Шустикова Татьяна Викторовна
Знание результатов проведенных ранее исследований, объективность в их оценке и уважение к работе как предшественников, так и современников.
Окончила филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) по специальности «Русский язык».
Работала ассистентом кафедры русского языка Университета дружбы народов (УДН) им. П. Лумумбы (ныне – Российский университет дружбы народов, РУДН).
Обучалась в аспирантуре на кафедре русского языка филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Работала ассистентом кафедры русского языка подготовительного факультета УДН.
Защитила диссертацию «Синтагматическое членение повествовательного предложения (интонационно-смысловой анализ)» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности «Русский язык».
Работала старшим преподавателем кафедры русского языка №2 подготовительного факультета УДН, с 1981 г. –доцентом.
Присвоено звание доцента по кафедре русского языка.
Работала заведующей кафедрой русского языка №2 подготовительного факультета УДН (далее – факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин (ФРЯ и ОД) РУДН).
Присвоено звание профессора по кафедре русского языка.
Включена в Библиографический справочник Американского биографического института (англ. The Board of Directors, Governing Board of Editors and Publications Board of the American Biographical Institute).
Удостоена звания «Почетный работник Высшего профессионального образования РФ».
Удостоена диплома ВВЦ за разработку учебного комплекса по обучению русскому языку как иностранному. Включает в себя учебник «Русский язык – мой друг. Элементарный и базовый уровни» и «Русский язык для Вас. Первый сертификационный уровень».
Награждена Почетной грамотой Министерства науки и образования.
Защитила диссертацию «Формирование русской фонетической культуры иностранного специалиста в системе российского профессионального образования» на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
Профессор кафедры русского языка №2 ФРЯ и ОД РУДН.
Награждена «Медалью имени Екатерины Ивановны Мотиной» за вклад в распространение русского языка и русской литературы.
Преподавание
Ведет практические занятия с иностранными студентами, аспирантами и ординаторами РУДН по дисциплинам:
- «Русский язык как иностранный»;
- «Практическая фонетика русского языка как иностранного».
Автор монографий, программ, учебников и учебных пособий:
- Новикова Н.С., Шустикова Т.В. Русская грамматика в таблицах и схемах. Учебное пособие для иностранных учащихся. / Издание 6, исправленное и дополненное. – М.: Русский язык. Курсы, 2019. – 176 с.
Пособие является справочником, в котором в лаконичной и удобной форме приведён фонетический, грамматический и лексико-грамматический материал. Представление грамматической системы русского языка в виде таблиц является зрительно наглядным, максимально простым и прозрачным. Каждая таблица снабжена примерами.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21737742& - Шустикова Т.В. Интегративный подход к обучению русскому языку иностранных абитуриентов. / Русский язык как иностранный (предвузовский этап обучения) Коллективная монография. – М.: РУДН, 2019. – с. 391-394.
В статье рассматриваются некоторые вопросы современной отечественной методики обучения иностранных студентов подготовительного факультета общему владению русским языком. Утверждается результативность интегративного подхода к обучению на основе многокомпонентного учебно-методического комплекса «Русский язык - мой друг» и «Русский язык для вас». Обращается внимание на межаспектное взаимодействие в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции в разных видах речевой деятельности в академической сфере общения на предвузовском этапе.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32566034 - Шустикова Т.В., Атабекова А.А., Курмаева Н.М., Новикова Н.С., Скороходов М.С. Русский глаголы: Формы и контекстное употребление. / 16-е издание, исправленное. – М.: Наука-Флинта, 2019. – 391 с.
Пособие обеспечивает овладение глагольной системой русского языка на начальном и среднем этапах обучения. Содержит приблизительно 530 пар глаголов, использующихся в общелитературном, разговорном, официальном и социально-публицистическом стилях речи. Глаголы даны с переводом на французский, английский, испанский и немецкий языки, что позволяет использовать пособие и в качестве самоучителя. С этой же целью в книгу включены разделы для самостоятельной работы "Проверьте себя". Для широкого круга лиц, изучающих и преподающих русский язык как иностранный на начальном и среднем этапах обучения.
https://search.rsl.ru/ru/record/01008943616 - Розанова С.П., Шустикова Т.В. Лексические трудности при изучении русского языка. Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. / 4-е издание. – М: «Флинта, Наука», 2017. – 178 с.
Учебное пособие "Лексические трудности при изучении русского языка" предназначено для иностранных студентов, осваивающих русский язык на базовом и первом сертификационном уровнях общего владения. Содержание заданий соответствует программному материалу по русскому языку и Государственному стандарту для данного этапа обучения. Пособие может быть использовано на следующих сертификационных уровнях для самостоятельной работы обучающихся.
https://www.flinta.ru/book.php?id=743 - Шустикова Т.В. Лингвокоммуникативный потенциал вводного фонетико-грамматического курса (русский язык как иностранный). Глава 8. С. 269-288. Коллективная монография. Международные педагогические чтения. Методика преподавания РКМ как второго: история, современное состояние., перспективы развития. Выпуск 2. / Под общей редакцией Т.М. Балыхиной – М: РУДН, 2017. – 392 с.
В монографию включены материалы Международных педагогических чтений «Методика преподавания русского языка (как иностранного, как второго): история, современное состояние, перспективы развития», посвящённых 50-летнему юбилею факультета повышения квалификации преподавателей РКИ РУДН (1967- 2017). Тематика юбилейных Педагогических чтений связана с научно-методическими направлениями работы факультета повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (ФПКП РКИ). Первый раздел представляет Школы ФПК. В других пяти разделах обобщён опыт преподавания русского языка как иностранного и как второго в России и за рубежом. Авторы рассматривают общие и частные вопросы методики обучения инофонов. Чтения проходили в январе-июне 2017 года и традиционно собрали участников из разных городов России и зарубежных стран. Издание адресовано широкому кругу специалистов.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30683518 - Есина З.И., Иванова А.С., Соболева Н.И., Сорокина Е.В, Шустикова Т.В. и др. Лингводидактическая программа по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень (А1). Базовый уровень. (А2) Первый сертификационный уровень (В1) / Издание 2-е переработанное и дополненное. - М., 2017. - 186 с.
Данная программа предназначена для преподавателей русского языка как иностранного (РКИ), а также студентов филологических специальностей и является регламентирующим документом. Может быть использована для создания учебников, учебных комплексов и словарей. Программа представляет собой описание содержания обучения РКИ с учетом функционирования языка в социально-бытовой, социально-культурной и учебно-профессиональной сферах общения в соответствии с «Требованиями по русскому языку как иностранному».
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27513499 - Шустикова Т.В., Гордиенко И.В., Атабекова А.А., Большакова Н.Г., Кулакова В.А. и др. Русский язык для вас. Первый сертификационный уровень. / Под ред. Т.В. Шустиковой и В.А. Кулаковой. 7 издание, исправленное, дополненное. – М: РУДН, 2017. – 320 с.
Учебник адресован лицам, изучающим русский язык как иностранный. Его содержание соответствует требованиям, предъявляемым существующими нормативными документами, в частности «Лингвообразовательной программой по русскому языку как иностранному» (М., 2010). Учебник состоит из двух частей. Первая часть включает учебные тексты и задания, в которых используется основной грамматический материал и лексика данного этапа обучения. Вторая часть содержит объяснение грамматического материала и тренировочные упражнения. Принципиально новым является введение в предлагаемый учебник раздела «Добро пожаловать в Интернет» (авторы А.А. Атабекова, Т.В. Шустикова), в котором даны адреса учебного сайта http://www.linguarus.com (авторы М.И. Петрова, Т.В. Шустикова) и тех сайтов, на которых находится материал, необходимый для лингвокультурологических целей обучения. Учебник подготовлен на кафедре русского языка № 2 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин.
https://elibrary.ru/item.asp?id=26025785 - Шустикова Т.В. Инфокоммуникационные технологии в процессе формирования русской фонетической культуры инофона. Международные педагогические чтения. «Интерактивные методы преподавания русского и иностранных языков». Коллективная монография / Под общей редакцией Т.М. Балыхиной – М.: РУДН, 2016. – С. 185-195.
В коллективную монографию включены материалы Международных педагогических чтений «Интерактивные методы преподавания русского и иностранных языков», проведённых в феврале-октябре 2016 года факультета повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (ФПКП РКИ РУДН). Основная проблематика связана с теорией и практикой интерактивных методов обучения. Представлено разнообразие приёмов, средств, инструментов обучения с использованием интерактивных методов. Обобщается опыт обучения русскому языку как родному, как второму, как иностранному, связанный с интерактивными методами преподавания лексики и грамматики, фонетики, аудирования и говорения, чтения и письма. Уникальность монографии состоит в том, что наряду с известными педагогами, филологами, большими учёными, среди которых академик, доктора наук, заведующие кафедрами, деканы и профессора ведущих вузов России и других стран, авторами стали обычные преподаватели, школьные учителя, сельские педагоги из отдалённых районов. Коллективная монография будет полезна широкому кругу специалистов.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29152207 - Шустикова Т.В., Кулакова В.А., Карпусь Л.А., Смирнова С.В., Атабекова А.А. и др. Русский язык – мой друг. Базовый уровень. Учебник русского языка для студентов-иностранцев / Под ред. Т.В. Шустиковой и В.А. Кулаковой. 6 издание, исправленное, дополненное – М.: РУДН, 2016. – 852 с.
Издание адресовано студентам-иностранцам, начинающим изучать русский язык. Его содержание соответствует требованиям, предъявляемым существующими нормативными документами, в частности такими, как «Лингводидактическая программа по русскому языку как иностранному» (М., 2010). Рассчитано на 300-350 часов и состоит из вводного фонетико-грамматического курса, в котором подробно рассматриваются буквы, звуки, ударение и интонация русского языка, и основного курса. Первая часть основного курса посвящена изучению предложно-падежной системы единственного числа имён существительных, прилагательных, местоимений и числительных; видовременной системы русского глагола. Во второй части изучается множественное число имён существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Представленный материал является универсальным - в нем не учитываются данные сопоставительного анализа русского и родного языка учащихся. Учащимся предлагается самостоятельная работа в Интернете с использованием сайтов, соответствующих изучаемой лексико-грамматической теме. В книгу введен раздел «Работайте в Интернете». Издание подготовлено на кафедре русского языка № 2 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН.
https://search.rsl.ru/ru/record/01002407807 - Шустикова Т.В., Воронкова И.А., Гурова О.А., Журкина Н.В., Карпова Ю.В., Хамгокова Н.Ж., Шоркина Е.Н., Обучение речевому общению в учебно-научной сфере. Медико-биологический профиль. Первый сертификационный уровень. В 2 частях. Часть 1. / Учебное пособие. / Под ред. Т.В. Шустиковой и Е.Н. Шоркиной. Издание 2, исправленное и дополненное. Гриф УМО по направлению 050100 «Педагогическое образование». М.: РУДН, 2015. – 201 с.
Пособие предназначено для обучения русскому языку студентов-иностранцев медицинских специальностей на предвузовском этапе. Его цель заключается в формировании лингвопредметной компетенции учащихся в сфере учебно-научного профильно ориентированного общения. Курс основан на материале текстов по общей биологии и анатомии. Отбор и организация лексикограмматического материала и система предложенных заданий обеспечивают взаимосвязанное развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении и письме. Пособие состоит из двух частей, первая из которых включает 5 уроков, вторая - 4 урока. Пособие является частью учебно-методического комплекса по обучению речевому общению в учебно-научной профессионально ориентированной сфере. Оно служит продолжением пособия «Русский язык будущему специалисту. Вводный лингвопредметный курс» (М., 2009, 2013), созданного в рамках реализации Инновационного государственного проекта «Образование» в 2007-2008 гг.
https://elibrary.ru/item.asp?id=2601938
Наука
- Один из создателей фонетической школы РУДН, в ее основе – выделение практической фонетики русского языка в отдельный аспект при преподавании русского языка как иностранного (РКИ). Вводный фонетико-грамматический курс рассматривается как самодостаточный и закладывает фонетический фундамент для построения лексико-грамматической базы. Обучение русскому произношению иностранных учащихся на стартовом этапе овладения русским как иностранным по возможности должно быть национально ориентировано.
- Научно обосновала лингводидактическую систему формирования русской фонетической культуры инофона (т.е. носителя иностранного языка) как принципиально значимого компонента успешности межкультурной коммуникации. Выявила условия обучения РКИ для формирования русской фонетической культуры инофона.
- Обосновала принцип комплексности как ведущий по значимости в процессе становления русской фонетической культуры инофона: продемонстрировала, что необходимо изучать единым комплексом (1) звуки + (2) ударение и ритмику + (3) интонацию.
- Обосновала и реализовала идеи комплексности и аспектности в преподавании РКИ на предвузовском этапе обучения – создала многокомпонентные учебно-методические комплексы по обучению РКИ. В центре обучения – коммуникативно-деятельностный и сознательно-практический аспекты социализации иностранцев-абитуриентов.
- Обосновала и реализовала принципы построения современного универсального учебника русского языка для иностранных студентов и систему обучения русской фонетической культуре: от постановочных упражнений, последовательно формирующих артикуляционно-перцептивную базу инофона, до естественно-коммуникативных заданий, моделирующих характерные особенности звучания речи на изучаемом языке в реальном общении, либо нацеленных на их воспроизведение или видоизменение.
- Разработала основы интенсивного обучения русскому как иностранному для межкультурного общения в повседневной и социокультурной сферах на начальном этапе обучения иностранцев. В методике в качестве языков-посредников использовались английский и французский языки.
- Совместно с исследователями Института русского языка Академии наук СССР и Саратовского государственного университета изучала фонетику и интонации русской разговорной речи в составе научной группы УДН. По результатам проекта издан словарь «2380 слов наиболее употребительных в русской разговорной речи» (1968).
- Обосновала и конкретизировала интегративный подход к обучению русскому языку иностранных абитуриентов. С его помощью осуществляется интеграция, дифференциация и индивидуализация процесса формирования звучащей речи инофона. Применила подход к обучению иностранных абитуриентов медико-биологического профиля, получающих образование в российской высшей школе.
Научные интересы
- Звучащая русская речь: взаимодействие явлений языковых уровней;
- Текст как объект описания и обучения;
- Русская фонетическая культура речи инофона: лингводидактический аспект;
- Русский язык как иностранный: лингводидактическое описание и преподавание;
- Сопоставление языков в учебных целях;
- Учебно-методические комплексы по РКИ;
- Обучение речевому общению в учебно-научной сфере: развитие иноязычной когнитивно-коммуникативной компетенции;
- Инфокоммуникационные технологии в обучении РКИ.