Новикова Ирина Александровна
1987

Окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «Психология».

1994

Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации», присвоена степень кандидата психологических наук.

1997

Присвоено ученое звание доцента.

2001

Избрана членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования (МАН ПО).

2009

Член научно-образовательного центра психолого-педагогических исследований личности РУДН. Неоднократно входила в рабочие группы по реализации инициативных тем научно-исследовательские работы (НИР), Федеральных целевых программ, научных проектов, поддержанных Российским Гуманитарным Научным Фондом (РГНФ).

Ответственный секретарь журнала «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика».

2011

Принята в Американскую психологическую ассоциацию (American Psychological Association, АРА) и в Восточную психологическую ассоциацию США (Eastern Psychological Association, ЕРА). 

2012

Получен Сертификат о признании (Certificate of Recognition) от отделения Международной психологии Американской психологической ассоциации за усилия по выполнению миссии применения психологии для решения социальных вопросов во всем мире.

2013

Принята в Психологическое общество почета PSI CHI (The International Honor Society in Psychology). Также принимала участие в создании отделения данного общества в РУДН (первого в России и в Восточной Европе, второго - в Европе).

2018

Вручена Грамота Минобрнауки РФ за «За значительные заслуги в области образования и многолетний добросовестный труд».

Преподавание 

Преподаватель курсов для студентов бакалавриата по направлениям «Психология», «Социальная психология»:

  • «История психологии»;
  • «Экспериментальная психология;
  • «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования»
  • «Введение в профессию»
  • «Социальная психология»
  • «Экспериментальная психология»
  • «Этнопсихология»
  • «Personality and Social Behaviour» (на английском языке)

Преподаватель курсов для студентов магистратуры по направлению «Психология»:

  • «Научные школы и теории современной психологии»
  • «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования»

Преподаватель курсов для студентов аспирантуры по направлению «Образование и педагогические науки»

  • «Основы экспериментального исследования».

Наука

  • Выявлены типологические особенности свойств личности, рассматриваемых на основе системно-функционального подхода (настойчивость, любознательность, общительность, инициативность, уверенность), на основе которых разработаны и внедрены программы их гармонизации и коррекции. Результаты исследования используются психологами и психологическими службами образовательных учреждений (РУДН, Московский институт стали и сплавов, Башкирский государственный университет). 
  • Модифицирована и апробирована методика диагностики межкультурной компетентности, с использованием которой проводятся исследования предикторов и профилей межкультурной компетентности студентов и школьников. Методика нашла применение в работе кабинета психологической помощи РУДН и психологической службы школы № 49 (г. Москва). 
  • Проводятся кросс-культурные исследования черт личности и индивидуальности (агрессивность, уверенность, открытость, согласие, добросовестность, толерантность, нейротизм, экстраверсия и др.) в разных этнических группах, в том числе в соотношении с особенностями межкультурной адаптации и коммуникации. Результаты используются в работе кабинета психологической помощи РУДН, а также внедрены в учебный процесс по курсам, связанным с этнопсихологией и межультурной адаптацией.
  • Разработана и валидизирована методика диагностики отношения студентов и преподавателей к цифровым образовательным технологиям. Методика прошла апробацию в РУДН, МИСиС, РАНГХиС и других вузах.

Научные интересы

  • Психология личности и индивидуальности: типологии личности, личностные свойства и черты, их связь с другими психологическими качествами личности.
  • Социальная психология: особенности межэтнического восприятия; социальные стереотипы (этнические, гендерные, профессиональные); толерантность и межкультурная компетентность.
  • Кросс-культурная психология: кросс-культурные исследования личностных черт,  
  • межкультурной адаптации и коммуникации.
     
Numerous studies of the digitalization of higher education show that university students’ attitudes toward digital educational technologies (DETs) are one of the important psychological factors that can hinder or facilitate the optimal implementation of digital technologies in education. International researchers have developed many tools for diagnosing the attitudes of university students toward various aspects of the digitalization of education; however, until recently, similar scales in Russian have not been developed, which determined the purpose of this present research.
Новикова И.А., Бычкова П.А., Шляхта Д.А., Новиков А.Л. Шкала отношения к цифровым образовательным технологиям для студентов вузов: Разработка и валидация // Компьютеры. 2023. Том 12, 176.
Многочисленные исследования цифровизации высшего образования показывают, что отношение студентов вузов к цифровым образовательным технологиям (ЦОТ) является одним из важных психологических факторов, который может препятствовать или способствовать оптимальному внедрению цифровых технологий в образование. Международными исследователями разработано множество инструментов для диагностики отношения студентов вузов к различным аспектам цифровизации образования, однако до недавнего времени аналогичные шкалы на русском языке не были разработаны, что и определило цель настоящего исследования.
The development of intercultural competence (ICC) is important for the modern personality in an unstable and diverse world, but there is a lack of research on this phenomenon in the context of age, gender and intellectual differences. The purpose of the present exploratory study is to identify relations between ICC, cognitive abilities and academic achievements among Russian school students.
Новикова И.А., Гридунова М.В., Новиков А.Л., Шляхта Д.А. Когнитивные способности и академическая успеваемость как предикторы межкультурной компетентности у российских школьников // Journal of Intelligence. 2022. Vol.10, 25.
Развитие межкультурной компетенции (МКК) важно для современной личности в условиях нестабильного и разнообразного мира, однако существует недостаток исследований, посвященных этому феномену в контексте возрастных, гендерных и интеллектуальных различий. Цель данного эксплораторного исследования — выявить взаимосвязь между ICC, когнитивными способностями и академическими достижениями российских школьников.
In modern psychology, mindfulness is an important resource for psychological well-being and intergroup relations, but its role in intercultural communication effectiveness has not been sufficiently studied. This research aims to identify the interrelationship between interpersonal mindfulness, intergroup anxiety, and intercultural communication effectiveness among international students.
Хухлаев О., Новикова И., Черная А. Межличностная осознанность, межгрупповая тревожность и эффективность межкультурной коммуникации среди иностранных студентов, обучающихся в России // Frontiers in Psychology. 2022. Vol.13:841361.
В современной психологии mindfulness является важным ресурсом для психологического благополучия и межгрупповых отношений, однако его роль в эффективности межкультурной коммуникации изучена недостаточно. Цель данного исследования — выявить взаимосвязь между межличностной осознанностью, межгрупповой тревожностью и эффективностью межкультурной коммуникации у иностранных студентов.