Сорокина Татьяна Сергеевна

Сорокина Татьяна Сергеевна

доктор медицинских наук, заслуженный профессор РУДН, профессор кафедры истории медицины медицинского института РУДН

«Наука требует от человека всей его жизни. И если бы у Вас было бы две жизни, то и их бы не хватило Вам». И.П. Павлов

1966

Окончила с отличием медицинский факультет Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (ныне – РУДН) по специальности «Лечебное дело» (первый выпуск врачей).

1967-1970

Училась в аспирантуре на кафедре нормальной физиологии Медицинского факультета УДН имени Патриса Лумумбы (ныне – РУДН).

1970

Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Характеристика некоторых сторон функциональной организации нейронных систем коры больших полушарий головного мозга» на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности «Нормальная физиология».

1971-1974

Старший преподаватель в УДН имени Патриса Лумумбы (сначала в Студенческом отделе, затем – на кафедре нормальной физиологии медицинского факультета).

1974-2021

Основала на Медицинском факультете УДН самостоятельный курс истории медицины и была его бессменным руководителем вплоть до сентября 2021 года.

1978

Присвоено ученое звание доцента по кафедре истории медицины.

1983

Награждена Бронзовой медалью ВДНХ СССР «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР».

1985

Награждена медалью «За трудовую доблесть» Указом Президиума Верховного Совета СССР.

1987

Защитила докторскую диссертацию на тему: «Формирование медицинских знаний в истории человечества» на соискание ученой степени доктора медицинских наук по специальности «История медицины».

1988

Присвоена степень доктора медицинских наук по специальности «История медицины». Вручение медали «Ветеран труда» решением Исполкома Московского городского Совета народных депутатов.

1990

Присвоено ученое звание профессора по кафедре истории медицины.

1991-н.в.

Заместитель председателя Московского научного общества историков медицины (МНОИМ), член Международного общества историков медицины (International Society for the History of Medicine –ISHM).

1995-н.в.

Член редколлегии научного журнала «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины».

1995

Избрана действительным членом (академиком) Международной академии наук высшей школы.

1997

Вручение медали «В память 850-летия Москвы» Указом Президента Российской Федерации.

2003

Вручение Ордена Дружбы Указом Президента Российской Федерации.

2010

Присуждение почетного звания «Ветеран РУДН», вручение грамоты Ученого Совета РУДН «За большой вклад в дело становления и развития Российского университета дружбы народов и в связи с 50-летием Университета».

2011

Присуждение почетного звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» «За заслуги в области образования» (Приказ Минобрнауки России).

2013

Присуждение почетного звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации.

2013-н.в.

Член Президиума Российского общества историков медицины (РОИМ).

2014

Присуждение почетной медали «Золотое руно истории медицины», награда Международного общества истории медицины (International Society for the History of Medicine – ISHM, Бельгия) за важный вклад в историю медицины (for Important Contribution to the History of Medicine).

2016

Присуждение почетного знака «За заслуги перед факультетом», решением Ученого совета Медицинского факультета РУДН; присуждение памятной медали «Патриот России», награда Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.

2017

Вручение почетной грамоты Ученого Совета РУДН «За многолетний плодотворный труд в Российском университете дружбы народов», вручение почетной грамоты медицинского института РУДН «За лучшую организацию внеучебной работы кафедр со студентами».

2017-н.в.

Член Экспертного совета ВАК по Медико-профилактическим наукам.

2020

Присуждение звания «Заслуженный профессор РУДН». Вручение диплома за 1-е место в конкурсе «Лучший электронный курс в РУДН – 2020» в номинации «Естественнонаучные и технические дисциплины».

2021

Февраль – реорганизовала самостоятельный курс истории медицины в кафедру истории медицины медицинского института РУДН. Февраль-сентябрь – заведующая кафедрой истории медицины медицинского института РУДН.

2021-н.в.

Профессор кафедры истории медицины медицинского института РУДН.

2022

Вручение почетной грамоты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «За значительные заслуги в сфере образования и добросовестный труд». Победитель Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы» «За вклад в науку и высшее образование», реализуемого МОО «Лига Преподавателей Высшей Школы» при поддержке Министерства науки и высшего образования и Фонда президентских грантов).

2023

Член Комиссии РАН по истории медицины.

2023-н.в.

Заведующая кафедрой истории медицины.

Преподавание

  • Читает лекции и ведет практические занятия по дисциплине «История медицины» на русском и английском языках со студентами Медицинского института, осваивающими программы специалитета по направлениям «Лечебное дело», «Стоматология» и бакалавриата по специальности «Сестринское дело».
  • Читает дисциплину «История и философия науки (история медицины)» аспирантам первого года, готовящимся к сдаче кандидатского экзамена.
  • В 2010 г. создала и ежегодно проводит курсы ДПО: «Авторский цикл профессора Т.С. Сорокиной “Преподавание истории медицины в свете федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО)”» для профессорско-преподавательского состава медицинских вузов РФ и СНГ и цикл ДПО «История медицины для преподавателей».
  • Читает лекции в качестве приглашенного профессора в университетах России и зарубежных стран.
  • Разработала научную периодизацию всемирной и отечественной истории медицины, которая используется в научных исследованиях и преподавании истории медицины во всех отечественных медицинских вузах и в вузах ряда зарубежных стран.
  • Впервые в отечественной историко-медицинской литературе опубликовала исследование по истории врачевания и медицины в Древней Месопотамии.
  • Впервые в отечественной историко-медицинской литературе разработала материалы для преподавания истории медицины народов доколумбовой Америки.
  • Впервые в отечественной историко-медицинской литературе создала иллюстрированные «Атласы истории медицины» (Древний мир, Средние века, Новое время).
  • В качестве научного руководителя участвовала в фундаментальных исследованиях по истории традиционной аюрведической медицины Древней Индии на основе оригинальных источников (докторская диссертация М.А. Суботялова и кандидатская В.Ю. Дружинина).
  • На основе первых исторических свидетельств о влиянии высокогорного воздуха на организм человека — в Древнем Китае (30-е годы до н.э.) и Южной Америке (XVI в. н.э.) и первых научных исследований гипоксии, исследовала историю развития представлений о возможностях адаптации человека к гипоксии.
  • Разработала и опубликовала ряд научных статей и материалов по истории медицины Древнего Средиземноморья (Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима).
  • На основе оригинальных источников 1775 г. реконструировала реальную картину Великой победы над чумой в Москве в 1770–1772 гг., восстановив забытую роль Сената, Екатерины II, графа Г.Г. Орлова, генерал-губернатора Москвы графа П.С. Салтыкова, сенатора генерал-поручика П.Д. Еропкина в пресечении этой эпидемии, а также выдающуюся роль врачей России (прежде всего А.Ф. Шафонского) в борьбе с этой эпидемией и в последующем изучении этиологии чумы (Д.С. Самойлович).
  • На основе научных разработок создала принципиально новый учебник «История медицины» в 2-х томах (без соавторов) — 15 изданий (1992, 1994, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2009, 2014, 2016, 2016, 2018, 2021, 2023) с грифами Миннауки РФ, Минздрава РФ, Минобразования РФ, ФГАУ «ФИРО», охватывающий все периоды истории человечества и использующийся во всех медицинских вузах нашей страны и ряда стран СНГ. Общий тираж —57 тыс. экз.
  • Удостоена научных грантов: Фонда Уэллком (The Wellcome Trust Research Travel Grant, Лондон) и Британской Академии (The British Academy Research Grant, Лондон).
  • Опубликовала 5 монографий и более 300 печатных работ в отечественной и зарубежной научной печати.

Научные интересы

Создание научно обоснованной концепция преподавания истории медицины в РФ

  • На основе авторской периодизации разработала всероссийские Программы дисциплины «История медицины» для специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» «Сестринское дело» (по заказу ГОУВУНМЦ МЗ РФ); которые используются во всех медицинских вузах страны.
  • Создала полный комплекс учебно-методического обеспечения дисциплины «История медицины» (15 изданий учебника, 18 рабочих программ, 15 учебных и 12 учебно-методических изданий по истории всемирной медицины, 14 видео-лекций на русском и английском языках), без соавторов;
  • Опубликовала 3 учебных издания по профессиональному самоопределению школьников в области медицины («Медицинские профессии», 2009; «Профессиональное самоопределение школьников Москвы», 2011; «Профессиональное будущее Якутии: Здравоохранение и медицина», 2014). Общий тираж — 22 тыс. экз.).
  • По материалам этих исследований опубликовала более 60 научных статей в отечественной и зарубежной научной печати.

История отечественной медицины

  • История борьбы с чумой в Москве в 1771–1772 гг.
  • История медицины в Крымской войне 1853–1856 гг.
  • История сестринского дела и сестринского образования в России и Великобритании.
  • История жизни и научной деятельности выдающихся ученых России — М.В. Ломоносова, Н.И. Пирогова, И.П. Павлова, П.Е. Заблудовского и некоторых других.
  • Монография «Клиническая медицина в двадцатом веке: Очерки истории». — М.: Изд-во РУДН, 2012. — 382 с. (в соавторстве с В.И. Бородулиным и А.В. Тополянским).
  • История кафедр Медицинского факультета/института РУДН и биографии выдающихся ученых РУДН.
  • Выступления с пленарными и секционными докладами более чем на 95 международных научных конференциях и съездах в зарубежных странах (Австралии, Белоруссии, Болгарии, Брунее, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Грузии, Египте, Италии, Ирландии, Кубе, Латвии, Литве, Мексике, Непале, Польше, Португалии, Сирии, США, Тунисе, Турции, Узбекистане, Украине, Чехословакии, Швейцарии, Эстонии), а также на всероссийских научных конференциях с международным участием.

История высшего медицинского образования

  • Публикации по истории высшего медицинского образования в России, Брунее, Великобритании, Франции, США в отечественной и зарубежной научной печати.

История медицины Древнего мира и Средних веков

  • Иллюстрированные «Атласы истории медицины» (Древний мир, Средние века, Новое время).
  • Научные статьи и материалы по истории медицины Древнего Средиземноморья (Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима).
В первой части 15-го издания учебника «История медицины» с позиций современной исторической науки изложено поступательное развитие врачевания и медицины в различных регионах Земного шара в первые три периода истории человечества: в первобытную эру, периоды Древнего мира и Средних веков. История медицины представлена в контексте всемирной истории научного знания. Материал богато иллюстрирован, содержит авторские схемы, таблицы, справочный аппарат, обширную библиографию, указатель имен.
Во второй части 15-го издания учебника «История медицины» с позиций современной исторической науки изложено поступательное развитие научной медицины в различных регионах Земного шара в периоды Нового времени и Новейшей истории человечества. История медицины представлена в контексте всемирной истории научного знания. Материал богато иллюстрирован, содержит авторские схемы, таблицы, справочный аппарат, обширную библиографию, указатель имен.
В статье анализируется опыт преподавания истории медицины в Российском университете дружбы народов в условиях пандемии новой корона-вирусной инфекции; обсуждаются положительные и отрицательные стороны дистантного обучения в области медицины. Среди них: заметное снижение общего уровня подготовки поступающих в вузы; утрата живого общения преподавателя и студента; сложность привлечения всех студентов группы к активному обсуждению темы в on line формате; сложность объективной оценки реальных знаний студентов; кратное увеличение внеаудиторной работы преподавателя; значительное увеличение времени, которое преподаватель затрачивает на подготовку электронных учебных материалов, проверку письменных работ студентов и ежедневную переписку в формате электронной почты; а также профессиональное и эмоциональное «выгорание». Показано, что дистантное обучение является лишь дополнением к проверенному веками традиционному очному образованию.
В статье рассматриваются некоторые факты и версии биографии героини Крымской кампании 1854–1855 гг. Даши Севастопольской (Дарьи Лаврентьевны Михайловой), которая, оставшись сиротой в юном возрасте, организовала на свои средства походный перевязочный пункт и отправилась на театр военных действий, где ухаживала за ранеными и больными воинами в битве при Альме и в осажденном Севастополе. Обсуждаются различные версии даты ее рождения, происхождения ее фамилии и отчества, ее статус в терминах того времени. В работе использованы свидетельства ее современников, литературные источники XIX и XX вв. и современные материалы. Приводятся письма великого русского хирурга Н.И. Пирогова, в которых он дает высокую оценку самоотверженной деятельности знаменитой Дарьи на театре военных действий Крымской войны.
Данная статья является результатом анализа неопубликованных воспоминаний выдающегося российского историка медицины – профессора Павла Ефимовича Заблудовского (1894–1993) и посвящена раннему периоду его жизни (детство, юность, медицинское образование, Первая мировая война). Павел Ефимович родился в семье инженера-технолога (позднее – директора) Могилянского сахарного завода Гайсинского уезда Подольской губернии. До 10 лет учился дома, затем в гимназии, по окончании которой в 1911 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Новороссийского университета (в Одессе), в 1912 г. перевелся на медицинский факультет. Несмотря на крайне правую атмосферу в Университете, там преподавали выдающиеся профессора того времени (физиолог Б.Ф. Вериго, офтальмолог В.П. Филатов, фармаколог М. Блауберг, морфолог Н.А. Батуев), которые оказали большое влияние на становление его личности как ученого и побудили к серьезному изучению медицинских наук и нескольких иностранных языков. Получению диплома об окончании Университета помешала Первая мировая война. В возрасте 22 лет, в звании зауряд-врача, он был призван в царскую армию на германский фронт. Служил в качестве младшего врача на Юго-западном и Западном фронтах в составе 32-го и 30-го Сибирских стрелковых полков 3-го Сибирского корпуса. В боях у Барановичей в 1916 г. был контужен. С осени 1916 г. служил в эвакогоспиталях и полевых подвижных и этапных лазаретах Красного Креста на Западном и Юго-западном фронтах. Диплом врача получил лишь в 1919 г., поступив на 5-й курс Киевского университета и успешно сдав государственные экзамены. Рассказывая о людях, с которыми приходилось встречаться, и событиях того времени, Павел Ефимович передает дух и атмосферу того сложного периода в истории нашей страны, омраченного войной и завершившегося двумя революциями.
Пандемия COVID-19 обострила многие проблемы и обозначала новые задачи в сфере медицинского образования. Среди них повышение качества приема студентов на обучение в медицинские вузы и формирование оптимальных траекторий медицинского образования по различным направлениям и специальностям. В статье анализируются особенности реформ в области среднего и высшего образования во Франции. На примере Медицинского факультета университета Монпелье анализируется опыт французской высшей медицинской школы по конкурсному отбору студентов-медиков после успешного окончания первого курса по результатам экзаменов в соответствии с рейтингами студентов; обсуждаются сроки и траектории обучения по основным медицинским специальностям: Лечебное дело (Médecine), Фармация (Pharmacie), Стоматология (Odontologie), Акушерство и Гинекология (Maïeutique) в течение трех циклов обучения, а также по узким специализациям; проводится сравнительный анализ французской и российской традиции в сфере высшего медицинского образования.
In Russia ‘History of Medicine’ is a compulsory academic subject of Higher Medical Education. At the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University) it is a compulsory course taught at the Department for the History of Medicine in Russian and English. It covers the medical history of different countries and continents since the early being of the humankind up to our days according to their national history, culture and religion. There are three levels of teaching Medical History at our University: undergraduate – for students, post-graduate –for post-graduate students, and professional course – for Professors and lecturers who teach students. To provide students and lecturers with required essential knowledge on the History of the World and Russian Medicine, a manual ‘History of Medicine’ has been created in our Department; it is published in 13th editions (1992–2018, in Russian), and widely used for medical education throughout the country and abroad. Our ‘Presentations of fourteen lectures on the History of Medicine’ (in Russian and in English) were also published in 2018 as a CD supplement to the 13th edition of the manual in two volumes.
Сорокина Татьяна С. Преподавание и изучение истории медицины в Российском университете дружбы народов (RUDN University) // Vesalius: Acta Internationalia Historiae Medicinae. – Vol. XXVI, No. 1, June 2020 e-supplement: 286–297 (In English).
В России дисциплина «История медицины» является обязательным предметом преподавания в высших учебных заведениях. В Российском университете дружбы народов (RUDN University) этот обязательный предмет преподается на русском и английском языках на кафедре истории медицины. Он включает историю медицины разных стран и континентов с ранних этапов возникновения человеческого общества до наших дней с учетом их истории, культуры и религии. В Университете три уровня преподавания этого предмета: для студентов основных направлений подготовки, для аспирантов и для профессоров и преподавателей, которые преподают эту дисциплину. Для обеспечения преподавателей и студентов необходимым уровнем научной информации в области всемирной и российской истории медицины, на кафедре создан учебник «История медицины», который переиздавался 13 раз (1992–2018, на русском языке) и широко используется в нашей стране и за рубежом. К 13-му изданию учебника (в 2-х томах, 2018) прилагается диск, содержащий авторские презентации 14-и лекций на русском и английском языках.
The Peoples’ Friendship University (UDN) was established in February 1960 for the purpose of training native professionals for the newly independent developing countries in Africa, Asia, and Latin America liberated from colonialism in the 1950s and 1960s. UDN became the world’s first international higher education institution (HEI), and was initially meant for 3,500 foreign and 500 Soviet students. In its first decades, it was entirely funded by the Soviet government. UDN was founded as a traditional university, with a Faculty of Medicine (the Institute of Medicine since 2016), which was and remains its largest division. UDN’s popularity grew quickly, and today it offers more than 450 courses and has 33,500 undergraduates, postgraduates and interns from 157 countries. They are taught by 2,800 lecturers, including 600 doctors of sciences and 1,400 candidates of sciences. The Institute of Medicine has 93 departments and a Simulation Training Centre, employing more than 1,000 lecturers and teaching more than 7,000 undergraduates, postgraduates and residents. In addition, thousands of physicians do professional development courses there. The institute offers courses in General Medicine, Dentistry, Pharmacy and Nursing, as well as Masters in Healthcare Management. Through their research work, the institute employees are contributing to the development of advanced areas of genetics, cytology, embryology and chronobiology, to the study of new medicines and diagnostic products and of the pathogenesis and clinical presentations of infectious diseases constituting a threat to public health, and to the development of new treatment technologies and methods for chronic, surgical and oncological diseases. Today, the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University) is a global, international centre of learning and research, that works closely with universities in more than 90 countries and features highly in global rankings.
Сорокина Т.С. Медицинское образование в Российском университете дружбы народов // История медицины. 2019. (6)4. С. 286–295 (In English).
Университет дружбы народов (УДН) был учрежден в феврале 1960 г. с целью подготовки национальных кадров специалистов для молодых развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, освободившихся в 1950–1960-е годы от колониальной зависимости. УДН стал первым в мире интернациональным высшим учебным заведением, первоначально рассчитанным на 3500 иностранных и 500 советских студентов. В первые десятилетия своей истории он полностью финансировался Правительством СССР. УДН создавался как университет классического типа, в структуре которого был Медицинский факультет (с 2016 г. – Медицинский институт), который был и остается самым крупным подразделением университета. Популярность УДН быстро росла, и в наши дни университет реализует более 450 программ, в нем учатся 33,5 тысячи студентов, аспирантов и стажеров из 157 стран мира. Их обучают 2800 преподавателей, среди которых 600 докторов наук и 1400 кандидатов наук. В структуре Медицинского института 93 кафедры и Центр симуляционного обучения, где трудятся более тысячи преподавателей, и обучаются более 7 тысяч студентов, аспирантов и ординаторов, а также тысячи врачей проходят курсы повышения квалификации. Подготовка кадров ведется по специальностям: «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», «Сестринское дело», а также по магистерской программе «Менеджмент в здравоохранении». Научная деятельность сотрудников Медицинского института способствует развитию передовых направлений в области генетики, цитологии и эмбриологии, хронобиологии, изучения новых лекарственных средств и диагностических препаратов, патогенеза и клиники социально значимых инфекционных заболеваний, разработки новых технологий и методов лечения хронических, хирургических и онкологических заболеваний. В настоящее время РУДН – глобальный, интернациональный учебно-научный центр, который активно сотрудничает с университетами более чем 90 стран мира и занимает высокие позиции в мировых рейтингах.
The article is devoted to an analysis of the significance of bacteriophages’ discovery in the subsequent development of medicine: from the prevention and control of infectious bacterial diseases to the study of global evolutionary mechanisms by genetic engineering methods. French researcher Felix d’Hérelle discovered bacteriophages in 1917 when he found a “substance” that kills dysentery bacteria. A virus by nature, it was called a “bacteria devourer” (bacteriophage). Long before the discovery of antibiotics, d’Hérelle found that bacteriophages were a universal specific antibacterial agent that was safe for humans. In Russia, interest in the study of bacteriophages arose in the early 1920s. In 1939, the renowned Soviet microbiologist Z.V. Ermolieva created a cholera bacteriophage preparation. During the World War II in besieged Stalingrad, she produced the cholera bacteriophage in huge volumes and prevented an epidemic of cholera in the Red Army – an important factor in the victory in the Battle of Stalingrad. New molecular biology and genetics technologies have made it possible to reveal the underlying interaction processes of a bacteriophage with a bacterial cell: lysogeny (inclusion of a moderate bacteriophage into the genome of a bacterial cell) and the phenomenon of lysogenic conversion (Eugene and Elizabeth Wollman, 1936), genetic recombination – the mutual exchange of genes between two different lines of bacteriophages (M. Delbruck, S. Luria, A. Hershey, 1946, 1952), integrated with the cell’s DNA, the asymptomatic presence of the virus (pro-bacteriophage), and its activation by the inductive effect of ultraviolet radiation, radiation and a number of chemical factors (A. Lwoff, 1965). Nowadays, the study of molecular genetic mechanisms of embedding, regulation, repression, and induction of bacteriophage activity within a bacterium is important for understanding the mechanisms of heredity, tissue growth and development mechanisms of some forms of tumors.
Ермолаев А.В., Сорокина Т.С. К истории открытия бактериофагов // История медицины. 2018. №1. С. 90–98 (In English).
Статья посвящена анализу значения открытия бактериофагов для последующего развития медицины: от профилактики и борьбы с инфекционными бактериальными заболеваниями до изучения глобальных эволюционных механизмов методами генной инженерии. Первооткрывателем бактериофагов явился французский исследователь Феликс Д’Эррель, который в 1917 г. впервые открыл «вещество», убивающее бактерии дизентерии, оказавшееся по своей природе вирусом и названное им «пожиратель бактерий» (бактериофаг). Задолго до открытия антибиотиков Д’Эррель установил, что бактериофаги являются универсальным специфическим антибактериальным средством, безопасным для человека. В нашей стране интерес к изучению бактериофагов проявился в начале 1920-х годов. В 1939 г. известный советский микробиолог Зинаида Виссарионовна Ермольева создала препарат холерного бактериофага; в годы Великой Отечественной войны в осажденном Сталинграде производимый ею в огромных количествах холерный бактериофаг позволил предотвратить эпидемию холеры в частях Красной Армии, что явилось важным фактором победы в Сталинградской битве. Новые технологии молекулярной биологии и генетики позволили выявить глубинные процессы взаимодействия бактериофага с бактериальной клеткой: лизогению (включение умеренного бактериофага в геном бактериальной клетки) и феномен лизогенной конверсии (Эженом и Элизабет Волльман, 1936) генетическую рекомбинацию – взаимный обмен генами между двумя различными линиями бактериофагов (Макс Дельбрюк, Сальвадор Лурия, Альфред Херши, 1946, 1952); интегрированное с ДНК клетки, бессимптомное пребывание вируса (пробактериофаг) и его активация при индуктивном воздействии ультрафиолетового излучения, радиации и ряда химических факторов (Андрей Львов, 1965). Изучение молекулярно-генетических механизмов встраивания, регулирования, репрессии и индукции активности бактериофага внутри бактерии имеет важное значение для понимания механизмов наследственности, роста тканей, механизмов развития некоторых форм опухолей.