Волкова Яна Александровна
«Половина проблем этого мира была бы решена, если бы люди умели эффективно общаться, поэтому я изучаю теорию коммуникации».
С отличием окончила факультет иностранных языков Волгоградского государственного педагогического университета (ныне – Волгоградский государственный социально-педагогический университет, ВГСПУ) по специальности «Английский и немецкий языки».
Защитила кандидатскую диссертацию «Отражение в языке агрессивных состояний человека (на материале англо- и русскоязычных художественных текстов)», по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание».
Доцент кафедры иностранных языков Волгоградского государственного технического университета.
Доцент, профессор кафедры языкознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Защитила докторскую диссертацию «Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте», по специальности «Теория языка».
Награждена почетной грамотой Волгоградского государственного социально-педагогического университета за высокие достижения в профессионально-педагогической деятельности.
Профессор кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН. Член редколлегии журнала «Экология языка и коммуникативная практика».
Член редколлегии журнала «HYPOTHEKAI. Журнал по истории античной педагогической культуры».
Преподавание
Читает для студентов бакалавриата РУДН направления «Лингвистика» курс:
- «Введение в теорию межкультурной коммуникации».
Куратор программы магистратуры «Теория коммуникации и синхронный перевод».
Читает для студентов магистратуры РУДН курсы:
- «Практика перевода (первый иностранный язык)»;
- «Психолингвистические основы синхронного перевода».
Автор пособий:
Волкова Я.А., Панченко Н.Н. Коммуникативные типажи: опыт системного описания: монография. — Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2022.
В монографии обсуждаются вопросы лингвоперсонологии, коммуникативной лингвистики, лингвокультурологии. Рассматриваются характеристики типизируемых личностей, выделяемых на основе специфики их коммуникативного поведения и классифицируемых в зависимости от приоритетной целеустановки. Адресуется филологам и широкому кругу исследователей, интересующихся вопросами коммуникативной деятельности человека говорящего.
Волкова Я.А. (в соавторстве). Лингвоэкология: проблемы и пути их решения: монография / под ред. А. П. Сковородникова, Г. А. Копниной. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2022.
В коллективной монографии представлены результаты лингвоэкологических исследований, выполненных в рамках различных научных школ, объединенных заботой о состоянии и функционировании русского языка в эпоху информационного противоборства, цифровизации и медиатизации современного общества. Освещено основное проблемное поле лингвоэкологии, намечены пути решения некоторых проблем.
Волкова Я.А. «Практикум по синхронному переводу (первый иностранный язык)». М.: РУДН, 2019.
Волкова Я.А. «Синхронный перевод в политике». М.: РУДН, 2019.
Волкова Я.А. «Синхронный перевод в бизнесе». М.: РУДН, 2019.
Волкова Я.А. «Синхронный перевод в образовании». М.: РУДН, 2019.
Волкова Я.А. «Психолингвистические основы синхронного перевода». М.: РУДН, 2019.
Волкова Я.А. «Психонейролингвистика и синхронный перевод». М.: РУДН, 2019.
Данные авторские пособия разработаны для студентов-магистров, обучающихся по направлению «Лингвистика», профиль «Теория коммуникации и синхронный перевод». Материалы, изложенные в работах, находятся в полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и с образовательным стандартом высшего образования РУДН по вышеназванному направлению и профилю подготовки.
В монографии предпринята попытка охарактеризовать педагогическую концепцию древнеримского оратора, философа, политика и наставника не по должности, а по сути Марка Туллия Цицерона
В коллективной монографии представлены исследования, выполненные в рамках деятельности двух научно-исследовательских коллективов: научная лаборатория «Аксиологическая лингвистика» (ВГСПУ, Россия) и научно-исследовательский центр лингвосемиотики (ТУИЯ, КНР). Рассматриваются лингвокультурные ценности — высшие ориентиры поведения, отраженные в языковом сознании и коммуникативном поведении. Исследования ученых из России и Китая выполнены на материале русского, китайского, английского, немецкого, французского языков.
Дано комплексное описание деструктивного общения в когнитивно-дискурсивной парадигме языкознания. Определяется содержание понятия деструктивного общения, выявляются конструктивные признаки, предопределяющие основные пути его реализации. Предметом исследования являются общие и специфические характеристики различных типов деструктивного общения, а также языковая репрезентация деструктивности в межличностном общении в когнитивном и коммуникативном аспектах.
- Открыла новое направление в исследовании деструктивности в языкознании – деструктивное общение. Дала определение понятия деструктивного общения с точки зрения теории коммуникации, которое можно выявить как в вербальном, так и невербальном выражении. Особый акцент делает на языковой репрезентации деструктивного общения в дискурсах различных лингвокультур.
- Предложила развернутую характеристику деструктивного общения. Она включает в себя концепты эмоций как движущие мотивы деструктивной коммуникации. Среди базовых эмоций можно выделить гнев, ненависть, страх, ревность, зависть, агрессию и даже смех, проявления и метафоричность которых автор анализирует, в основном, на материале русскоязычных и англоязычных текстов художественной прозы и реальной коммуникации.
- Исследовала скрытое деструктивное поведение, проанализировала различные формы реализации скрытой агрессии в коммуникации и их художественной интерпретации, описала функционирование различных типов жестов в деструктивном общении. Среди тактик деструктивного общения выделила игнорирование, коммуникационный садизм, моббинг и другие.
- Продолжатель школы отечественных исследователей античных текстов. Предприняла попытку охарактеризовать педагогическую концепцию древнеримского оратора, философа, политика и наставника не по должности, а по сути Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). Оригинальные идеи Цицерона о путях и способах построения образования, адекватного природе человека, его humanitas предопределили развитие западной педагогической традиции и оказали существенное влияние на отечественную.
Научные интересы
- Лингвистика эмоций.
- Лингвоконцептология.
- Аксиологическая лингвистика.
- Дискурсология.
- Межкультурная коммуникация.
- Лингвоэкология.
- История античной педагогической мысли.