Михайлова Ольга Борисовна

Михайлова Ольга Борисовна

Кандидат педагогических наук
Доцент,

Человек созидающий - главная цель практической психологии развития личности. 

1989

Окончила Омский государственный педагогический институт им. А.М. Горького, специальность «Педагогика и методика начального обучения».

1991 - 1998

Преподаватель дисциплин психолого-педагогического цикла в Омском педагогическом колледже № 3.

1997

Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Оптимальное сочетание репродуктивных и проблемно-поисковых методов в структуре форм организации обучения». Специальность «Общая педагогика, история педагогики и образования».

1998 - 2006

Доцент кафедры социальной психологии, заместитель декана по учебно-воспитательной работе, зав. кафедрой общей психологии факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

2004

Присвоено ученое звание доцента по кафедре социальной психологии.

2006 - н.в.

Доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета РУДН.

2008 - н.в.

Член Союза журналистов г. Москвы.

2016 - н.в.

Член Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС, Болгария; англ.: Association of Professors from Slavonic Countries).

2017 - н.в.

Член Ассоциации развития науки, инженерии и образования (англ.: Association for the Development of Science, Engineering and Education) (Сербия).

Преподавание

Читает для студентов бакалавриата и магистратуры РУДН, обучающихся по направлению «Психология», следующие курсы лекций:

  • «Психологическая служба на предприятии».
  • «Практические технологии самопрезентации».
  • «Психология управления персоналом».
  • «Дифференциальная психология».
  • «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы».
  • «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии».
  • «Практическая психология в социальной сфере».
  • «Практикум по психологическому бизнес-консультированию».

Наука

Сформулировала авторские определения и структурные модели инновационного потенциала и инновационности личности. Установила, что основные характеристики инновационности личности – это:

  1. стремление к пониманию и поддержке новых прогрессивных идей;
  2. готовность к непрерывному обучению и освоению нового профессионального опыта;
  3. открытость эксперименту;
  4. целеустремленность и настойчивость;
  5. видение социально значимых результатов от внедрения нового;
  6. стремление к конструктивному сотрудничеству.
  • Представила практические рекомендации по развитию инновационности личности в высшей школе и в организационном управлении персоналом. Определила основные направления психологического сопровождения студентов, необходимого для реализации их деятельностной активности:
  • Изучила условия и факторы, влияющие на эффективность учебной деятельности и эмоционально-психологическое состояние студентов.
  • Выявила динамику профессионального и личностного становления выпускника и альтернативные варианты его профессионального развития.
  • Выделила в учебном процессе эмоционально-креативные и позитивно-адаптивные факторы: 1) формирование уверенного поведения, креативного мышления, толерантного отношения к окружающим, готовности принимать решения и брать ответственность на себя, умения грамотно выходить из трудных жизненных ситуаций; 2) развитие умений решать актуальные задачи и ставить адекватные цели.
  • Разработала «Многофакторный опросник инновационности личности» (МОИЛ), который используют в исследованиях на кафедре социальной и дифференциальной психологии РУДН. Апробация результатов и внедрение методики проводились в средних школах Москвы и Московской области, в Московской международной высшей школе бизнеса (МИРБИС), в Российском государственном университете нефти и газа (Национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

Научные интересы

  • Психология профессиональной деятельности.
  • Экономическая психология.
  • Психология инноваций.
  • Психология развития. Акмеология.
  • Психология маркетинга и рекламы.
  • Психология менеджмента и управления персоналом.
Развитие потенциальных возможностей и способностей человека в подростковом возрасте – одно из важных направлений деятельности современных психологов-практиков. Характерная черта данной статьи заключается в интеграция психолого-педагогических подходов к анализу предпосылок развития инновационности и творческого потенциала личности в образовательной среде вуза. Цель этой работы – разработка технологии формирования и реализации инновационного потенциала личности на основе эмпирических данных. В исследовании проанализированы качественные и количественные характеристики особенностей инновационности и креативности, проявляющиеся у учащихся 13-14 и 16-18 лет. Исследование основано на следующих методах: 1) тест творчества Н. В. Вишняковой; 2) «Шкала самооценки инновационных качеств» Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко; 3) метод «Личной готовности к изменениям», разработанный канадскими учеными Родником, Хезером, Голдом и Халом.
Авторами представлен теоретический анализ роли массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр в развитии личностного потенциала. На основании значительного количества проведенных исследований в статье дано определение виртуального мира, обоснована его роль в жизни и деятельности современного человека. Выделены основные особенности игр MMORPG, которые делают их наиболее привлекательными для пользователей и способствуют их активному вовлечению в игру. Обоснованы основные преимущества данного жанра игры. В содержании статьи выделены основные факторы конструктивного влияния виртуального пространства на современного человека: 1. субъективное благополучие; 2. дружеские сообщества и укрепление межличностных отношений; 3. романтические отношения и положительные эмоции; 4. состояние группового инсайта. Авторы статьи утверждают, что удовлетворение от социального взаимодействия, дружбы и общения становится для участников игры также значимо, как и игровой азарт. Кроме того, исследователи отметили, что в многопользовательские онлайн-игры сегодня играют семьями и дружескими компаниями, поддерживая тем самым общность интересов.
В статье представлен теоретический и эмпирический анализ феномена вовлеченности в массовые многопользовательские онлайн ролевые игры в среде учащихся старших классов. На основании значительного количества проведенных исследований в статье дано определение виртуального мира, обоснована его роль в жизни и деятельности современного человека. Выделены основные особенности игр, которые делают их наиболее привлекательными для пользователей и способствуют их активному вовлечению в игру. Обоснованы основные преимущества данного жанра игры. На основе теоретического анализа была сформулирована гипотеза о существовании значимых связей и различий в проявлениях инновационности и креативности у учащихся старших классов, вовлеченных и не вовлеченных в многопользовательские онлайн ролевые игры. Для подтверждения выдвинутых гипотез использовались следующие методики: 1) Опросник для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми (Е.В. Беловол, И.В. Колотилова); 2) Анкета для изучения игровой активности, опыта и жанровых игровых предпочтений личности (Омельченко Н.В.); 3) Шкала самооценки инновативных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко); 4) Многомерный опросник «Инновационность личности» - МОИЛ (Михайлова О.Б.); 5) Тест «Креативность» (Н. Вишнякова).
Актуальность поиска предпосылок и форм проявления агрессивности продиктована современными политическими и социально-экономическими реалиями. Проблемы агрессивного поведения подростков, природы его возникновения и технологии коррекции являются одними из привлекательных в психологии личности. В статье представлен развернутый анализ изучения агрессии и агрессивности как психологических феноменов. Авторами рассмотрены ведущие подходы в определении агрессивности в психологии личности. Основные подходы зарубежных авторов к изучению агрессивности связаны с биологическими и социальными факторами в ее происхождении (инстинктивные, фрустрационные, поведенческие, когнитивные теории). Исследования отечественных авторов, в которых дифференцированы понятия «агрессия», «агрессивное поведение» и «агрессивность», дополняют и расширяют анализ зарубежных подходов в понимание изучаемых феноменов.
Проанализированы результаты эмпирических исследований, полученных с помощью выборки студентов. Исследование настойчивости было проведено в рамках диспозиционной концепции черт личности и индивидуальности Крупнова А.И. В исследовании были использованы методы, разработанные Крупновым А.И. Специфика самореализации была выявлена в контексте концепции С.И.Кудинова с помощью многомерного вопросника по самореализации личности (МОСЛ). Эмпирические исследования показали статистически значимые различия в особенностях самореализации учащихся с разными уровнями проявления настойчивости. После выделения уровней настойчивости, в каждой группе респондентов были представлены технологии по развитию возможностей самореализации.
В данной статье рассматриваются новые диагностические результаты и основные направления профессиональной профилактики и коррекции деформации у учителей средней школы. Методология: Авторский теоретический и методологический анализ позволил предположить, что профессиональная деформация представляет собой комплекс многочисленных характеристик, а именно: тип профессии, уровень выраженности эмоционального выгорания, показатели удовлетворенности профессией, особая ориентация и социально-психологический тип личности, а также проявления личностных черт. Результаты: Результаты эмпирического исследования с использованием качественных и количественных методов анализа, основанные на анализе выражений активного и пассивного типов профессионального поведения, показали, что выявленные признаки имеют значительное влияние на проявление профессиональной деформации и соответствуют предполагаемому уровню деформации учителей.
Развитие потенциальных способностей и возможностей личности в юношеский период является одним из важных направлений в деятельности современных психологов-практиков. Отсутствие научно обоснованного подхода к анализу становления инновационного потенциала личности и формированию принципов и методов управления его развитием позволило сформулировать цель исследования: на основе эмпирических данных разработать технологию становления и самореализации инновационного потенциала личности, способствующую внедрению системы практических основ для развития инновационного потенциала в различные периоды развития личности. В статье осуществлена интеграция психолого-педагогических подходов к анализу предпосылок основ развития инновационности личности и креативности в образовательном пространстве средней школы. В результате исследования проанализированы качественные и количественные характеристики особенностей проявления инновационности и креативности у учащихся 13-14 лет и учащихся 16-18 лет. Интерпретация многочисленных данных позволяет утверждать, что существуют значимые различия в особенностях проявления креативности и инновационности у учащихся разных возрастов. На основании полученных данных в статье представлены рекомендации по совершенствованию психолого-педагогических технологий сопровождения становления инновационного потенциала личности в средней школе.
В содержании статьи представлен анализ сущности деятельностного подхода в обосновании деятельностной активности как основы проявления инновационности личности. На основе теоретического анализа различий деятельностной и деловой активности авторами статьи дано обоснование инновационности и рассмотрены основные проблемы и развития инновационности в молодёжной среде.
Статья посвящена исследованию мотивационных характеристик поведения потребителей на рынке высокотехнологичной продукции (мобильные телефоны, смартфоны). Представлены результаты эмпирического анализа связей между типом потребительского поведения по предпочтениям и значимыми параметрами товара при покупке мобильных телефонов. Кроме того, в содержании статьи рассмотрены различия в типах потребителей по предпочтениям, мотивам покупки и значимости параметров товара в зависимости от возраста, пола, трудовой занятости и семейного положения потребителя.