Роль в модернизации российского образования

Роль в модернизации российского образования

Придя в сентябре 1998 года (после «дефолта» августа 1998 года) в Правительство Примакова Е.М., под руководством и при поддержке вице-премьера В.И. Матвиенко, В.М. Филиппову удалось вначале организовать работу по стабилизации ситуации в российском образовании.

В 1999 году (после 7 лет безуспешных попыток других Правительств РФ) Правительством России была принята, а затем утверждена Законом РФ «Федеральная программа развития российского образования на 2000-2004 гг.», которая предусматривала ежегодное выделение существенных государственных средств на развитие российского образования в дополнение к текущему финансированию.

По инициативе и под руководством В.М.Филиппова была затем начата активная модернизация российского образования. В январе 2000 года в Москве, в Кремле, проведен (после 12-ти летнего перерыва, при 5000 делегатов) Всероссийский съезд работников образования, при участии В.В. Путина, где были определены проблемы российского образования и намечены основные пути его обновления. На Съезде была одобрена Национальная Доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная затем Правительством РФ.

В 2001 году, под руководством В.М. Филиппова была разработана, а затем при поддержке Президента России В.В. Путина, была рассмотрена и одобрена Госсоветом РФ и утверждена Правительством РФ Программа «Модернизация российского образования на период до 2010 года», которая предусматривала («Вестник образования», март 2003г. — «Модернизация российского образования):

  • информатизацию школьного образования: компьютеризацию школ, создание необходимого программного обеспечения для общего среднего образования, повышение квалификации педагогов в сфере ИКТ;
  • разработку новых стандартов общего среднего образования, предусматривающих реальную разгрузку содержания общего среднего образования, повышение акцента на здоровый образ жизни детей путем реорганизации преподавания физкультуры и развития новых форм организации спорта в образовательных учреждениях;
  • начало изучения иностранных языков со 2 класса; овладение двумя иностранными языками по итогам полной средней школы;
  • введение профильного обучения в старших классах полной средней школы;
  • оптимизацию сети сельских школ и реализацию Программы «Школьный автобус»;
  • упорядочение издания школьной учебной литературы с целью повышения ее качества;
  • введение многобалльной системы оценок знаний учащихся;
  • перевод оплаты труда общеобразовательных школ с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации;
  • разработку нормативно — подушевого финансирования общего среднего образования, с учетом специфики малокомплектных и специализированных видов школ;
  • оснащение всех средних школ России спортивным инвентарем и художественной литературой;
  • перевод всех школ России в статус юридических лиц;
  • введение новых статусов образовательных учреждений;
  • создание попечительских советов в общеобразовательных школах и в вузах;
  • улучшение организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
  • введение ЕГЭ — Единого государственного экзамена и создание системы приема в вузы на основе региональных, вузовских и общероссийских Олимпиад;
  • введение целевого приема в высшие учебные заведения;
  • существенное увеличение средств на ремонт и содержание студенческих общежитий для расширения возможностей приема иногородних студентов;
  • стратификацию учреждений высшего образования, выделение различных категорий ведущих вузов;
  • разработку нового поколения стандартов всех уровней профессионального образования — начального, среднего и высшего профессионального образования;
  • интеграцию российской системы высшего образования с европейской системой высшего образования — в 2000 году Россия ратифицировала Лиссабонскую Конвенцию Совета Европы/ЮНЕСКО о признании документов в сфере высшего образования, а в 2003 году стала участником общеевропейского «болонского процесса» (Берлин, сентябрь 2003 года);
  • переход в РФ на многоуровневую систему высшего образования (систему «бакалавр-магистр»), введение системы «кредитов» — «зачетных единиц»;
  • оптимизацию, сокращение перечня профессий и специальностей всех уровней профессионального образования;
  • проведение мониторинга состояния материально-технической обеспеченности образовательных учреждений и осуществление, на основе многоканального финансирования, оснащения образовательных учреждений типовыми комплектами учебной техники, оборудования и приборов;
  • введение, наряду с академическими, системы социальных стипендий студентам из малообеспеченных семей;
  • создание системы государственного образовательного кредитования для студентов вузов;
  • разработку различных видов медико-психолого-педагогического сопровождения инвалидов и создание безбарьерной среды общения и жизнедеятельности инвалидов в образовательных учреждениях;
  • создание независимой системы аттестации и контроля качества образования на всех уровнях системы образования;
  • создание ряда электронных образовательных порталов как для общего среднего образования, так и в сфере высшего образования, а также общероссийской информационно-поисковой электронной библиотеки высшего образования ;
  • введение на федеральном и региональном уровнях уполномоченных по правам детей;
  • прогнозирование потребностей рынка труда — определение структуры приема учащихся в учреждения НПО — СПО — ВПО; создание в каждом субъекте РФ Советов по комплексному развитию профессионального образования и подготовке кадров.
  • создание в каждом вузе и на общероссийском уровне системы, в том числе — информационной, поддержки трудоустройства выпускников ВПО, СПО,НПО.