Руденко-Моргун Ольга Ивановна

Руденко-Моргун Ольга Ивановна

Доктор педагогических наук

Будущее образования – за современными цифровыми технологиями.

1967

Окончила факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (ныне — МПГУ).

1967 - 1973

Старший лаборант научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР.

1973 - 1975

Литературный сотрудник редакции журнала «Наука и жизнь».

1975 - н.в.

Преподаватель факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Университета дружбы народов (ныне – РУДН) в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, а с 2003 – профессора. 

1984

Читала курс лекций «Технические средства обучения в преподавании РКИ» для преподавателей Университета Санта-Клара (англ. Santa Clara University) (Куба).

1989 - н.в.

Руководитель межвузовской научно-практической группы «Теория электронного учебника русского языка» (на базе РУДН и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова).

1992 - 2014

Руководитель проектов по федеральным целевым программам: «Электронный учебник», «Перспективные информационные технологии в высшей школе», «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки», «Программа продвижения русского языка и образования на русском языке» и другие.

1994

Защитила диссертацию на тему «Компьютерный языковой курс как учебник нового типа» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «Теория и методика обучения и воспитания».

1995 - 1997

В МГУ им. М.В. Ломоносова, читала курс лекций по дисциплине «Компьютерные технологии в обучении языку».

2000

Лектор программы Intel «Обучение для будущего» в Учебном центре Федерации Интернет-образования.

2002 - 2020

По совместительству работала в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), читала курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в образовании», руководила аспирантами.

2006

Защитила диссертацию соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности «Теория и методика обучения и воспитания». Тема: «Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа».

2007

Присвоено ученое звание профессора по кафедре русского языка.

2014 - н.в.

Председатель Государственной аттестационной комиссии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (кафедра «Дидактической лингвистики и теории преподавания РК).

Преподавание

  • Ведет практические занятия по Русскому как иностранному в РУДН (начальный и базовый этапы обучения).
  • Читает слушателям программ дополнительного профессионального образования РУДН курсы лекций:
  • «Информационные технологии в образовании»;
  • «Компьютерные технологии в обучении языку»;
  • «Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа»;
  • «Практика преподавания РКИ в системе смешанного обучения (blended learning)»;
  • «Интернет- и Smart-обучение РКИ: новейшие образовательные и коммуникативные инструменты».

Автор электронного учебника:

О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельская, А.Н. Аль-Кайси. «1С: Школа. Русский язык, 5-6 классы. Лексикология» (электронный учебник русского языка), 2015, гриф Минобрнауки РФ.
Аннотация: ОК "1С: Школа. Русский язык, 5–6 кл. Лексикология" – это программный продукт, содержащий курс, которым завершается серия уроков в виртуальном классе по русскому языку для учащихся 5-х и 6-х классов.
Основное обучение проходит в виртуальном классе, где в увлекательной форме вам расскажут, зачем нужно изучать лексикологию, один из разделов языкознания, науки о языке. На уроках можно будет получить информацию о словах, которые мы употребляем в устной и письменной речи каждый день, и о тех, которые встречаются нам лишь иногда. Полученные знания пригодятся как в обучении, например при написании сочинений, так и в обыденной жизни – при общении с представителями разных социальных групп. Благодаря собранному в ОК материалу (учебник, словари, энциклопедия, интерактивные задания и другое), можно будет сделать много интересных открытий, узнать больше об истории и составе русского языка.
http://1c.by/news/detail/1150372/   

Наука

  • Основоположник теории и методики использования информационных технологий в преподавании русского языка;
  • Разработала концепцию инновационного гипермедийного учебно-методического комплекса по русскому языку. Концепция реализована в ряде электронных учебников по русскому языку как родному и как иностранному;
  • Выдвинула принципы моделирования и реализации гипермедиа комплексов по русскому языку на базе технологий гипермедиа: принципы интегрированности, интегративности, интерактивности, открытости, многоаспектности, избыточности и педагогической целесообразности;
  • Предложила новую форму взаимодействия учителя и учащихся во время аудиторной работы с электронной средой. Взаимодействие происходит с помощью педагогических агентов, например «виртуальный класс»;
  • Выявила и раскрыла возможности технологии мультимедиа для визуализации языковых явлений и создания мнемонических опор с помощью рисунков, анимации, видеосюжетов;
  • Автор-разработчик и редактор комплекса учебных информационных ресурсов по русскому языку для средних классов общеобразовательных школ «Федерального центра информационно-образовательных ресурсов» (http://fcior.edu.ru);
  • Автор и разработчик инновационной модели смешанного обучения русскому языку как иностранному с использованием новейших информационно-коммуникационных средств (электронных и печатных). Модель основана на опережающей роли самостоятельной работы в онлайн-среде и взаимосвязанности этапов подготовительной и коммуникативной учебной деятельности. Данные принципы выдвинуты и описаны в методике РКИ впервые.
  • Одна из авторов-разработчиков электронных ресурсов, которые обеспечивают дистанционное и смешанное обучение иностранных учащихся русскому языку в рамках проекта «Дистанционный подфак» Лаборатории информационных технологий в образовании.

Научные интересы

  • Методика преподавания русского языка как родного;
  • Методика преподавания русского языка как неродного;
  • Методика преподавания русского языка как иностранного;
  • Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
  • Инновационная деятельность в сфере образования: смешанное и дистанционное обучение.
В статье рассматривается дидактический потенциал интеллектуальных личностных помощников (голосовых ассистентов) для достижения коммуникативной компетенции в процессе овладения иностранным языком. Авторы статьи подчеркивают, что разнообразие современных голосовых помощников встроено в персональные устройства пользователей (например, Siri, Google Assistant и др.).) и имеющимся у педагогов в качестве инструментов необходимо детально изучить, так как их функции и коммуникативные способности (хотя и имеют некоторое видимое сходство) тем не менее различаются. Эти различия становятся особенно отчетливыми, когда мы используем эти "программы" на занятиях по иностранному языку. Чтобы проиллюстрировать это, авторы описывают, в частности, один из новейших образовательных возможностей голосовых ассистентов – русский ассистент Яндекс-Алисы-на русском языке как класс иностранного языка. В статье излагаются различия, которые Алиса имеет с аналоговыми голосовыми помощниками и описываются ее дидактические способности, а также способы их использования с самого начала изучения языка. Авторы исследования также представляют систему упражнений с Алисой, которая дополняет смешанную модель изучения языка для начинающих. Система упражнений была апробирована при обучении русскому языку в нескольких многонациональных студенческих группах и результаты эксперимента подробно представлены в исследовании.
Данная статья - одна из первых попыток описания дидактического потенциала российского виртуального голосового помощника Алисы (компании «Яндекс») для уроков русского языка как иностранного (РКИ). В настоящем исследовании подробно представлены преимущества использования российского голосового помощника Алисы, коммуникативные возможности данного интеллектуального ассистента для уроков РКИ. В работе проводится краткий анализ возможностей аналоговых зарубежных программ, управляемых голосом, на основе чего выявляются и обосновываются преимущества отечественной разработки для методики обучения РКИ. Авторы также описывают разработанную ими систему заданий «Разговоры с Алисой» для начального этапа обучения языку (уровень А1) и результаты апробации данной системы заданий в иностранной аудитории учащихся Российского университета дружбы народов.
Данная статья представляет собой обобщение теоретических и практических результатов масштабного научного исследования проблемы совместного обучения иностранных студентов с неродным русским языком и носителями русского языка в общеобразовательных российских школах. В исследовании выделены основные этапы преодоления трудностей ассимиляции детей мигрантов среди российских школьников в российских школах. В статье анализируется эффективность попыток методистов и педагогов преодолеть недостатки совместного обучения. Традиционно эти проблемы решаются в рамках дифференцирующей методологии. Напротив, наше исследование предлагает интегративный способ решения вышеупомянутых проблем. Интегративный подход является доминирующей инновационной особенностью работы. Авторы исследования выделили см. принципы преподавания русского языка. Обширные исследования показали, что эти принципы объединяют многоуровневую и многоязычную команду школьников в общеобразовательном процессе и создают обобщенную концепцию преподавания русского языка многонациональным и поликонфессиональным классам, в том числе использование специально разработанных оригинальных мультимедийных инструментов.
В данной статье рассматриваются приемы мнемоники при обучении русскому языку как иностранному билингвов в полиэтнической аудитории. Кратко освещена история мнемоники, подробно описаны современные мнемотехники, используемые при обучении иностранным языкам, в частности русскому языку как иностранному. В статье также описана проведенная авторами экспериментальная работа и ее результаты по применению мнемотехники в процессе обучения студентов-билингвов русскому языку в интернациональных группах подготовительного факультета РУДН.
Статья освещает проблемы организации самостоятельной работы учащихся в системе смешанного обучения русскому языку как иностранному. Выявлены, с одной стороны, ограниченные возможности современных общедоступных редакторов электронных учебных курсов, в частности Moodle, а с другой - очевидные преимущества традиционных печатных изданий. Продемонстрированы возможности организации полноценной самостоятельной работы учащихся на материалах разработанного авторами статьи учебного пособия по РКИ.
Данная статья раскрывает преимущества внедрения «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В документе приводится краткий анализ текущего состояния проблемы, описываются причины недостаточного распространения смешанного обучения в российском образовательном пространстве и в сфере изучения РКИ. В статье представлена сложная модель смешанного изучения русского языка как иностранного языка, охватывающего уровни владения языком от А1 до В1, и подробно описаны компоненты этой модели, а именно ее три компонента: этап независимой работы с электронные ресурсы, этап коммуникационной работы в группе и этап управления. Особое внимание уделяется принципам организации независимой работы студентов в электронной среде, среди которых принцип поддержания мотивации в самостоятельном обучении, принцип оказания комплексной помощи в процесс обучения, принципы максимальной вариации и заполнения изменчивости электронных задач и т.д. играют важную роль. В статье также описывается компонент классной коммуникационной деятельности учащихся под руководством учителя, который основан на нарисованных и грамматических авторских текстах. Основные теоретические принципы, составляющие описание разработанной авторами смешанной модели обучения, иллюстрируются в статье примерами задач, текстами и презентационным материалом.
В статье рассматривается проблема обучения иностранных учащихся языку специальности на этапе довузовского образования. Сформулированы основные задачи обучения научному стилю речи и предложены решения некоторых из них. Описана работа по созданию учебного пособия по лингвистике, являющегося одним им средств формирования начальной профессиональной компетенции инофонов.
В статье рассматриваются вопросы использования электронных образовательных средств обучения русскому языку в условиях меняющегося мира и возрастающих потребностей людей в получении качественно новой по степени наглядности и интерактивности информации. Особое внимание в работе уделено средствам, функционирующим на основе технологии мультимедиа, подробно рассмотрены их образовательные возможности в процессе обучения русскому языку. В качестве ключевой для освоения языка и приобретения знаний о нем в статье выделена возможность визуализации языковых явлений. В работе приведены, описаны и проиллюстрированы конкретные примеры мультимедиаресурсов, способствующие визуализации языковых явлений при обучении различным разделам языкознания.
Статья посвящена вопросам обучения русскому языку детей мигрантов (инофонов) в составе полиэтнических классов российских общеобразовательных школ. Особое внимание уделено вопросам организации учебного процесса на традиционных коллективных уроках по русскому языку, проводимых в смешанных аудиториях носителей языка и инофонов. Обоснована необходимость разработки интегрирующих разноуровневый и многонациональный коллектив технологий. Выделены конкретные принципы, методы и подходы, комплексная реализация которых служит интеграции. В работе подробно описаны мультимедиа уроки как современное электронное образовательное средство, способствующее интеграции полиэтнического коллектива во время аудиторных занятий.
Статья посвящена проблеме обучения русскому языку в полиэтнических классах российских школ на этапе среднего общего образования. Предложено использование мультимедиа-уроков как одного из способов объединения детей мигрантов с русскоязычными учащимися в едином учебном процессе. Приведены примеры фрагментов мультимедиа-уроков русского языка в 5-м классе.