Руденко-Моргун Ольга Ивановна
Будущее образования – за современными цифровыми технологиями.
Окончила факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (ныне — МПГУ).
Старший лаборант научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР.
Литературный сотрудник редакции журнала «Наука и жизнь».
Преподаватель факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Университета дружбы народов (ныне – РУДН) в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, а с 2003 – профессора.
Читала курс лекций «Технические средства обучения в преподавании РКИ» для преподавателей Университета Санта-Клара (англ. Santa Clara University) (Куба).
Руководитель межвузовской научно-практической группы «Теория электронного учебника русского языка» (на базе РУДН и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова).
Руководитель проектов по федеральным целевым программам: «Электронный учебник», «Перспективные информационные технологии в высшей школе», «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки», «Программа продвижения русского языка и образования на русском языке» и другие.
Защитила диссертацию на тему «Компьютерный языковой курс как учебник нового типа» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «Теория и методика обучения и воспитания».
В МГУ им. М.В. Ломоносова, читала курс лекций по дисциплине «Компьютерные технологии в обучении языку».
Лектор программы Intel «Обучение для будущего» в Учебном центре Федерации Интернет-образования.
По совместительству работала в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), читала курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в образовании», руководила аспирантами.
Защитила диссертацию соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности «Теория и методика обучения и воспитания». Тема: «Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа».
Присвоено ученое звание профессора по кафедре русского языка.
Председатель Государственной аттестационной комиссии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (кафедра «Дидактической лингвистики и теории преподавания РК).
Преподавание
- Ведет практические занятия по Русскому как иностранному в РУДН (начальный и базовый этапы обучения).
- Читает слушателям программ дополнительного профессионального образования РУДН курсы лекций:
- «Информационные технологии в образовании»;
- «Компьютерные технологии в обучении языку»;
- «Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа»;
- «Практика преподавания РКИ в системе смешанного обучения (blended learning)»;
- «Интернет- и Smart-обучение РКИ: новейшие образовательные и коммуникативные инструменты».
Автор электронного учебника:
О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельская, А.Н. Аль-Кайси. «1С: Школа. Русский язык, 5-6 классы. Лексикология» (электронный учебник русского языка), 2015, гриф Минобрнауки РФ.
Аннотация: ОК "1С: Школа. Русский язык, 5–6 кл. Лексикология" – это программный продукт, содержащий курс, которым завершается серия уроков в виртуальном классе по русскому языку для учащихся 5-х и 6-х классов.
Основное обучение проходит в виртуальном классе, где в увлекательной форме вам расскажут, зачем нужно изучать лексикологию, один из разделов языкознания, науки о языке. На уроках можно будет получить информацию о словах, которые мы употребляем в устной и письменной речи каждый день, и о тех, которые встречаются нам лишь иногда. Полученные знания пригодятся как в обучении, например при написании сочинений, так и в обыденной жизни – при общении с представителями разных социальных групп. Благодаря собранному в ОК материалу (учебник, словари, энциклопедия, интерактивные задания и другое), можно будет сделать много интересных открытий, узнать больше об истории и составе русского языка.
http://1c.by/news/detail/1150372/
Наука
- Основоположник теории и методики использования информационных технологий в преподавании русского языка;
- Разработала концепцию инновационного гипермедийного учебно-методического комплекса по русскому языку. Концепция реализована в ряде электронных учебников по русскому языку как родному и как иностранному;
- Выдвинула принципы моделирования и реализации гипермедиа комплексов по русскому языку на базе технологий гипермедиа: принципы интегрированности, интегративности, интерактивности, открытости, многоаспектности, избыточности и педагогической целесообразности;
- Предложила новую форму взаимодействия учителя и учащихся во время аудиторной работы с электронной средой. Взаимодействие происходит с помощью педагогических агентов, например «виртуальный класс»;
- Выявила и раскрыла возможности технологии мультимедиа для визуализации языковых явлений и создания мнемонических опор с помощью рисунков, анимации, видеосюжетов;
- Автор-разработчик и редактор комплекса учебных информационных ресурсов по русскому языку для средних классов общеобразовательных школ «Федерального центра информационно-образовательных ресурсов» (http://fcior.edu.ru);
- Автор и разработчик инновационной модели смешанного обучения русскому языку как иностранному с использованием новейших информационно-коммуникационных средств (электронных и печатных). Модель основана на опережающей роли самостоятельной работы в онлайн-среде и взаимосвязанности этапов подготовительной и коммуникативной учебной деятельности. Данные принципы выдвинуты и описаны в методике РКИ впервые.
- Одна из авторов-разработчиков электронных ресурсов, которые обеспечивают дистанционное и смешанное обучение иностранных учащихся русскому языку в рамках проекта «Дистанционный подфак» Лаборатории информационных технологий в образовании.
Научные интересы
- Методика преподавания русского языка как родного;
- Методика преподавания русского языка как неродного;
- Методика преподавания русского языка как иностранного;
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
- Инновационная деятельность в сфере образования: смешанное и дистанционное обучение.