывод о роли стрессоустойчивости как одного из предикторов самоактуализации личности в период ситуативных жизненных трудностей.
В статье обсуждается проблема системной обусловленности самореализации личности. Обосновывается перспективность системного подхода в исследовании данного феномена в противовес устоявшимся аналитическим стратегиям в отечественной и зарубежной психологии. Приводятся системные составляющие самореализации и структурные характеристик данного психологического образования.