Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования

Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования

18 января в Институте иностранных языков РУДН на кафедре теории и практики иностранных языков состоялось очередное заседание научно-методического семинара «Лингводидактические вопросы языкознания». С докладом на тему  «Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования» выступил старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных


18 января в Институте иностранных языков РУДН на кафедре теории и практики иностранных языков состоялось очередное заседание научно-методического семинара «Лингводидактические вопросы языкознания». С докладом на тему  «Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования» выступил старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков, кандидат филологических наук И.С. Самохин.
Доклад был посвящён отношению общества к учащимся с ограниченными возможностям здоровья (ОВЗ) в современной России. Актуальность выбранной темы обусловлена действием международной Конвенции о правах инвалидов и реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Проанализированы экспериментальные данные, приведённые в пяти диссертационных работах, в которых проблема образовательной инклюзии рассматривается сквозь призму трёх наук: педагогики, психологии и социологии. Автор статьи отметил некоторое повышение уровня толерантности, но при этом указал на целесообразность проведения новых экспериментов. Кроме того, была высказана мысль о том, что в условиях инклюзивного образования основой педагогической терпимости являются добродушие и моральный релятивизм.
Основные выводы, поддержанные подавляющим большинством участников:
1)    Необходимо проведение новых экспериментов, связанных с определением уровня толерантности в отношении учащихся с ОВЗ;
2)    в современном обществе инклюзивная «философия» имеет многие признаки идеологии: существует в виде законов и манифестов, претендует на абсолютную истину, апеллирует к общечеловеческим ценностям, воздействует на эмоции, не отличается принципиальной глубиной и оригинальностью.
Пункты, вызвавшие оживлённую дискуссию:
1)    утверждение, в соответствии с которым основой педагогической терпимости в новых условиях являются естественное добродушие и моральный релятивизм (принцип, отрицающий абсолютный характер морали, подчёркивающий «условность и ситуативность моральных норм»);
2)    призыв отличать терпимость от доброты, отзывчивости и доброжелательности
Окончательное мнение:

по пункту 1 – признать естественное добродушие и моральный релятивизм важными составляющими педагогической толерантности, но не её основой;
по пункту 2 – по возможности разграничивать понятия «терпимость» и «толерантность»; признать отзывчивость и доброжелательность составляющими терпимости.

Новости
Все новости
О РУДН
16 декабря 2020
РУДН в Топ-50 рейтинга QS University Rankings: Emerging Europe & Central Asia 2021

РУДН на 43 месте в рейтинге QS University Rankings: Emerging Europe & Central Asia 2021. Российский университет дружбы народов продемонстрировал лучшие результаты в категориях: доля иностранных студентов, соотношение преподавательского состава и студентов, международные научные связи и репутация среди работодателей.

О РУДН
08 декабря 2020
РУДН — единственный российский университет в топ-50 мирового рейтинга UI GreenMetric 2020

7 декабря представлены результаты UI GreenMetric 2020 — мирового рейтинга экологической устойчивости университетов. РУДН — единственный российский университет, который вошел в топ-50 рейтинга, заняв 42-ю позицию среди 912 вузов мира, и в очередной раз утвердив позицию самого «зеленого» университета России. РУДН также признали самым активным национальным координатором сети UI Greenmetric World University Rankings. Эту награду ежегодно получает только один вуз в мире.

О РУДН
02 ноября 2020
Чат РУДН в WhatsApp

РУДН запустил официальный Чат в WhatsApp, где можно получить ответы на вопросы по поступлению, обучению, переводу в РУДН, проживанию в кампусе, условиях заказа справок и узнать контактную информацию подразделений.