Кудинов Станислав Сергеевич

Кудинов Станислав Сергеевич

Кандидат психологических наук
Доцент,

Наука — это попытка обрести истину, а истина рождается в ошибках и заблуждениях.

2006

Окончил Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, факультет психологии, специальность «Педагог-психолог».

2009 - 2014

Старший преподаватель, а с 2010 - доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Тольяттинского государственного университета.

2009

Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности «Общая психология, история психологии, психология личности». Тема: «Гендерные особенности динамики развития общительности личности».

2014 - 2017

Докторантура в РУДН.

2018 - н.в.

Доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН.

2018

Присвоено звание доцент по кафедре социальной и дифференциальной психологии РУДН.

2018 - н.в.

Член Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС, Болгария; англ.: Association of Professors from Slavonic Countries).

Преподавание

Читает студентам и магистрам РУДН направления «Психология» курсы лекций:

  • «Психодиагностика»,
  • «Практикум по психодиагностике»,
  • «Общий психологический практикум»,
  • «Современные технологии в психодиагностике»,
  • «Общая психология».

Автор пособий:

  • «Психодиагностика личности» (Кудинов, С. И. Кудинов С.С.  Москва: РУДН, 2018, - 232с.)
    В пособии освещены вопросы становления психодиагностики как самостоятельной отрасли психологической науки и практики. Представлена современная классификация психодиагностических методов и процедур. Рассмотрены вопросы валидизации, надежности и стандартизации психологических тестов. Приведены методики исследования личности и индивидуальности в том числе авторские, показаны практические аспекты их применения.
    https://elibrary.ru/item.asp?id=34993454
  • «Нормативная документация по итоговой государственной аттестации 37.04.01 Психология» (Кудинов С.С., Каменева Г.Н., Кудинова. И.Б. Москва: РУДН, 2017, - 73 с. ISBN 978-5-209-08114-2)
    В пособии представлены основные требования по организации, условиям проведения итоговой государственной аттестации выпускников по магистерской программе «Интегративные технологии в практической психологии» направления 37.04.01 «Психология». Издание предназначено для магистров выпускных курсов по написанию, оформлению и представлению выпускной квалификационной работы, а также для научных руководителей.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01009366004
  • «Активные методы обучения» (Кудинов, С. И. Кудинов С.С.  Москва: РУДН, 2017, - 172с. ISBN 978-5-209-07443-4)
    Пособие содержит основные традиционные и инновационные социально-психологические методы обучения, ориентированные на школьников и студентов. Авторы подробно освещают игровые, дискуссионные и тренинговые методы обучения. Дан анализ каждого из предложенных методов и подробный алгоритм их проведения.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01008828260

Наука

  • Обосновал комплексный методологический подход к исследованию самореализации личности, учитывающий сразу психофизиологические, психологические, социальные, педагогические, психо-экологические факторы успешной самореализации человека.
  • Разработал форму B «Многомерного опросника самореализации личности». Он позволяет выявить актуальный уровень самореализации индивида, проанализировать удовлетворенность собой во временной перспективе, а также оценить трудности и продуктивность процесса самореализации.

Научные интересы

  • Самореализация личности в кросскультурной среде;
  • Свойства личности и индивидуальности;
  • Предикторы и детерминанты самореализации субъекта деятельности;
  • Гендерные, национально-этнические и индивидуально-типологические аспекты личности;
  • Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями;
  • Спортивная психология.
В статье анализируются показатели соотношения ценностно-смысловой направленности и адаптивности вьетнамских студентов. Показано, что соотношение определенных ценностей, установок и потребностей образует определенный тип ценностно-смысловой направленности. Установлено, что различные типы направленности избирательно взаимосвязаны с показателями адаптивности личности вьетнамских студентов и могут выступать определенными предикторами процесса адаптации. Обозначены современные тенденции исследования адаптивности в контексте системной парадигмы. Отмечены основные индивидуально-личностные детерминанты проявления адаптивности личности. Методологической базой исследования выступила диспозиционная концепция исследования свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, а также положения теории личностного потенциала Д.А. Леоньтева, разработанные в рамках позитивной психологии. Цель исследования, представленного в данной статье - изучение взаимосвязи показателей ценностно-смысловой направленности и переменных адаптивности вьетнамских студентов. На первом этапе исследования, опираясь на результаты кластерного анализа, были выделены и охарактеризованы различные типы ценностно-смысловой направленности студентов: профессионально-карьерная, эгоцентрическая, социально-коммуникативная. Между выделенными типами зафиксированы статистически значимые различия по большинству составляющих. Содержательные характеристики указанных типов на поведенческом уровне отличаются отношением к учебной деятельности, взаимоотношениями с окружающими людьми и самоотношением. На следующем этапе были выявлены особенности проявления адаптивности у студентов с разными типами ценностно-смысловой направленности. С помощью корреляционного анализа установлена взаимосвязь между переменными ценностной направленности и адаптивности. Оказалось, что для всех трех групп является актуальным их неуверенность, ностальгия и астеничность. В тоже время для представителей профессионально-карьерного типа ценностно-смысловой направленности характерна более успешная адаптивность по сравнению с представителями других групп. Менее успешными в проявлении адаптивности оказались студенты с эгоцентрической направленностью, их отличает наибольшая выраженность негативного фона настроения, неуверенность, трудности в общении. В заключении делается вывод о роли ценностно-смысловой направленности как основного из факторов, определяющих успешность адаптивности личности в поликультурной среде.
В настоящем исследовании аксиологическая ориентация личности рассматривается как относительно устойчивый набор ценностей, мотивов, потребностей и моральных структур, формирующихся в различных сферах общественной жизни, на основе которых осуществляется восприятие индивидом себя и окружающих, а также определяется его отношение к различным видам деятельности. В рамках эмпирического исследования выделены: прагматически-профессиональные, социально-коммуникативные или индивидуально-эгоистические типы аксиологической ориентации личности студентов. В прагматически-профессиональном типе преобладают такие ценности, как работа, результат, деньги и процесс. Наименее привлекательным значением для этого типа является сила. Респонденты с социально-коммуникативным типом аксиологической ориентации имеют в качестве основных личных ценностей альтруизм, результат и деньги. Такие ценности как власть, деньги и свобода является отличительной чертой людей с индивидуально-эгоистической аксиологической ориентацией.
Проанализированы результаты эмпирических исследований, полученных с помощью выборки студентов. Исследование настойчивости было проведено в рамках диспозиционной концепции черт личности и индивидуальности Крупнова А.И. В исследовании были использованы методы, разработанные Крупновым А.И. Специфика самореализации была выявлена в контексте концепции С.И. Кудинова с помощью многомерного вопросника по самореализации личности (MQPSR). Эмпирические исследования показали статистически значимые различия в особенностях самореализации учащихся с разными уровнями проявления настойчивости. После выделения уровней настойчивости, в каждой группе респондентов были представлены технологии по развитию возможностей самореализации.
Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке респондентов, оставшихся временно безработными. Цель исследования, представленного в данной статье, - выделение индивидуальных предикторов проявления стрессоустойчивости и определение ее значимости для самоактуализации личности. Методологической базой исследования выступили теория интегральной индивидуальности Ф. С. Мерлина, Б. А. Вяткина и теория самоактуализации личности. Согласно теории В. С. Мерлина, личность раскрывается через понимание человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Эмпирически установлено, что уровни проявления стрессоустойчивости личности обусловлены совокупностью выраженности индивидуальных и личностных характеристик, таких как свойства темперамента и тревожность. Самоактуализация респондентов с разным уровнем стрессоустойчивости имеет отличительные особенности, что указывает на некоторую зависимость этих феноменов, где стрессоустойчивость выступает одним из предикторов самоактуализации личности. Установлено, что индивидуальными предикторами проявления стрессоустойчивости в выборке респондентов с ее низким уровнем выступают тревожность, эмоциональность и низкая пластичность; активность, пластичность и более низкая эмоциональность выступают индивидуальными предикторами проявления стрессоустойчивости в выборке респондентов с высоким уровнем стрессоустойчивости. В заключение сделан вывод о роли стрессоустойчивости как одного из предикторов самоактуализации личности в период ситуативных жизненных трудностей.
Представлены результаты исследования, доказывающие зависимость самореализации и жизнестойкости личности. Показано, что жизнестойкость как свойство личности при определенных условиях, в трудных жизненных ситуациях, выступает предиктором самореализации субъектов деятельности. Обозначены современные тенденции исследования самореализации в контексте системной парадигмы. Отмечены основные индивидуально-личностные детерминанты проявления самореализации личности. Методологической базой исследования является полисистемная концепция самореализации личности С. И. Кудинова, положения теории личностного потенциала Д. А. Леоньтева, разработанные в рамках позитивной психологии, теория Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, в контексте которой жизнестойкость понимается как личностная характеристика, которая является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, контроль и готовность к риску. Цель исследования, представленного в данной статье, - изучение самореализации палестинских беженцев, находящихся в трудных жизненных ситуациях с различными показателями жизнестойкости. На первом этапе были выявлены доминирующие установки жизнестойкости (по Шидаку), а также различие между установками жизнестойкости «вовлеченность» и «контроль» в пользу вовлеченности и между установками «контроль» и «риск» в пользу риска. На основе кластерного анализа установлены типы проявления данного качества: с высоким значением жизнестойкости (активно-вовлеченно-рисковый тип жизнестойкости) и с низким значением жизнестойкости (пассивно-рисково-вовлеченный тип жизнестойкости). На следующем этапе описана специфика самореализации у представителей с разными типами жизнестойкости. С помощью корреляционного и факторного анализа выявлена психологическая структура самореализации в исследуемых группах. Установлено, что для представителей активно-вовлеченно-рискового типа жизнестойкости характерна преобразующаяся стратегия поведения, обеспечивающая достижение позитивных результатов в проявлениях самореализации. У респондентов с пассивно-рисково-вовлеченным типом жизнестойкости выявлена приспосабливающаяся стратегия поведения в разных сферах жизнедеятельности в процессе самореализации. В заключение сделан вывод о роли жизнестойкости как основного условия, определяющего успешность самореализации личности в трудных жизненных ситуациях.
В статье обсуждается проблема системной обусловленности самореализации личности. Обосновывается перспективность системного подхода в исследовании данного феномена в противовес устоявшимся аналитическим стратегиям в отечественной и зарубежной психологии. Приводятся системные составляющие самореализации и структурные характеристик данного психологического образования.
В работе обосновывается взаимосвязь общительности и самореализации личности. В рамках системного исследования выделяются и характеризуются различные индивидуально-типологические особенности общительности и проводится их сопоставительный анализ с самореализацией личности.