Соколова Наталия Леонидовна

Соколова Наталия Леонидовна

Профессор, академик МАНПО
Директор Института иностранных языков, кафедра теории и практики иностранных языков

Наука должна быть прагматически направленной. В противном случае она не имеет смысла с практической точки зрения.

1973

Окончила Московский государственный институт иностранных языков им. М. Тореза (диплом с отличием).

1977

Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Стилистическое использование антонимов», присуждена степень кандидата филологических наук.

1978 - 1997

Преподаватель, доцент кафедры иностранных языков подготовительного факультета Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (ныне – РУДН). 

1988

Присвоено звание доцента. 

1991

Стажировка по повышению квалификации на факультете языкознания (Language and Linguistics) в Джорджтаунском Университете (англ. Georgetown University) (г. Вашингтон, США). 

1997 - н.в.

Директор Института иностранных языков (ИИЯ) РУДН. 

2005 - н.в.

Заведующая кафедрой теории и практики иностранных языков Института иностранных языков РУДН.

2005

Вручен нагрудный знак Министерства образования и науки РФ «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за разработку новейших методик и методологий преподавания иностранных языков (английского). 

2006 - 2012

Возглавляла подготовительный факультет РУДН, трижды успешно его реструктуризировала, открыв 8 новых кафедр. 

2009

Избрана академиком Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

2010

Вручен почетный знак «Ветеран РУДН». 

Преподавание

Разработчик авторского цикла лекций для программ бакалавриата направления подготовки «Лингвистика» на русском и английском языках:

  • «Теоретическая фонетика английского языка»;
  • «Теоретическая грамматика английского языка»;
  • «Лексикология английского языка»;
  • «Стилистика английского языка».

Разработчик образовательных программ для студентов лингвистических и нелингвистических вузов и факультетов по основным и вторым иностранным языкам:

  • Master Foreign Languages. (рус.: «Владение иностранными языками»);
  • The Applied Courses of the First and Second Foreign Languages (Linguistics. Bachelor’s Degree Programs, 2014) (рус.: «Прикладные курсы владения иностранными языками»).

Автор учебников и учебных пособий:

  1. Соколова Н.Л. Совершенствуй иностранные языки. Английская грамматика в схемах и таблицах.
    Данный учебник отражает индивидуальный подход автора к английской грамматике. Книга, несомненно, представляет интерес для тех, кто изучает или преподает эту дисциплину в школах, колледжах, университетах и других высших учебных заведениях.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01008158533
  2. Соколова Н.Л. Английская грамматика. Данный учебник отражает индивидуальный подход автора к английской грамматике. Книга, несомненно, представляет интерес для тех, кто изучает или преподает эту дисциплину в школах, колледжах, университетах и других высших учебных заведениях.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01008728291

Наука

  • Разработала концепцию проблем речевого этикета английского языка. Концептуальный подход отражает высокие отечественные лингвистические традиции и содержит собственные творческие новации прикладного характера. Для выделения устойчивых формул общения или единиц речевого этикета (ЕРЭ) в диалогической речи на материале художественных фильмов английского и американского производства Н. Л. Соколова проанализировала в общей сложности 2500 часов звучащей речи. После компьютерной обработки выделила чистые диалоги-модели, проверила их соответствие реальной разговорной практике на информантах, носителях языка, подтвердила словарными статьями. Разработки легли в основу монографии «Структурно-семантические основы речевого этикета английского языка», 2015.
  • Разработала новые мультимедийные технологии и инновационные методики в обучении иностранным языкам, обучении английскому языку в сфере профессиональной коммуникации, смешанном обучении, электронном обучении и для создания умной образовательной среды (англ.: ESP – Teaching English for Specific Purposes, Blended Learning, E-Learning, Smart Learning Environment), например, с помощью использования песен на занятиях по английскому языку в условиях инклюзивного образования и др.

Научные интересы

  • речевой этикет;
  • лингвистика и информационные технологии;
  • методика преподавания иностранных языков;
  • теория и практика межкультурной коммуникации.
В статье исследуется роль учителя EFL в среде интеллектуального обучения (SLE), которая использует образовательные технологии для предоставления учителям необходимых инструментов для персонализации обучения, корректировки преподавания и оценки и создания аутентичных учебных сред для студентов. SLEs нацелены на использование технологии, чтобы принести реальный жизненный опыт в класс, чтобы привлечь студентов и подготовить их к пожизненному образованию и будущей карьере таким образом, что традиционная практика часто не в состоянии сделать. Исследование было разработано для обзора огромного количества литературы, посвященной потенциалу SLEs и роли учителя в этих условиях обучения, и предложить модель для нескольких ролей учителя EFL в SLE.
Преподавание ESP в смешанной среде обучения стало довольно распространенным в языковых классах по всему миру. Цель этого настоящего исследования состоит в том, чтобы наметить эффективность смешанного обучения ESP на основе использования смарт-учебника. В исследовании приняли участие 48 студентов бакалавриата EFL неязыкового университета. Экспериментальная группа изучала целевой курс с помощью стратегий смешанного обучения, и их эффективность оценивалась путем сравнения результатов, полученных от предварительного тестирования и посттеста, соответственно, для проверки эффективности смешанного обучения ESP на основе использования смарт-учебника. Были также проведены анкетные опросы для определения оценки студентами смешанного обучения ESP. Было отмечено, что участники исследования считают BL полезным и полезным для повышения уровня владения английским языком. Полученные результаты показывают, что участники экспериментальной группы получили более высокие баллы за свой посттест в конце исследования.
В статье предпринята попытка наметить некоторые подходы к созданию организационно-теоретической и методологической основы подготовки учителей завтрашнего дня. Основой его профессиональной подготовки должна быть не только предметная специализация. Основное внимание в подготовке учителя уделяется некоторым существенным вопросам трех фундаментальных элементов в их гармоническом единстве: интеллектуального, эстетического и нравственного. По мнению авторов, школе XXI века понадобится педагог-антрополог, готовый работать в условиях, когда воспитание выполняет поистине регентскую функцию в условиях глобализирующегося, стремительно меняющегося мира. Одним из главных требований к учителю школы XXI века является забота о прогрессе ребенка, о всесторонней реализации его потенций. Педагог, хорошая педагогическая подготовка которого сочетается с фундаментальным образованием и умением сопровождать ребенка в его восхождении на вершину личного прогресса.
В статье исследуется педагогическое и культурно-просветительское значение музеев, описывается их историческая эволюция, определяется их положительное влияние на уровень культуры и образования народа. Целью данного исследования является изучение формирования культурно-образовательного потенциала личности человека средствами музейной педагогики. Показано, что методологические основы развития музейной педагогики гармонично объединяют фундаментальные принципы философии образования и специфику музейно-образовательного пространства. Определено также, что музейная педагогика как научная дисциплина проектируется с учетом особенностей современного музея, где формируется уникальная объектно-космическая среда, на основе открытого культурно-цивилизационного диалога и взаимодействия с объектами духовного наследия. Поэтому, приобретение и постижение новых мысленно-сложных представлений об окружающей действительности приводят к определенным стимулирующим, коррекционным, реабилитационным и рекреационным эффектам.