Пузанова Жанна Васильевна

Пузанова Жанна Васильевна

Кандидат философских наук, доктор социологических наук
Профессор, заведующая социологической лабораторией РУДН, кафедра социологии

«Нельзя вечно ждать подходящего момента – создай его».

1991

Окончила социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

1992 - н.в.

Начала работать в Российском университете дружбы народов (РУДН) в должности преподавателя дисциплин цикла методологии и методов социологического исследования.

1993 - н.в.

Заведующая лабораторией социологических и фокус-групповых исследований РУДН.

1995

Защитила диссертацию на тему: «Одиночество и общение (философско-социологический аспект)» на соискание ученой степени кандидата философских наук.

2001 - н.в.

Заместитель главного редактора научного журнала «Вестник РУДН. Серия Социология» (англ.: RUDN. JOURNAL of SOCIOLOGY).

2009

Защитила диссертацию на тему «Социологическое измерение одиночества» на соискание ученой степени доктора социологических наук.

2010 - н.в.

Член диссертационного совета при РУДН и член диссертационного совета при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) по направлению «Социологические науки».

2011

Присвоено звание профессора по кафедре социологии.

2013 - н.в.

Член экспертного совета по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

2014

Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов. 

2015

Награждена серебряной медалью им. П. Сорокина «За вклад в науку».

2015 - н.в.

Член экспертно-консультационного совета Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), оказывает экспертную поддержку проектам центра: оценка, консультации, закрытые мероприятия. 

2015 - н.в.

Эксперт ежегодного конкурса дипломных работ на премию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Преподавание

  1. Читает для студентов бакалавриата и магистратуры РУДН по направлению «Социология» курсы:
    • «Социология управления и социальный менеджмент»;
    •  «Теория, методология и методы социологии: история и современность»
    • «История эмпирической социологии»;
    • «Современные методы социологических исследований»;
    • «Методология и методы социологических исследований»;
    • «Измерение в социологических исследованиях»;
    • «Анализ социологических данных»;
    • «Управленческое консультирование».
  2. Ведет научно-исследовательские семинары у студентов магистратуры и аспирантов направления «Социологические науки».

Наука

  • Показала, как можно изучать проблемы одиночества в социологии, используя психосемантические методики и методики работы со слабоструктурированными данными. Известный в России специалист в области изучения феномена одиночества, который может рассматриваться как индикатор состояния современного общества, отражая такие социальные проявления, как ослабление социальных связей, кризис общения, психологические проблемы и многие другие.
  • Специализируется в области использования логико-комбинаторных методов анализа эмпирических данных, которые получены методом «виньеток» – небольших рассказов или сценариев, описывающих определенные характеристики или ситуации, на которые респондент должен выразить свою реакцию, а также технологии анализа невербальных реакций респондентов в социологических исследованиях. Анализ данных методов был проведен с целью повышения качества инструментария в социологических опросах.
  • Разработала методику мониторинга эффективности инклюзивного образования в России, а также механизмы управления, обновления структуры и содержания деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Разработала научную методику по противодействию терроризму и экстремизму, которая используется в практике управления высшими образовательными организациями. Методика состоит из рекомендаций по внедрению и применению разработанных принципов и приемов профилактики проявлений терроризма и экстремизма среди детей и молодежи в образовательной среде.
  • Провела с коллегами комплексное социологического исследования ценности здоровья и здорового образа жизни у студенческой молодежи на примере студентов Российского университета дружбы народов. Исследование позволило установить факторы, оказывающие влияние на формирование здоровьесберегающего поведения, описать стереотипы молодежи в области здоровья, а также выявить стратегии здоровьесберегающего поведения.

 

Научные интересы

  • Методология социологических исследований
  • Современные социологические методы
  • Социология одиночества
  • Психосемантика в социологии
  • Проективные методы
  • Прикладные аспекты анализа невербальных реакций в социологии
  • Социология управления
В статье представлены результаты европейского проекта “EUROSTUDENT”, в котором Россия впервые приняла участие. Исполнителем выступил Российский университет дружбы народов. Целью проекта является социальное измерение жизни студенчества. Описаны методологические особенности исследования, а также ключевые результаты по блокам: международная мобильность, финансовые расходы студентов, совмещение работы и учебы, оценка социального положения своей семьи. Выявлены особенности российского студенчества по различным показателям, степень участия в международной мобильности.\
В современной социологической науке использование невербальной информации ограничено отсутствием четких методик ее применения. В статье представлены результаты методических экспериментов, проведенных в 2014–2015 гг. В результате первого эксперимента установлена возможность применения анализа невербальных реакций на вопросы анкеты в пилотажных исследованиях с целью повышения ее качества; в результате второго – разработана технология анализа невербальных реакций респондентов на опросный инструментарий в пилотажных социологических исследованиях.
Белорусы, украинцы и русские — славянские народы, чье историческое прошлое свидетельствует об их большей близости по сравнению с другими народами и странами, входившими в состав СССР. С распадом Советского Союза и до настоящего времени политическая, экономическая, культурная, международная ситуации менялись неоднократно, разновекторно, постепенно и стремительно. Вероятно, изменилось и взаимное восприятие русских, украинцев и белорусов. Для подтверждения наличия и направленности этих тенденций в изменениях было проведено социологическое исследование среди студентов Российского университета дружбы народов (г. Москва). Его целью было выявление и сравнение структуры социальных представлений студентов — граждан России, Украины, Беларуси — о современном мире: друг о друге, о других странах (таких как США, Китай, Германия, Франция, Великобритания), которые наиболее ярко проявили себя на международной арене в последние годы, а также о народах этих стран. Благодаря специальным методам — семантического дифференциала и проективных вопросов, — в ходе исследования удалось выявить взаимное восприятие белорусов, русских и украинцев, отношение к своим родным и соседним славянским и другим государствам, а также к русскому языку. Основные выводы, полученные в ходе анализа результатов исследования: славянские народы по-прежнему близки, однако взаимное восприятие русских и белорусов лучше, чем их же отношение к украинцам, отношение к странам и соответствующим национальностям не всегда совпадает, русский язык по-прежнему значим для славянских народов.
В современной социологической науке использование невербальной информации ограничено отсутствием четких методик ее применения. В статье представлены результаты методических экспериментов, проведенных в 2014–2015 гг. В результате первого эксперимента установлена возможность применения анализа невербальных реакций на вопросы анкеты в пилотажных исследованиях с целью повышения ее качества; в результате второго – разработана технология анализа невербальных реакций респондентов на опросный инструментарий в пилотажных социологических исследованиях.
Изучение здорового образа жизни молодежи обусловлено критическим состоянием физического развития молодого поколения. Здоровье студентов, его сохранение и укрепление, здоровый образ жизни, наличие навыков самосохранительного поведения, наличие/отсутствие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков) — аспекты, нашедшие свое отражение в этом анализе. На основе антропометрических данных посчитаны и проанализированы уровни риска для здоровья. В статье анализируются факторы, влияющие на здоровье студенческой молодежи. Авторы дают срез состояния здоровья в сравнительном аспекте: юноши — девушки. Обобщены результаты данных двух исследований, проведенных в 2014 и 2013 гг. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Российском университете дружбы народов об отношении к здоровью студенческой молодежи.
Статья представляет собой аналитический обзор основных трендов, выявленных на основе статистических данных, предоставленных Департаментом государственной политики в сфере высшего образования, Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования (ДПО), Федеральной службой государственной статистики за 2015 г. В фокусе рассмотрения авторов такие вопросы, как баланс между запросом рынка труда и востребованностью абитуриентами образования различных уровней, контингент учащихся и их вовлечённость в высшее (ВПО), среднее (СПО) и начальное профессиональное образование (НПО), прогнозы приёма. Также рассматривается «Атлас новых профессий» с описанием областей специализации, которые вскоре появятся на рынке труда, и профессий, которые с него исчезнут. В первую очередь такие изменения вызваны развитием и востребованностью информационных технологий. Основным результатом исследования является выделение четырёх трендов в сфере современного российского образования, актуальных на данный момент. Первый из них связан с тенденцией к массовости. Второй тренд – снижение вовлечённости в НПО и незначительное увеличение вовлечённости в СПО при значительно возросших показателях вовлёченности в ВПО, что создаёт ситуацию недостатка специалистов «рабочих» профессий. Третий – чрезмерная популярность определённых специальностей среди абитуриентов при отсутствии потребности рынка труда в таком количестве специалистов. Четвёртый тренд – несоответствие популярных сегодня профессий, связанных с экономикой, образованием и медициной потребностям всех секторов экономики в первую очередь в информационных технологиях. Представленные данные дают возможность при открытии статистических данных за 2016 17 гг. «достроить» тренды и посмотреть, какие из них сохранят свою значимость.
Статья знакомит с основными пунктами российских положений об организации процесса обучения детей с ОВЗ. Приводятся ключевые данные мониторинга среди руководителей органов управления по всем субъектам РФ по проблемам внедрения федерального образовательного стандарта. Также представлены результаты эмпирических социологических исследований (массовые опросы), проведенных в 2015-2016 гг. в рамках которых оценены уровень адаптации студентов РУДН с ОВЗ, а при помощи проективных вопросов выявлено отношение других студентов к студентам с ОВЗ. Согласно полученным данным каждый десятый студент не готов принять их в качестве полноценных членов общества, в то время как остальные в той или иной мере готовы.
Целью статьи стала репрезентация обобщенного образа инвалида в российском обществе и восприятия инвалидности гражданами не-инвалидами, представленные на основании результатов исследований крупнейших центров изучения общественного мнения, контент-анализа массовой культуры в форме продукции киноиндустрии. Согласно результатам, в медийном дискурсе России существует серьезный запрос на данную проблематику, но только в последние 2 года объем кинометража и его потребления приближается к потреблению соответствующей европейской и американской продукции. В то же время восприятие инвалидности – серьезная проблема, которая требует решения на важнейших этапах социализации инвалидов – в школе, университете. В статье на примере одного из крупнейших вузов России приведены данные по опыту адаптации и восприятия студентов-инвалидов в образовательной среде. Так, всего лишь один из десяти студентов не готов принять инвалида как полноправного члена общества.
В рамках эмпирического исследования, проведенного в сентябре 2016 г. в RUDN University (Москва) были опрошены российские студенты с целью определения того, как они смотрят на процессы, протекающие в современном российском обществе в контексте свободы личности. По итогам исследования выявлено, что 43% студентов придерживаются либеральных (близких к европейским взглядам, предусматривающих свободу в решении об аборте, поддержку позиции чайлд-фри и гомосексуальных союзов, легализацию эвтаназии, толерантное отношение к любому самовыражению через нестандартную внешность, отрицание нарушения информационных свобод даже ради безопасности, всестороннюю (даже агрессивную) поддержку женских прав в профессиональной сфере), только 10% - консервативных (традиционных для России взглядов, противоположных перечисленным выше), остальные 47% выражают взгляды, которые нельзя однозначно охарактеризовать как консервативные, либо либеральные.