«Кто на новенького?» - чем запомнился четвертый день олимпиады по русскому языку
«Кто на новенького?» - чем запомнился четвертый день олимпиады по русскому языку
4 апреля – первый день без конкурсных заданий для финалистов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Участникам можно выдохнуть: в программе – экскурсия по центру Москвы, конкурс знатоков, лектории и мастер-классы тележурналистов и психологов. Для жюри, наоборот, это день напряженной работы – появляются первые очертания «турнирной таблицы» олимпиады.

Конкурс знатоков русского языка провели председатель жюри олимпиады д.ф.н. Андрей Владимирович Григорьев и профессор МПГУ Антонина Вячеславовна Орлова.

На удивление, для правильных ответов необходимо было владеть междисциплинарными знаниями по химии, математике, истории и других областей – например, о кино. Так, трудности возникли при ответе на вопрос «Что у Мальвины в голове?». В подсказки даны были видеоряды из мультфильма «Чип и Дэйл спешат на помощь» и отрывок «Песни о шпаге» в исполнении Андрея Миронова. Верный ответ смогли найти лишь с подсказками руководителей команд. Оказывается, надо обратить внимание на звукоподражание: одного из героев мультика зовут Вжик, а в песне есть слова «вжик-вжик-вжик – уноси готовенького!». А у Мальвины в голове были бзики.

Конкурс показал русский язык с необычной стороны. Родственность слов «базилик, василек, Василий, базилика» и фамилий членов жюри Максима Федотова и Вячеслава Ходуса, особенности поэтим Шаповала, 

Программа конкурса – это не только лингвистические головоломки, но и творческая программа от участников олимпиады.  Песня «Солнышко» в исполнении Полина Клименко, «Прелюдия №4» Дмитрия Шостаковича на фортепиано в исполнении Елизаветы Кравчук, стихотворение Марины Цветаевой «Сини подмосковные холмы» в прочтении Анастасии Васяткиной… Талантливые люди воистину талантливы во всем!

Абсолютными знатоками русского языка по итогам конкурса стали Дарья Парамонова из Московской области и Евгения Минеева из Санкт-Петербурга, а призерами – 6 ребят из Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Курска и других городов. 

Какие «soft skills», или «гибкие навыки», могут быть интересны для финалистов олимпиады? Своим опытом поделились практикующие профессионалы: тележурналист, психолог Ирина Вакуловская и директор центра «Одаренность» РУДН Гузалия Фазылзянова.

Ирина Вакуловская поделилась тонкостями мастерства телеведущего, начав с авторского видео “Секрет визуального образа преподавателя или модератора”, в котором изнутри отражена работа участников съемочного процесса: актеров, ведущих, операторов, стилистов, гримеров... Отдельная сложность – работа с героем в кадре.

«Необходимо еще до начала записи создать положительный образ оратора, иначе его будут считать неприятным или странным”, – подчеркнула Ирина Вакуловская. 

Огромное значение имеют поведенческие навыки публичного человека и его внешний вид: телевизионный грим не должен давать «плоскую» картинку, а рубашки и пиджаки в горошек и полоску – под запретом. Чтобы выходить к зрителю уже уверенным и убедительным, стоит научиться бороться со стрессовыми ситуациями.  Эксперт показала простую и быструю технику: надо глубоко вдохнуть, задержать воздух, максимально напрячь все мышцы тела, а потом через слегка приоткрытые губы сделать выход и расслабиться. Повторить 3 раза. Финалисты олимпиады попробовали – по залу прошелся удивленный гул. Техника работает!

Гузалия Фазылзянова посвятила выступление значимости образного мышления в повседневной жизни человека. Так, художественные техники помогают при записи лекций всем, чья профессия связана с творчеством и искусством. Эксперт показала примеры конспектов в разных формах. Например, видеоролик в формате сторителлинга, который помогает воспринимать информацию путем динамичной визуализации. Или яркая инфографика в виде графика эмоций – эту технику еще называют “mind map”. Одним из удачных примеров такой “ментальной карты” может быть схема московского метрополитена. Особенно бурную реакцию о олимпиадников вызвал анимированный 3D-ролик с разбором персонажей и событий из произведений Н.В. Гоголя “Мертвые души” и Л.Н. Толстого “Война и мир” в мини-сюжетах, схемах и таблицах. Этот метод был разработан, чтобы школьники могли соотнести свои эмоции от хронологии действий и поступков героев. Лектор показала, как можно творчески подходить к конспектам. Гузалия Фазылзянова привела в пример скетчи студентов-дизайнеров, которые используют в своих записях 5 элементов: круг, квадрат, треугольник, линия и точка. Такое кодирование полезно для быстрого запоминания любой информации. 

Занимательная лекция закончилась не менее занимательной игрой. Олимпиадники поделились на 4 команды. Каждая получила плакаты, на которых учителя заранее нарисовали иллюстрации к отрывкам текста.  5 минут на размышления – и надо дать версию. Творческий подход объединил и финалистов из разных регионов России, и их сопровождающих.

Теги: образование жизнь в РУДН