Шаронова Светлана Алексеевна

Шаронова Светлана Алексеевна

Доктор социологических наук
Доцент, Заместитель директора по научной работе Института иностранных языков РУДН,

«Если говорят люди – уходит время. Когда время говорит – уходят люди» - Жан Бодрийяр
"Si les gens disent qu'il est temps. Quand le temps dit - les gens partent "Jean Baudrillard (цитата на языке оригинала).

1978

Окончила дирижерский факультет Горьковской государственной консерватории по специальности «Дирижер хора». 

1991 - 1994

Ведущий специалист отдела негосударственных образовательных учреждений Главного управления поддержки инновационных и негосударственных программ, Главного управления развития общего среднего образования Министерства образования России.

1992 - 1995

Аспирант кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств. В 1995 году защитила диссертацию «Взаимодействие учреждений культуры и детских школ искусств в эстетическом развитии сельских школьников» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «Образование и педагогические науки (профиль – теория и методика обучения и воспитания (музыка)».

1995 - 2005

Доцент кафедры социологии Факультета гуманитарных и социальных наук (ФГСН) Российского университета дружбы народов (РУДН). 

2005

Защитила диссертацию «Универсальные константы института образования - механизм воспроизводства общества» на соискание ученой степени доктора социологических наук по специальности «Социология культуры и духовной жизни». 

2005 - 2007

Профессор кафедры социологии Российской академии государственной службы (ныне – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РАНХиГС). 

2007 - 2009

Заместитель председателя учебно-методического объединения по социологии и организации работы с молодежью, заведующая лабораторией социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 

2009 - н.в.

Эксперт Гильдии экспертов профессионального образования. 

2009 - 2017

Профессор кафедры общей социологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессор кафедры рекламы и бизнес-коммуникаций Института мировой экономики и бизнеса (ИМЭБ) РУДН (по совместительству). 

2012

Награждена медалью «За вклад в развитие местного самоуправления» Российской муниципальной академии.

2014 - 2016

Профессор Института гуманитарных наук Тульского государственного университета (по совместительству).

2014 - н.в.

Вице-президент исследовательского комитета (RC-04) «Социологии образования», член исследовательского комитета (RC-22) «Социологии религии»  Международной социологической ассоциации (ISA – International Sociological Association), член Европейской социологической ассоциации (ESA – European Sociological Association), член Российского общества социологов.

2017 - н.в.

Заместитель директора по научной работе Института иностранных языков РУДН, профессор кафедры рекламы и бизнес-коммуникаций ИМЭБ РУДН.

Преподавание

Читает курс «Социология» для студентов направления бакалавриата «Реклама» по кафедре Рекламы и бизнес-коммуникаций Института мировой экономики и бизнеса РУДН.

Автор учебных пособий:

  1. Шаронова С.А. Деловые игры. Учебное пособие. (М.: Изд-во РУДН, 2004, 166 с.).
    В пособии дается историческое обобщение становления и развития интереса общества к феномену «Игра», выводятся специфические особенности развития социальной игровой технологии, подробно рассматриваются организация и структура деловой игры. При этом четко очерчены функции игрометодологов. Раскрываются достижения современной психологии, применяемые в игровой практике. Предназначено для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, преподавателей, психологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся организацией деловых игр.
    https://elibrary.ru/item.asp?id=24578168
  2. Шаронова С.А. Социальные технологии: деловые игры: Учебное пособие. (М.: Издательство ПСТГУ, 2010, 2013г., 224 с.).
    Учебное пособие представляет собой рефлексию знаний по теории игровых социальных технологий и методические рекомендации по применению метода игровой ситуации. Курс «Социальные технологии: деловые игры» разработан так, что учащиеся практически трижды обращаются к одной и той же теме, но с разных позиций: с позиции преподавателя на лекциях; с позиции исследователя на семинарах; с позиции практика на практических занятиях; при этом поощряется их самостоятельность и самобытность.
    https://elibrary.ru/item.asp?id=25759118
  3. Шаронова С.А. Социология образования. Учебное пособие. (М.: Издательство ПСТГУ, 2011; 2012, 380 с.).
    Данное пособие построено на основе авторских переводов материалов по социологии образования, опубликованных за рубежом, публикациях самого автора и анализа научных трудов и диссертационных исследований российских ученых, выполненных в данной области.
    Содержание пособия отражает базовые методологические аспекты выделения социологии образования как самостоятельного научного направления; взаимоотношение фундаментальных социологических теорий и прикладных исследований по проблемам образования; исторические аспекты развития социологии образования и становления системы образования; основные темы современного научного дискурса.
    https://elibrary.ru/item.asp?id=19671575

Наука

  • Разработала концепции универсальных констант института образования. Выделение этих универсальных констант позволяет объяснить постоянное существование института образования в условиях сиюминутно меняющегося глобального общества. В этом наборе универсальных констант выделила функциональное ядро культуры, отвечающее за общий порядок воспроизводства как культуры общества в целом, так и самого института образования, в частности, а также ментальные характеристики образования, сохраняющие уникальность отдельно взятой культуры в соответствующей ей системе образования.
  • В настоящее время ведет эмпирические исследования по проблемам взаимодействия национальных и глобальных систем высшего образования в России и за рубежом (международный проект 2019 «System of Interaction Between Global Education and the National System of Education: A Social Tension Zone»). В результате исследования было выявлено, что наиболее остро встают вопросы унификации национальных систем высшего образования, утраты их культурной самобытности.
  • Разработала концепцию социологии Православия, где, с одной стороны, сообщество православных христиан выступает как специфический объект исследования, а с другой, сам объект исследования требует разработки научного методологического подхода. С таким определением нового научного направления согласилось Российское общество социологов.
  • Разработала концепцию коммуникативных характеристик образовательной среды «умного общества» под влиянием цифровизации и новых технологий: дополнительная (виртуальная) реальность, Big Data, способность акторов работать в режиме быстрых действий и сверхреакций, peer-to-peer learning.

Научные интересы

  • социология образования
  • социология религии
  • социология коммуникации
Толерантность современного общества провоцирует сложные процессы искажения религиозных ценностей, которые, в свою очередь, приводят к ценностной деградации светского общества исследователи в области социологии и религии активно изучают одну составляющую проблемы - ценностную деформацию светской культуры, уделяя при этом мало внимания другой - трансформации религиозных ценностей. Исследование религиозной общности строится на интерпретационном ряду, в основе которого лежат светские убеждения и принципы методологического атеизма. Однако существует, по крайней мере, три области интерпретации одних и тех же религиозных символов: теологическая, Научная, в данном случае социологическая, и светская. Используемая терминология почти одинакова во всех этих трех областях, но символическое значение этих терминов неоднозначно. Итак, говоря о влиянии ценностей, в основном можно говорить об интерпретации этих понятий-символов. В статье предпринята попытка выявить некоторые интерпретационные зоны религиозной символики и то, насколько активно символы способны влиять на формирование ценностных ориентаций в обществе.
Концепция интеллектуального колониализма в последнее время привлекает большое внимание. Первоначально она возникла на основе переосмысления образовательных процессов в бывших африканских колониях Великобритании, Франции и др. а затем приобрела новое значение как новая форма колонизации без захвата территорий. Дальнейшие глобализационные процессы ускорили развитие этого явления и расширили его мировое влияние. Тактика колониального подчинения может принимать различные формы. В африканских странах, где отсутствует развитая национальная система образования, интеллектуальный колониализм функционирует за счет введения образования на языке бывших колонизаторов этой страны. В Восточной Европе, России, для которой исторически характерны высокоразвитые системы образования, эффект интеллектуального колониализма проявляется в разрушении этих национальных систем и подчинении их единой глобальной системе, укорененной в культуре и принципах отдельных стран (прежде всего США и Великобритании, занимающих лидирующие позиции в рейтинге и концентрирующих финансовые потоки). В странах с высокоразвитой экономикой и стабильной политикой, таких как Япония, интеллектуальный колониализм подрывает авторитет национальных систем образования через продвижение мировых рейтингов.
Глобализация образования – многовековой процесс. Можно выделить несколько этапов в этом направлении. Первым шагом глобализации стало разделение образования на академические предметы, что произошло во всех странах. Вторым этапом стало формирование некой единой структуры с точки зрения образовательных учреждений. Третий шаг - унификация национальных систем образования по форме, методам и содержанию. На первых двух тапах национальные системы образования сохраняют свои культурные особенности, в соответствии с их исторической эволюцией. Такие характерные черты отражают экономику и политику страны. Последний шаг оказывает агрессивное воздействие на национальные системы образования, выравнивая и стирая специфические и уникальные особенности. Данное исследование посвящено трем кейсам: два исследования в Латинской Америке (Бразилия и Чили) и одно в Евразии - России. Эти разные регионы позволяют найти идентичные характеристики и выявить местные различия. В этом исследовании термин «местный» рассматривается с точки зрения национальных систем высшего образования.