Шаронова Светлана Алексеевна
«Если говорят люди – уходит время. Когда время говорит – уходят люди» - Жан Бодрийяр
"Si les gens disent qu'il est temps. Quand le temps dit - les gens partent "Jean Baudrillard (цитата на языке оригинала).
Окончила дирижерский факультет Горьковской государственной консерватории по специальности «Дирижер хора».
Ведущий специалист отдела негосударственных образовательных учреждений Главного управления поддержки инновационных и негосударственных программ, Главного управления развития общего среднего образования Министерства образования России.
Аспирант кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств. В 1995 году защитила диссертацию «Взаимодействие учреждений культуры и детских школ искусств в эстетическом развитии сельских школьников» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «Образование и педагогические науки (профиль – теория и методика обучения и воспитания (музыка)».
Доцент кафедры социологии Факультета гуманитарных и социальных наук (ФГСН) Российского университета дружбы народов (РУДН).
Защитила диссертацию «Универсальные константы института образования - механизм воспроизводства общества» на соискание ученой степени доктора социологических наук по специальности «Социология культуры и духовной жизни».
Профессор кафедры социологии Российской академии государственной службы (ныне – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РАНХиГС).
Заместитель председателя учебно-методического объединения по социологии и организации работы с молодежью, заведующая лабораторией социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Эксперт Гильдии экспертов профессионального образования.
Профессор кафедры общей социологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессор кафедры рекламы и бизнес-коммуникаций Института мировой экономики и бизнеса (ИМЭБ) РУДН (по совместительству).
Награждена медалью «За вклад в развитие местного самоуправления» Российской муниципальной академии.
Профессор Института гуманитарных наук Тульского государственного университета (по совместительству).
Вице-президент исследовательского комитета (RC-04) «Социологии образования», член исследовательского комитета (RC-22) «Социологии религии» Международной социологической ассоциации (ISA – International Sociological Association), член Европейской социологической ассоциации (ESA – European Sociological Association), член Российского общества социологов.
Заместитель директора по научной работе Института иностранных языков РУДН, профессор кафедры рекламы и бизнес-коммуникаций ИМЭБ РУДН.
Преподавание
Читает курс «Социология» для студентов направления бакалавриата «Реклама» по кафедре Рекламы и бизнес-коммуникаций Института мировой экономики и бизнеса РУДН.
Автор учебных пособий:
- Шаронова С.А. Деловые игры. Учебное пособие. (М.: Изд-во РУДН, 2004, 166 с.).
В пособии дается историческое обобщение становления и развития интереса общества к феномену «Игра», выводятся специфические особенности развития социальной игровой технологии, подробно рассматриваются организация и структура деловой игры. При этом четко очерчены функции игрометодологов. Раскрываются достижения современной психологии, применяемые в игровой практике. Предназначено для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, преподавателей, психологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся организацией деловых игр.
https://elibrary.ru/item.asp?id=24578168 - Шаронова С.А. Социальные технологии: деловые игры: Учебное пособие. (М.: Издательство ПСТГУ, 2010, 2013г., 224 с.).
Учебное пособие представляет собой рефлексию знаний по теории игровых социальных технологий и методические рекомендации по применению метода игровой ситуации. Курс «Социальные технологии: деловые игры» разработан так, что учащиеся практически трижды обращаются к одной и той же теме, но с разных позиций: с позиции преподавателя на лекциях; с позиции исследователя на семинарах; с позиции практика на практических занятиях; при этом поощряется их самостоятельность и самобытность.
https://elibrary.ru/item.asp?id=25759118 - Шаронова С.А. Социология образования. Учебное пособие. (М.: Издательство ПСТГУ, 2011; 2012, 380 с.).
Данное пособие построено на основе авторских переводов материалов по социологии образования, опубликованных за рубежом, публикациях самого автора и анализа научных трудов и диссертационных исследований российских ученых, выполненных в данной области.
Содержание пособия отражает базовые методологические аспекты выделения социологии образования как самостоятельного научного направления; взаимоотношение фундаментальных социологических теорий и прикладных исследований по проблемам образования; исторические аспекты развития социологии образования и становления системы образования; основные темы современного научного дискурса.
https://elibrary.ru/item.asp?id=19671575
Наука
- Разработала концепции универсальных констант института образования. Выделение этих универсальных констант позволяет объяснить постоянное существование института образования в условиях сиюминутно меняющегося глобального общества. В этом наборе универсальных констант выделила функциональное ядро культуры, отвечающее за общий порядок воспроизводства как культуры общества в целом, так и самого института образования, в частности, а также ментальные характеристики образования, сохраняющие уникальность отдельно взятой культуры в соответствующей ей системе образования.
- В настоящее время ведет эмпирические исследования по проблемам взаимодействия национальных и глобальных систем высшего образования в России и за рубежом (международный проект 2019 «System of Interaction Between Global Education and the National System of Education: A Social Tension Zone»). В результате исследования было выявлено, что наиболее остро встают вопросы унификации национальных систем высшего образования, утраты их культурной самобытности.
- Разработала концепцию социологии Православия, где, с одной стороны, сообщество православных христиан выступает как специфический объект исследования, а с другой, сам объект исследования требует разработки научного методологического подхода. С таким определением нового научного направления согласилось Российское общество социологов.
- Разработала концепцию коммуникативных характеристик образовательной среды «умного общества» под влиянием цифровизации и новых технологий: дополнительная (виртуальная) реальность, Big Data, способность акторов работать в режиме быстрых действий и сверхреакций, peer-to-peer learning.
Научные интересы
- социология образования
- социология религии
- социология коммуникации