Милота, ВКонтакте, единорог… От древнерусского до нейролингвистики. Самое яркое Олимпиады по русскому – глазами финалистов
Милота, ВКонтакте, единорог… От древнерусского до нейролингвистики. Самое яркое Олимпиады по русскому – глазами финалистов
РУДН принял 236 финалистов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Участники поделились с нами мыслями о самых сложных заданиях, о приметах, о самых стыдных ошибках и о самом любимом в русском языке.

Анастасия Иванова, 10 класс, г. Ярославль,
Средняя школа № 43 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением немецкого языка

Стала победителем в этом году. На следующей неделе держит курс на финал по литературе в Калининграде. В прошлом году выиграла олимпиаду по естествознанию. Считает, что между русским языком и естествознанием из общего – философия и логика. Думает связать свою жизнь с компьютерной лингвистикой.

В чем основные секреты подготовки победителя? На какие жертвы пришлось пойти?
Надо было так много читать, что мне даже предоставили свободное посещение в школе на пару недель.  И я убедилась, что просто поддержка друзей – это лучшая мотивация.
Вообще, мне кажется, что для победы достаточно того, чтобы основную программу преподавали на хорошем уровне. И если тебе интересен сам язык, его история и закономерности развития, то надо пробовать свои силы в олимпиаде.

Какие задания олимпиады запомнились?
Сложно было отгадать средство художественной выразительности из задания первого тура. Было дано, что первый корень – как и в слове из геометрии, дословно переводящемся «идущий рядом». Я догадалась, что это «параллельный». А корень второго слова используется для обозначения какого-то большого класса предметов. До сих пор не знаю ответ, что за термин был загадан – 2 слова, первое из которых должно быть «параллельный».
Интересно было переводить с древнерусского. Там каким-то образом попался единорог, и это сильно смутило. Мы потом разбирали задание. Единорогом у нас назывался красивый конь. Но, может, и не он имелся в виду.

Признайся, какие трудности с русским языком у тебя бывают?
Наверное, пунктуация: двоеточие и тире, запятые. Надо знать много деталей. А еще в прошлом году обнаружились трудности с лексикой. На олимпиаде было задание со словом «поджарый», а я не знала, что это значит. Из постоянных ошибок – никак не могу запомнить ударение в слове «жалюзи».
Из курьёзов - я в детстве писала букву «р» обратной стороной. Когда была маленькой, вообще «выдумала» свой язык – читала слова задом наперед и думала, что это большое открытие.

Какие связанные с Олимпиадой приметы и суеверия знаешь?
Каждый год что-то новое появляется. В этом году одна девочка запостила фразу «ять на аве – всеросс в кармане». И многие поставили просто букву «ять» на свою аватарку в ВК. В прошлом году было нужно репостнуть запись «Если не репостнешь, то завалишь фонетику от Князева». Сейчас жалею, что это не сделала – считаю, что фонетику я завалила.

3 самых добрых и самых любимых слова русского языка?
Дружба, любовь, милота. А любимые: олимпиада, еда, кукушка.

Любимый фразеологизм?
Бороться и искать, найти – и не сдаваться.


Максим Барганов, 10 класс, Москва, Лицей «Вторая школа»

Победил в этом году, хотя признаётся, что он не теоретик языка. На следующей неделе участвует в финале олимпиады по английскому.

В чем основные секреты подготовки победителя?
Олимпиаду по русскому языку решил написать впервые в этом году – и всё получилось. Это может звучать банально, но я даже особо не готовился к отборочным этапам. А ближе к финалу пришлось много читать специальную литературу, решать варианты прошлых лет – на это ушел весь март.

Какие задания олимпиады запомнились?
Понравились задания по нейролингвистике и про корпусную лингвистику. Нужно было находить ошибки в речи людей, страдающих афазией. А в задании о корпусе русского языка нужно было понять, почему он в заданной ситуации работает неправильно. Это было ново и необычно. Легче всего мне показалось задание на определение буквы «ё» и «е». Оно и оценивалось по баллам меньше всего.
Вообще, первый тур мне показался сложнее. Там было больше заданий, и я не всё успел – последний час был самым напряжённым. К тому же там были очень разнообразные задания, для решения которых требовались и специальные фоновые знания.  

Признайся, какие трудности с русским языком у тебя бывают?
Мне плохо даются аспекты семантики, потому что там нужно учить очень много терминов. Надо уметь различать оттенки смыслов, коннотации… От этого у меня голова взрывается. А из практики – часто путаю, как правильно – свёкла?
У меня были и откровенные неудачи в области лингвистики. Я 3 раза пытался отобраться на международную олимпиаду, но получилось только в этом году.

3 самых добрых и самых любимых слова русского языка?
Котенок, щенок и ежик. Люблю животных. А любимые слова – некорректный, квинтэссенция, лингвистика.

Любимый фразеологизм?
Каждая кухарка может управлять страной.


Андрей Петров, г. Санкт-Петербург, 11 класс, гимназия № 610 "Санкт-Петербургская классическая гимназия»

Участвует в финале олимпиады не первый раз. К победе готовился без репетиторов.

В чем главные секреты подготовки к финалу олимпиады?
У меня замечательный учитель русского языка и литературы, который на протяжении нескольких лет готовил меня. Я считаю, что самое главное – читать много хорошей литературы. А еще мне лично особенно помогло решение вопросов прошлых лет – они показывают, как работают лингвистические задачи, в каком направлении стоит думать.


ПРИЗЕРЫ

Алексей Бакланов, 11 класс, п. Зональная Станция, Томская область, Зональненская средняя общеобразовательная школа

Участвует в олимпиаде второй раз. Прошлый год не дал особых результатов, а этот принес призовое место. Также Алексей примет участие в олимпиаде по географии – по его мнению, между русским языком и географией можно найти много общего.

Какие задания олимпиады запомнились?
Сложно дались старинные типы спряжения – к ним еще нужно было самостоятельно подбирать слова. Мне кажется, это задание на озарение: если придет что-то стоящее в голову – сразу пиши, а если нет – значит, и логически не додумаешь.
Интересно было решать задание про слово «ВКонтакте» в первом туре. Это название социальной сети, и оно должно писаться в кавычках и не изменяться. Но часто встречаются варианты: предлог «в» отрывается, сама лексема «контакт» используется без кавычек. Я сам использую аббревиатуру «ВК» - так проще.

Признайся, какие трудности с русским языком у тебя бывают?
Спряжения глаголов мы учили еще в 6м классе, но до сих пор они вызывают у меня некоторые сложности. А труднее всего даётся грамматика - синтаксис и морфология, потому что и не всегда могу понять, почему так строится предложение, откуда такое словоизменение.
Бывают и такое, что в речи проскакивают ошибки, которые никак не удаётся искоренить. Например, я город Кишинёв несколько лет упорно называл то КИшинёв, то КишИнёв и никак не мог поверить, что ударение на букву ё, потому что мне казалось, что это слишком по-русски.

Какие связанные с олимпиадой приметы и суеверия знаешь?
За ночь до олимпиады у нас было открыто окно в комнате, и я слышал с улицы крики «халява, помоги». Возможно, это помогает не только студентам, но и олимпиадникам.

Что запомнилось из внеконкурсной программы олимпиады?
Во время выставки землячеств РУДН мне удалось пообщаться с представительницей Албании. Мы поговорили о политике, об архитектуре Албании, об объектах ЮНЕСКО. Не каждый же день выпадает случай поговорить с европейцем по-русски.

3 самых добрых и самых любимых слова русского языка?
Красиво, милота, ласковость А любимые: дефенестрация, абие, самоё.

Любимый фразеологизм?
Сыграть в ящик.


Полина Малахова, 10 класс, г. Пенза, 4 гимназия

Участвует уже второй раз. В этом году она поставила себе цель просто получить удовольствие – и в итоге опять стала призером.

Какие задания олимпиады запомнились?
Был дан список частотных слов, и смысл был в том, что они чаще всего пишутся с буквой ё, но я до этого не додумалась.
Мне понравилось задание, где надо было анализировать ошибки людей. Очень интересно, как это связано с работой мозга. Например, некоторые автоматически используют неправильные падежи – это связано с расстройством на разных этапах формирования речевого высказывания.
А еще мы анализировали, как люди чаще пишут и произносят «всеросс». С одной «С» или с двумя? Куда ставят ударение? Я произношу всЕрос и пишу с одной «С». И мы это рассматривали с точки зрения теории лингвистики, все так по-серьёзному.

Признайся, какие трудности с русским языком у тебя бывают?
Часто путаю, слитно или раздельно пишутся наречия. В школе рисовали большую табличку на целый разворот. Это пугало еще больше. Так и не поняла, как это работает.
Самая большая неудача в русском языке для меня — это написать диктант на «4». А самое сложное – удержаться от раздражения, когда слышу, как говорят «звОнит».

Какие связанные с Олимпиадой приметы и суеверия знаешь?
Девочка из моей команды одевалась на эти туры так, как на региональный этап, - мол, эта одежда принесет ей удачу. Я в это не верю, но надеюсь, ей повезло.

Интересный случай или событие, которое произошло во время Олимпиады?
Было очень необычно, что в первый день нас встречал парень из Бангладеш, а потом на выставке землячеств я видела, как его друзья танцуют национальные танцы, за всем этим очень интересно наблюдать.

3 самых добрых и самых любимых слова русского языка?
Милый, хороший, родной. Любимые слова: осень, дождик, весна.

Любимый фразеологизм?
Из огня, да в полымя.


Мария Соловьева, 10 класс, г. Калуга, Средняя общеобразовательная школа № 5

Во всероссийском этапе олимпиады – впервые. До этого участвовала в отборах по русскому, по литературе и даже по математике. В этом году – призер. Не понимает, когда успевают студенты из других стран учиться, если в РУДН каждый день – как праздник.

Какие задания олимпиады запомнились?
Например, то, где электронный словарь подбирает синонимы. Надо понять, по каким критериям, как формируется список. К слову «рад» было подобрано 30 синонимов, среди которых – слово «волочиться». Я предположила, что компьютер определил его как однокоренное для «доволен».
Задания II тура были неожиданно интересные. Когда нам сказали, что будут задания по лекциям, мы боялись, что будет какой-то сухой тест. Но нет. Мы давали свои версии написания и произношения слова «Всеросс». Потом мы сами проводили анализ материалов. Мне понравилось быть частью исследовательской команды.
А еще было задание про афазию, т.е. про нарушения в речи. Были приведены примеры текста, написанные людьми с афазией. Нам нужно было понять, на каком этапе произошло нарушение.

Признайся, какие трудности с русским языком у тебя бывают?
Наверное, самое сложное – это фразеология. Всегда найдутся те, которые ты не знаешь. А на олимпиаде нелегко даются переводы с древнерусского, потому что ты не всегда знаешь, как это читается, какая это часть речи, а еще надо понимать двойственное число, разные глагольные времена.
Есть и досадные, и даже смешные ошибки. Какое-то время в детстве я считала, что у буквы Е может быть столько палочек, сколько я захочу. Я писала их не три, а много. А еще я никак не могу запомнить, как пишутся слова «привилегия» и «терраса». И недавно словила себя на том, что написала слово «врач» с мягким знаком. Есть и совсем стыдные случаи – например, как-о раз я поправила профессора МГУ Наталью О’Шей. Она использовала старинную форму «ротом» в контексте теории и истории языка, а я на автомате исправила - «ртом». До сих пор стыдно.

3 самых добрых и самых любимых слова русского языка?
Солнышко, нежность, доброта. А любимые: синекдоха, мерцание, методика.

Любимый фразеологизм?
Гвоздь программы.


Виктория Шабалина, 10 класс, г. Набережные Челны, Лицей № 78

В детстве в русском языке не все получалось. Приняла это как вызов судьбы – и в прошлом году стала призером на олимпиаде.

Какие задания олимпиады запомнились?
Перевод древнерусского текста был очень сложен. Я прочитала текст -  и вообще ничего не поняла. Потом перечитала - снова ничего нее поняла. Потом многие участники обсуждали это задание, а я думала – так просто? И почему я так не написала?
Интересным было задание в первом туре, где нужно было сравнить слова «взор» и «взгляд». К ним были даны словарные статьи, на основании которых нужно было написать, почему в такой-то ситуации слово «взгляд» лучше заменить словом «взор».

Признайся, какие трудности с русским языком у тебя бывают?
Не уверена, есть ли что-то сложное для олимпиадника по русскому языку. Хотя мне нелегко дается фонетика. В начальной школе у меня по русскому была единственная четвёрка в четверти. От этого стало так грустно, что решила разобраться, и в итоге стала отличницей. В основном, ошибки быстро уходят, но, например, очень долго я не могла запомнить ударение в слове «апостроф».

Какие связанные с Олимпиадой приметы и суеверия знаешь?
У меня знакомая постоянно носит «счастливую» резиночку. Она надевает ее только на олимпиады. Кстати, у неё отличные результаты.

3 самых добрых и самых любимых слова русского языка?
Мама, счастье, любовь. А любимые: сногсшибательный, гармония, диметилалкилбензиламмонийхлорид.

Любимый фразеологизм?
На седьмом небе от счастья.


Ксения Лапшина, 11 класс, г. Тверь,
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики № 17

Давно пыталась попасть на заключительный этап олимпиады, но удалось сделать это только в том году. Считает, что математика развивает логику, а она позволяет анализировать тексты.

Какие задания олимпиады запомнились?
Я совсем не сделала задание про спряжения, которые существовали в XVIII веке. Нужна была теория.  Я читала об этом, но подумала, что это для общего развития, для лучшего понимания системы спряжений в русском языке. Не думала, что нам действительно надо будет воспроизводить эти группы с исключениями.
Понравилось задание про ассимиляцию звуков [З] и [Ж] в словах «подъезжая». Там еще надо было определить, какой из них твердый, а какой – мягкий.

Признайся, какие трудности с русским языком у тебя бывают?
Никак не могу разобраться с запятыми перед «как». Вообще, синтаксис даётся нелегко –нигде не смогла найти достаточно компактное изложение основных моментов. Тема настолько обширна, что я даже не знаю, что именно и когда мне может понадобиться. И еще у меня бывают досадные случаи. Например, можно сказать «я этого не знаю» и «я это не знаю». По аналогии у меня бывает «я этого знаю».

Какие связанные с олимпиадой приметы и суеверия знаешь?
Когда я помыла голову перед олимпиадой, мне сказали, что это плохая примета – мол, знания смыла. Я хоть и не суеверный человек, но меня это немного напугало.

Что запомнилось из внеконкурсной программы олимпиады?
Удивляет, что совершенно все люди в РУДН интересные и дружелюбные.  На днях я неожиданно приятно поболтала с работниками гардероба – они очень приветливые. Меня спросили, нравится ли мне здесь. Завязалась беседа. Русский язык в РУДН – это очень символично. Он объединяет все культуры здесь, потому что люди со стольких уголков планеты могут понять друг друга.

3 самых добрых и самых любимых слова русского языка?
Солнышко, мама, дружба. А любимые: шабала, клёвый, всеросс.

Любимый фразеологизм?
В свинячий голос (смеётся – это было на олимпиаде).


Диана Пилюгина, 11 класс, г. Железногорск (Курская область),
Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов

4 раза участвовала во всероссах, 3 раза становилась призером: 2 раза -  по русскому языку, 1 раз – по французскому.

Какие задания олимпиады запомнились?
Написание и произношение слова «Всеросс». Тема не раз поднималась. Наконец, её вынесли официально. Хотя понятно, что единой нормы нет.
Понравилось задание про ряды синонимов и однокоренных слов «рады, радость, радиан». Там еще был глагол «волочиться» почему-то. Надо было найти объяснение. Сколько участвую – понимаю, что на всероссах ничего лёгкого никогда не бывает.

Признайся, какие трудности с русским языком у тебя бывают?
Наверное, с нелогичностью моего мышления. Например, сейчас на олимпиаде нужно было указать три слова, у которых употребление с «ё» чаще, чем с «е». Нормальные люди написали «ёрш, ёж и ёлка», а у меня – «козёл, осёл и берёза».

3 самых добрых и самых любимых слова русского языка?
Мама, искусство, Москва. А любимые - нежность, интерес, благочестие.


Настя Комина, 11 класс, г. Новосибирск, средняя общеобразовательная школа № 119

Участвовала в олимпиаде по русскому языку и по литературе. По каждому предмету становилась призёром.

Какие задания олимпиады запомнились?
В I туре был очень сложный перевод с древнерусского. И еще понравилось задание про изменение слова «ВКонтакте».
Во втором туре была лекция из трёх частей: про междисциплинарные исследования, про нейролингвистику, про корпусные исследования. Задания по этому блоку были и сложные, и интересные одновременно.

3 самых добрых и самых любимых слова русского языка?
Мягкость, сон, тортик. А любимые слова – облако, флаг и корабль.


Наталья Осадчая, 10 класс, Москва, Школа № 67

Какие задания олимпиады запомнились?
Мне кажется, что второй тур был легче и интереснее. Мне понравились задания про корпусную лингвистику, про социолингвистику.
Особенно запомнилось задание про употребление слова «всеросс». Необходимо было провести исследование и взвесить аргументы «за» и «против». Мне кажется, что «всЕросс» говорят, если хотя подчеркнуть, что это ВСЕ. А «ВсерОс» - если хотят подчеркнуть, что именно в России.

Признайся, какие трудности с русским языком у тебя бывают?
Непросто даётся теория, особенно терминология, потому что я её не знаю – почти не готовилась по ней. Ещё я часто путаю, слитно или раздельно надо писать «несмотря на».

Что запомнилось из внеконкурсной программы олимпиады?
Я потанцевала со студентами из Мексики. Вообще, это не мой стиль – я полтора года занимаюсь хастлом. Но музыка была крутая, а ребята – классные. Я не удержалась и присоединилась к ним. Здорово, когда ребята весело представляют свою страну и погружают в свою культуру.

3 самых добрых и самых любимых слова русского языка?
Друг, взгляд, красота. А любимые слова - волна, цвет, запах.

Любимый фразеологизм?
На честном слове. На одном крыле.


Екатерина Володина, 11 класс, Москва, Школа № 1553 имени В.И. Вернадского

На заключительном этапе – впервые. Участвовала в олимпиадах по биологии, математике, литературе. Считает, что в любом предмете есть огромное количество классификаций, которые нужно просто выучить.

Какие задания олимпиады запомнились?
Самое интересное задание, на мой взгляд, было по нейролингвистике про случаи с афазией. А самое сложное - по древнерусскому. Текст переводился очень странно. Мне кажется, никто его не расшифровал правильно. Кажется, там кто-то убегал от единорога. Какой единорог в древнерусском тексте? I тур вообще показался сложнее – катастрофически не хватило времени на все 8 заданий.
Самое простое задание было по социолингвистике. Там суть была в вариативности языка в зависимости от того, где живут говорящие и какого они возраста. От второго тура я в восторге – от интересных лекций и лекторов. Пиперски, Астахова, Волохов... Давно мечтала их услышать.

Самая стыдная ошибка?
Я до сих пор забываю есть ли мягкий знак в словах «басня» и «песня».

Что запомнилось из внеконкурсной программы олимпиады?
Землячества – это потрясающе. Здесь очень интересные люди. Такие все весёлые. Кстати, потом оказалось, что вместе с нами танцевали еще и ливанцы, которые учатся на врачей.


Кира Максимова, 10 класс, г.Кинешма (Ивановская область), лицей им. Д.А. Фурманова.

Карьеру думает связать с современными языками. Считает, что высшее образование – это не только полезные дисциплина, но и площадка для развития коммуникативных навыков. Любимый афоризм - «Язык народа – дух народа».


Васяткина Анастасия, 10 класс, г. Сергиев Посад (Московская область),
Православная гимназия имени Преподобного Сергия Радонежского

Считает, что без высшего образования сложно занять руководящую должность где бы то ни было. А самым важным направлением в науке Анастасия назвала медицину.

 

Авторы:

Алиса Ротерт
Виктория Луговская
Диана Померанцева

Теги: образование жизнь в РУДН