Волкова Яна Александровна

Волкова Яна Александровна

Доктор филологических наук, доцент

«Половина проблем этого мира была бы решена, если бы люди умели эффективно общаться, поэтому я изучаю теорию коммуникации».

1993

С отличием окончила факультет иностранных языков Волгоградского государственного педагогического университета (ныне – Волгоградский государственный социально-педагогический университет, ВГСПУ) по специальности «Английский и немецкий языки».

1998

Защитила кандидатскую диссертацию «Отражение в языке агрессивных состояний человека (на материале англо- и русскоязычных художественных текстов)», по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание».

1998–2009

Доцент кафедры иностранных языков Волгоградского государственного технического университета.

2010–2015

Доцент, профессор кафедры языкознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

2014

Защитила докторскую диссертацию «Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте», по специальности «Теория языка».

2015

Награждена почетной грамотой Волгоградского государственного социально-педагогического университета за высокие достижения в профессионально-педагогической деятельности.

2016 – н.в.

Профессор кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН. Член редколлегии журнала «Экология языка и коммуникативная практика».

2017 – н.в.

Член редколлегии журнала «HYPOTHEKAI. Журнал по истории античной педагогической культуры».

Преподавание

Читает для студентов бакалавриата РУДН направления «Лингвистика» курс:

  • «Введение в теорию межкультурной коммуникации».

Куратор программы магистратуры «Теория коммуникации и синхронный перевод».

Читает для студентов магистратуры РУДН курсы:

  • «Практика перевода (первый иностранный язык)»;
  • «Психолингвистические основы синхронного перевода».

Автор пособий:

Волкова Я.А., Панченко Н.Н. Коммуникативные типажи: опыт системного описания: монография. — Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2022.

В монографии обсуждаются вопросы лингвоперсонологии, коммуникативной лингвистики, лингвокультурологии. Рассматриваются характеристики типизируемых личностей, выделяемых на основе специфики их коммуникативного поведения и классифицируемых в зависимости от приоритетной целеустановки. Адресуется филологам и широкому кругу исследователей, интересующихся вопросами коммуникативной деятельности человека говорящего.

Волкова Я.А. (в соавторстве). Лингвоэкология: проблемы и пути их решения: монография / под ред. А. П. Сковородникова, Г. А. Копниной. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2022.

В коллективной монографии представлены результаты лингвоэкологических исследований, выполненных в рамках различных научных школ, объединенных заботой о состоянии и функционировании русского языка в эпоху информационного противоборства, цифровизации и медиатизации современного общества. Освещено основное проблемное поле лингвоэкологии, намечены пути решения некоторых проблем.

Волкова Я.А. «Практикум по синхронному переводу (первый иностранный язык)». М.: РУДН, 2019.

Волкова Я.А. «Синхронный перевод в политике». М.: РУДН, 2019.

Волкова Я.А. «Синхронный перевод в бизнесе». М.: РУДН, 2019.

Волкова Я.А. «Синхронный перевод в образовании». М.: РУДН, 2019.

Волкова Я.А. «Психолингвистические основы синхронного перевода». М.: РУДН, 2019.

Волкова Я.А. «Психонейролингвистика и синхронный перевод». М.: РУДН, 2019.

Данные авторские пособия разработаны для студентов-магистров, обучающихся по направлению «Лингвистика», профиль «Теория коммуникации и синхронный перевод». Материалы, изложенные в работах, находятся в полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и с образовательным стандартом высшего образования РУДН по вышеназванному направлению и профилю подготовки.

Волкова Я.А., Пичугина В.К. «Марк Тулий Цицерон и современное образование: краснеет ли бумага у гуманитария?» М.: «Русское слово-учебник», 2018.

В монографии предпринята попытка охарактеризовать педагогическую концепцию древнеримского оратора, философа, политика и наставника не по должности, а по сути Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н.э.). Оригинальные идеи Цицерона о путях и способах построения образования, адекватного природе человека, его humanitas предопределили развитие западной педагогической традиции и оказали существенное влияние на традицию отечественную. Представление этих идей в монографии осуществлено с опорой на ключевые произведения отечественных авторов, составившее «золотой фонд» мировой литературы. Это позволило подчеркнуть насколько тонка грань между универсальностью и уникальностью, когда речь идет об античных текстах, предопределивших особенности современного художественно-педагогического канона.

Волкова Я.А., (в соавторстве). «Ценностная картина мира: лингвокультурные аспекты». Волгоград: «Научно-исследовательский институт «Парадигма», 2016.

В коллективной монографии представлены исследования, выполненные в рамках деятельности двух научно-исследовательских коллективов: научная лаборатория «Аксиологическая лингвистика» (ВГСПУ, Россия) и научно-исследовательский центр лингвосемиотики (ТУИЯ, КНР). Рассматриваются лингвокультурные ценности — высшие ориентиры поведения, отраженные в языковом сознании и коммуникативном поведении. Исследования ученых из России и Китая выполнены на материале русского, китайского, английского, немецкого, французского языков.

Волкова Я.А. «Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте». Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2014.

Дано комплексное описание деструктивного общения в когнитивно-дискурсивной парадигме языкознания. Определяется содержание понятия деструктивного общения, выявляются конструктивные признаки, предопределяющие основные пути его реализации. Предметом исследования являются общие и специфические характеристики различных типов деструктивного общения, а также языковая репрезентация деструктивности в межличностном общении в когнитивном и коммуникативном аспектах.

  • Открыла новое направление в исследовании деструктивности в языкознании – деструктивное общение. Дала определение понятия деструктивного общения с точки зрения теории коммуникации, которое можно выявить как в вербальном, так и невербальном выражении. Особый акцент делает на языковой репрезентации деструктивного общения в дискурсах различных лингвокультур.
  • Предложила развернутую характеристику деструктивного общения. Она включает в себя концепты эмоций как движущие мотивы деструктивной коммуникации. Среди базовых эмоций можно выделить гнев, ненависть, страх, ревность, зависть, агрессию и даже смех, проявления и метафоричность которых автор анализирует, в основном, на материале русскоязычных и англоязычных текстов художественной прозы и реальной коммуникации.
  • Исследовала скрытое деструктивное поведение, проанализировала различные формы реализации скрытой агрессии в коммуникации и их художественной интерпретации, описала функционирование различных типов жестов в деструктивном общении. Среди тактик деструктивного общения выделила игнорирование, коммуникационный садизм, моббинг и другие.
  • Продолжатель школы отечественных исследователей античных текстов. Предприняла попытку охарактеризовать педагогическую концепцию древнеримского оратора, философа, политика и наставника не по должности, а по сути Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). Оригинальные идеи Цицерона о путях и способах построения образования, адекватного природе человека, его humanitas предопределили развитие западной педагогической традиции и оказали существенное влияние на отечественную.

Научные интересы

  • Лингвистика эмоций.
  • Лингвоконцептология.
  • Аксиологическая лингвистика.
  • Дискурсология.
  • Межкультурная коммуникация.
  • Лингвоэкология.
  • История античной педагогической мысли.
В статье уточняется понятие дискоммуникации, определяется его место в ряду смежных понятий: коммуникативной неудачи и коммуникативного конфликта, предлагаются пути исследования дискоммуникации на дискурсивном уровне. В рамках концепции эмотивной экологичности коммуникации, разработанной В.И. Шаховским, предложена новая трактовка дискоммуникации как зонтичного термина, объединяющего разнообразные варианты неэффективного общения в результате неосуществления или неполного осуществления коммуникативного намерения и недостижения поставленных целей или их рассогласования. В межкультурном и интракультурном общении итоговая неэффективность и нерезультативность взаимодействия коммуникантов обусловлена рядом причин как лингвистического, так и экстралингвистического характера, среди которых нарушение этических норм и лингвоэкологичности общения; несоблюдение правил аргументации; применение манипулятивных стратегий и др. Неосуществление замысла адресанта иллюстрируется контекстами из русскоязычного судебного дискурса, демонстрирующими нарушения в целеполагании, несоблюдение правил аргументации (нарушение границ тезиса, обращение к некорректной аргументации и т. п.), неудачную вербализацию замысла. Расширение списка дискурсов для анализа дискоммуникации позволит в будущем выявить специфику ее реализации в различных речевых жанрах и типах общения, установить причины ее возникновения и создать рекомендации по ее преодолению. Я.А. Волковой и Н.Н. Панченко проанализированы существующие в научных парадигмах подходы к определению понятия дискоммуникации, дано рабочее определение, предлагаемое к использованию на дискурсивном уровне. Обоснован выбор судебного дискурса в качестве материала исследования институциональной специфики дискоммуникации. Н.К. Пригариной выделены основные причины возникновения дискоммуникации в судебном дискурсе, проведен анализ примеров дискоммуникации в судебном дискурсе.
В статье деструктивность рассматривается как фундаментальная коммуникативная категория, определяющая стратегии и тактики дискурсивного взаимодействия. Под деструктивным общением понимается вид коммуникации, направленной на причинение собеседнику морального и физического вреда и сопровождающейся чувством удовлетворения от страданий жертвы. В центре внимания авторов статьи –коммуникативные личности, практикующие деструктивное поведение в межличностном общении. Материалом исследования послужили 1 120 контекстов рефлексии, отобранных из русскоязычных художественных текстов, Национального корпуса русского языка, интернет-источников и публицистических текстов, а также данные опроса русскоязычных респондентов. В результате предложена классификация деструктивных коммуникативных типов личности на основании преобладающих в их поведении коммуникативных тактик. Установлено три типа деструктивных коммуникативных личностей: деструктивные коммуникативные личности, практикующие преимущественно инвективные тактики деструктивного общения (например, хам); деструктивные коммуникативные личности, практикующие преимущественно манипулятивные тактики деструктивного общения (шантажист); деструктивные коммуникативные личности, практикующие комбинированные инвективно-манипулятивные тактики деструктивного общения (ревнивец). Указанные тактики могут быть прямыми или косвенными. В анализируемом материале отмечено преобладание коммуникативного типа личности, практикующего преимущественно инвективные тактики деструктивного общения. Выделен тип потенциально деструктивной личности, коммуникативная интенция которой не является деструктивной, но коммуникативное поведение может быть квалифицировано как деструктивное с точки зрения адресата и/или наблюдателя.
В статье с опорой на положение о вариативности ценностей в определенные исторические эпохи установлено, что коммуникативные и эмоциональные ценности в русской лингвокультуре на современном этапе претерпевают изменения, которые обусловливаются социальными и культурными процессами и трансформируют существующую систему ценностей. Внимание авторов сосредоточено на таких коммуникативных ценностях, как правда и скромность. На материале Национального корпуса русского языка, интернет-форумов и примеров наблюдений за живым разговорным общением показано, что в современном русскоязычном сознании правдивое и скромное коммуникативное поведение осмысливается и оценивается несколько иначе, чем раньше: оно перестает быть безусловным и абсолютным морально-нравственным ориентиром. Выявлено, что трансформации подвержена ценность эмоций. В качестве примера таких изменений рассмотрена инверсия лингвокультурной ценности гнева, являющегося одной из универсальных человеческих эмоций. На материале современных художественных фильмов сделан вывод о том, что гнев и другие деструктивные эмоции главного героя осознаются как конструктивная сила, изменяющая мир к лучшему, а их положительная оценка обусловливает подобное поведение в реальной жизни как социально одобряемое.
The article analyzes Marcus Tullius Cicero’s speeches, writings and letters of different years, in which he touches upon the issue of education through culture in the educational space of the ancient city. Expressing his opinion on the theatre, poetry and art (in the broad sense of the world, including the art of living and the art of speech), Cicero not only emphasized the educational power of culture, but also pointed to its educational weakness, which takes place if the functions of culture are reduced to mere entertainment.
Концепция образования через культуру Марка Туллия Цицерона (2020). History of Education and Children’s Literature. Том 15, выпуск 2, с. 389-406
В статье анализируются выступления, сочинения и письма Марка Туллия Цицерона разных лет, в которых он затрагивает проблему образования через культуру в образовательном пространстве древнего города. Выражая свое мнение о театре, поэзии и искусстве (в широком смысле слова, включая искусство жизни и искусство речи), Цицерон не только подчеркивал воспитательную силу культуры, но и указывал на ее образовательную слабость, которая происходит, если функции культуры сводятся к простому развлечению.
В статье исследуется вербализация одного из ключевых концептов английской национальной концептосферы ДОМ/HOUSE в романе П. Лайвли «Дом на Норэм-Гарденс». Исследование основано на трехкомпонентной модели концепта, разработанной В.И. Карасиком, а также методе лингвоконцептуального анализа, который включает в себя следующие этапы: 1) определение и этимологический анализ лексемы house ‘дом’; 2) анализ лексических и фразеологических единиц, репрезентирующих концепт в языке; 3) контекстуальный анализ корпуса контекстов, в которых используется лексема house. Традиционная вербализация концепта ДОМ/HOUSE сопоставляется с индивидуальной авторской, которая выводится через аналогичный анализ авторских контекстов. В романе прослеживается определенное расширение значения основных компонентов - концепт ДОМ/HOUSE приобретает основные черты концепта ДОМ/ HOME. Метод лингвоконцептуального анализа также позволяет выявить множество образов, связанных с идеей дома. Используемые автором метафорические модели «дом - музей», «дом - жизнь», «дом - динозавр/монстр» дополняют концептуализацию дома как важнейшей ценности английской культуры. Исследуемый концепт основывается на архаичном понимании дома как «своего», внутреннего, освоенного пространства, которому противостоит странное, внешнее пространство хаоса. Все это подтверждает наличие в концепте ДОМ/HOUSE ярко выраженного ценностного компонента в английской лингвокультуре. Проведенный анализ позволяет предположить, что процедура лингвоконцептуального анализа индивидуальных авторских концептов открывает перспективы для дальнейшего изучения индивидуально-авторских концептов в современной англоязычной литературе с последующим сравнительным исследованием на межкультурной основе.
In the writings of the Ancient Roman philosopher, politician and orator Mark Tullius Cicero, the necessity to relate the nature of statehood, the nature of man, the nature of law, and the nature of society becomes a pedagogical principle, on the basis of which the philosophy of education should be built. Cicero advances an original concept of education as an institution which protects both the state and the person. Thus, he actually forms the area that we now call the ecophilosophy of education. Cicero is close to Socrates' pedagogy with its need to take care of the self through education in the city, which lives an active political life and represents a small-scale copy of the world. Reasoning upon this in On the Nature of the Gods and the Tusculan disputations, Cicero outlines two strategies of educational care of the self: for those who are directly involved in the political life of Rome, and for those who have deliberately retreated from the city and preferred scholarly leisure to politics. Praising Socrates for making philosophy useful for the city, Cicero is eager to do the same with the philosophy of education. His initial message is that a person is not born with full knowledge of his surrounding and inner nature; he is only able to acquire this knowledge through education. Cicero's legacy is an experience of an ecophilosophical interpretation of modern education, which he views simultaneously as a necessity, a need and a duty to carefully create himself through others.
Волкова Я.А., Пичугина В.К. Экофилософия образования Марка Туллия Цицерона: образование в городе и для города (2020). Диалог со временем. Выпуск 72, с. 346-358
В трудах древнеримского философа, политика и оратора Марка Туллия Цицерона необходимость соотнести природу государственности, природу человека, природу права и природу общества становится педагогическим принципом, на основе которого философия образования должна быть построена. Цицерон выдвигает оригинальную концепцию образования как института, защищающего и государство, и личность. Таким образом, он фактически формирует область, которую мы теперь называем экофилософией образования. Цицерон близок к педагогике Сократа с ее потребностью заботиться о себе через образование в городе, который живет активной политической жизнью и представляет собой уменьшенную копию мира. Обосновывая это в своих книгах «О природе богов» и «Тускуланских диспутах», Цицерон выделяет две стратегии воспитательной заботы о себе: для тех, кто непосредственно вовлечен в политическую жизнь Рима, и для тех, кто сознательно покинул город и предпочитал академический досуг политике. Восхваляя Сократа за то, что он сделал философию полезной для города, Цицерон стремится сделать то же самое с философией образования. Его исходное послание состоит в том, что человек не рождается с полным знанием своей окружающей и внутренней природы; он может получить эти знания только через образование. Наследие Цицерона - это опыт экофилософской интерпретации современного образования, которое он рассматривает одновременно как необходимость, потребность и обязанность тщательно создавать себя через других.
This is an overview of the presentations and discussions conducted in the framework of the same-name international seminar, organized by the department of philosophy of the Institute of philosophy and law SB RAS (Novosibirsk). This seminar is the second in a series of seminars where a wide range of issues relating to historical-pedagogical, historical-archaeological, and philosophical-anthropological research of the formation, development and evolution of urban educational spaces are discussed, each of them being a localization of a particular anthropological practice.
Волкова Я.А., Пичугина В.К. Антропология античного полиса: пространство и городские практики. Международный семинар (2019). ΣΧΟΛΗ (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. Том 13, №1, с.382-385
Данный обзор представляет собой отклик на выступления и дискуссии, имевшие место на одноименном международном семинаре, организованном отделом философии Института философии и права СО РАН. Данный семинар стал вторым в серии семинаров, на которых обсуждался широкий круг вопросов, касающихся историко-педагогического, историко-археологического и философско-антропологического исследования становления, развития и эволюции городских образовательных пространств, каждое из которых является местом локализации той или иной антропопрактики.
Волкова Я.А., Панченко Н.Н. Дискурсивная вариативность концептов деструктивных эмоций (2018). Вестник Российский университет дружбы народов. Серия: Лингвистика. Том 22, №1, с.175-194
Целью данной статьи является выявление изменений в концептуализации деструктивных эмоций, что обусловлено изменениями в их понимании и оценке социумом. В статье рассмотрены такие эмоциональные концепты, как гнев, ревность, презрение; выделенные инвариантные значения номинирующих их лексем сопоставлены с их актуализацией в контекстах художественной и публицистической литературы в синхроническом и диахроническом срезах. Исследование вербализации эмоциональных деструктивных концептов позволило авторам выявить их различную вариативность, обусловленную, во-первых, пересечением и взаимопроникновением ассоциативных смыслов в периферийной семантике концептов, и, во-вторых, дискурсивной реализацией их номинантов, отражающей трансформации коннотативных значений. Делается вывод, что модификации коннотативных значений анализируемых лексем обусловлены динамикой и инверсией эмоциональных ценностей, связанных с отношением в социуме к определенным эмоциям, в частности деструктивным, и отражающих сдвиг в ценностных установках языковой личности.
The aim of this article is to give a general idea of how emotion concepts and meanings of Russian emotion words denoting destructive emotional states change in discourse, reflecting changes in people's understanding and evaluation of destructive emotions. The article focuses on changes in the terms for the specific emotions of gnyev ‘anger', revnost' ‘jealousy', prezreniye ‘contempt'. The identified in-variant meanings of these lexemes are compared to their actualization in imaginative literature and publicistic contexts both synchronically and diachronically. The study of verbalization of emotional destructive concepts allowed the authors to identify their variability due to, firstly, overlapping and interpenetration of associative meanings in the peripheral semantics of the concepts, and, secondly, the discursive realization of their names, reflecting the transformation of connotative meanings. The article concludes that the modification of the connotative meanings of emotion words results from the dynamics and inversion of linguo-cultural values associated with the attitude in a society to certain emotions, namely destructive ones, which reflect the shift in value orientation of the language personality.
Исследована тема педагогического наследия древнеримского политика, оратора и философа Марка Туллия Цицерона в содержании высшего гуманитарного образования. В статье представлен обзор того, какое отражение педагогическое наследие Цицерона нашло в учебниках, учебных пособиях, антологиях и хрестоматиях по истории педагогики и образования для студентов гуманитарных профилей высшей школы прошлого и нынешнего столетия. Сделан авторский вывод о значении педагогического наследия Цицерона для современности, определены его роль и место в высшем гуманитарном образовании.