Найдыш Вячеслав Михайлович
Познавай истину – и будь, что будет!
Окончил философский факультет Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (ныне – Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, КНУ – Украина).
Защитил диссертацию «Диалектико-материалистический анализ сущности революций в естествознании» на соискание ученой степени кандидата философских наук.
Старший преподаватель кафедры диалектического материализма философского факультета Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (Украина).
Старший преподаватель, а затем - доцент кафедры философии Университета дружбы народов (ныне – Российский университет дружбы народов, РУДН).
Был командирован в Афганистан, где участвовал в создании системы социально-гуманитарного образования, преподавал философские дисциплины в Кабульском университете (англ.: Kabul University).
Защитил диссертацию «Диалектика революционных процессов в познании» на соискание ученой степени доктора философских наук.
Присвоено звание профессора.
Профессор по кафедре философии Российского университета дружбы народов.
Заведующий кафедрой онтологии и теории познания РУДН.
Профессор кафедры онтологии и теории познания РУДН.
Преподавание
В течение почти 50-летней педагогической деятельности преподавал студентам и аспирантам лекционные курсы:
- «Онтология. Природа философского знания»,
- «Структура научной революции»,
- «Логика научного исследования»,
- «Методы научного познания»,
- «Философские проблемы естествознания»,
- «Философия мифологии»,
- «Концепции современного естествознания»,
- «Наука и квазинаучные формы культуры»,
- «Философия права»,
- «История и философия науки»,
- «Онтологические основания цивилизации» и др.
Автор учебников, учебных пособий и монографий:
- Найдыш В.М. Мифология: учебное пособие. – Москва. КНОРУС. 2017. – 431 с.
В представляемой читателю книге излагаются история изучения мифотворчества от Античности до наших дней, современные проблемы науки о мифе. Дана широкая панорама духовных поисков, творческих дерзаний, непростых, подчас трагических судеб идей в сфере постижения сущности мифа. Наряду с вопросами теории мифотворчества исследуются проблемы истории культуры, гносеологии, лингвистики, фольклористики, теории литературы, этнографии, эволюционной эпистемологии, психологии и др.
Для студентов и аспирантов, изучающих историю культуры, историю журналистики, культурологию, языкознание, историю и теорию литературы, философию, психологию, религиоведение.
https://search.rsl.ru/ru/record/01009491427 - Найдыш В.М. Власть тайны: очерки по философии мифологии. Монография. – Москва. Альфа-М. 2014. – 285 с.
Анализируется сущность и структура тайны как особой формы духовной культуры, историческая эволюция тайнотворчества от древности до нашего времени. Тайна является пограничьем между человеком и миром, бытием и небытием. На гранях предельного смысла человеческого и природного тайна сопрягается и с проблемами конкретных наук. В книге раскрываются онтология, «археология» и гносеология тайны. На историческом фоне исследуется природа мистицизма и формы его культурно-исторической трансляции, «поле возможностей» когнитивных наук, философские аспекты деятельности мозга, генезиса языка и др.
https://search.rsl.ru/ru/record/01007826470 - Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 4-е, перераб. и доп. – Москва. КноРус. 2020. – 360 с.
Раскрываются история естествознания и основные элементы современной естественнонаучной картины мира, мировоззренческие и методологические представления, формирующиеся в нашу эпоху в недрах естествознания. В четвертом издании учтены новейшие достижения в физике, молекулярной биологии, генетической инженерии, астрономии. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Учебник нового поколения для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям, а также аспирантов и соискателей, сдающих экзамен по истории и философии науки.
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/naid/ - Найдыш В.М., Найдыш О.В. Цивилизация и рациональность. Очерки по философии мифологии. Монография. – Москва. РУСАЙНС. 2020. – 286 с.
В монографии исследуются социально-философские и гносеологические аспекты цивилизационного подхода. Анализируются философские основания моделирования исторического процесса, концепции цивилизации Х1Х- нач. ХХ1 вв., роль рационализма и мифотворчества в жизнедеятельности цивилизации, закономерности генезиса мышления, процессы рационализации и дерационализации культуры, природа архетипов культуры, становление рационализма в культурах Древнего Востока, понятия варварства и неоварварства и др. В поле зрения авторов цивилизация как этносоциокультурная общность и цивилизация как форма организации социума, сложившаяся в результате «неолитической революции», а также актуальные вопросы геополитики, философии истории, этнологии, этнопсихологии, биосмиотики, хронобиологии и др.
Представляет интерес для аудитории широкого профиля. Для специалистов в социально-гуманитарных областях знания, студентов, изучающих курсы философии, социологии, истории культуры, аспирантов, готовящихся к сдаче экзаменов кандидатского минимума по истории и философии науки, для всех, интересующихся проблемами философии истории, гносеологии, истории культуры, геополитики, социального прогнозирования и др.
https://knorus.ru/catalog/filosofiya/599291-civilizaciya-i-racional-nost-ocherki-po-filosofii-mifologii-monografiya/
Наука
- Разработал теоретическую модель структуры революционных процессов в науке. На ее основе реконструировал логику развития научных революций в физике, астрономии, биологии, выделил исторические типы методологических установок познания в этих отраслях науки, закономерности смены естественнонаучных картин мира.
- Выделил в качестве фундаментального отношения сознания взаимодействия когнитивного и ценностного функционалов сознания, проанализировал исторические типы взаимосвязи когнитивного и ценностного функционалов сознания. Это позволило прояснить структуру основных исторических типов сознания – античного, средневекового, новоевропейского (Модерн) и сознания постмодерна.
- Разработал категориальный аппарат философии мифологии. Создал гносеологическую концепцию мифотворчества как культурной универсалии, основанием которой являются структурные закономерности перехода (в онтогенезе и филогенезе) от наглядно-образного к абстрактно-понятийному способу обобщения объекта. Это позволило углубить понимание феноменов неомифотворчества, методику их экспертных оценок.
- В качестве особой формы неомифотворчества выделил квазинаука и такая ее разновидность как квазинаучная мифология, содержание которой принципиально не интерпретируемо, ориентировано на отражение не субъект-объектных, а субъект-субъектных отношений (воспроизводство ценностей межличностного общения, массовых коммуникаций, в идеологическом, художественно-образном творчестве и др.). Показал, что квазинаучная мифология является формой современного фольклорного сознания.
- Разработал операциональная концепция генезиса мышления, в которой процесс мышления выступает как взаимодействие образно-операндных и операциональных уровней когнитивного функционала сознания.
- Разработал концепцию протонауки как закономерного момента в историческом становлении рационально-понятийной формации познания, что позволило сформулировать теоретико-методологические принципы анализа древнейшей науки, более детально представить процесс развития рациональных знаний в цивилизациях древности.
- Углубил понятие «архетип культуры». Выделил понятия «этнического» и «цивилизационного» архетипов. Разработал концепцию архетипических оснований цивилизации, проясняющую новые аспекты этногенеза, в частности рациональные моменты теории этногенеза Л.Н. Гумилева.
- Прояснил экзистенциальные основания тайнотворчества. Разработал концепцию тайны как мотивационной формы сознания.
- Показал глубинную связь цивилизации и рациональности. Выделил понятия постцивилизации и вторичного варварства.
Научные интересы
- Философские проблемы естествознания.
- Классические и неклассические эпистемологии.
- Исторические закономерности познавательной деятельности.
- Миф как форма сознания.
- Магистральные и девиантные линии в динамике культуры.
- Квазинаучные формы культуры.
- Философский анализ оснований цивилизации.
- Антропологический кризис как объект научно-философского исследования.