В РУДН обсудили вопросы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью

В РУДН обсудили вопросы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью

1 декабря в РУДН прошла онлайн-конференция «Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью». Онлайн-формат позволил присоединиться к трансляции более 1000 зрителям из всех регионов России. В режиме реального времени со своими моделями дополнительного образования выступили представители Хабаровского края, Республики Башкортостан, Санкт-Петербурга, Волгоградской и Кемеровской области.

«Цель конференции — это определить пути развития системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Сегодня особую актуальность приобретают вопросы психологического и профессионального сопровождения детей с детей с особыми образовательными потребностями. Только опираясь на возрастно-психологические и индивидуально-психологические особенности каждого ребенка и подростка, мы сможем создать наиболее эффективную систему образования для этой категории граждан. Первоочередные задачи — это повышение психологической компетентности педагогов и родителей по вопросам обучения детей с ОВЗ, создание индивидуального образовательного маршрута и профессиональная адаптация детей с ОВЗ и инвалидностью», — Юрий Зинченко, Президент Российской академии образования.

«Все больше детей приходят в образовательные организации — даже те, кого ранее называли необучаемыми. Многим из них в силу физических возможностей трудно приобретать академические компетенции, быть рядом со сверстниками в обычной школе, но каждый ребенок может быть талантлив и задача родителей, педагогов помочь развить таланты и способности каждого ребенка. Дополнительное образование для детей с ОВЗ и инвалидностью зачастую влияет на будущий выбор профессии. Именно в системе дополнительного образования дети видят результаты своего труда и творчества, могут почувствовать себя успешными, какими бы серьезными ни были трудности в их развитии и здоровье. Наша задача не только обозначить актуальное состояние системы дополнительного образования и ключевых проблем, но и определить варианты решения этих проблем», — Владимир Филиппов, Президент РУДН.

О проблемах и успешных практиках организации дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью, которые существуют в субъектах РФ, рассказала Мария Симонова, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики РУДН. В течение двух лет РУДН реализовывал проект «Экспертно-консультационное сопровождение деятельности субъектов РФ в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». За время проекта ученые и практики провели 15 вебинаров, которые собрали более 15 тысяч слушателей из всех субъектов России. Эксперты РУДН провели 50 выездных мониторингов в субъекты РФ.

«Задача проекта — обеспечить организационно-методическое сопровождение и способствовать развитию дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью в субъектах РФ. Проект был направлен на то, чтобы понять, в каком состоянии находится дополнительное образование для детей с ОВЗ и инвалидностью в регионах, какие трудности существуют, с чем сталкиваются педагоги, власти на местах при обеспечении доступности дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями. Определенные трудности практически в каждом субъекте повторялись. В помощь педагогам мы разработали 10 методических рекомендаций по разным направлениям», — Мария Симонова.

В результате работы над проектом, как отмечают организаторы, выяснилось, что необходимо готовить квалифицированные кадры в системе дополнительного образования, работать с педагогами, у которых существуют психологические барьеры при работе с детьми с проблемами в развитии, необходимо повышать архитектурную доступность учреждений дополнительного образования.

Конференция объединила представителей региональных органов власти. Практикой организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью в Кузбассе поделилась заместитель Министра образования и науки Кузбасса Любовь Голубицкая. О доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях региона рассказала Министр образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова.

Участники конференции из Хабаровского и Краснодарского края, Волгограда поделились опытом подготовки специалистов для системы дополнительного образования, рассказали об особенностях разработки и адаптации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью. О реализации программ дополнительного образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе среднего профессионального образования рассказала директор Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий Зулфия Ишембитова. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интернат № 1 им. К.К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга Ирина Евланова продемонстрировала участникам программу «Методический конструктор», при помощи которой более 100 преподавателей адаптировали дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей с ОВЗ и инвалидностью.

В ближайшее время будет утверждена новая Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2030 года. С презентацией проекта выступила Оксана Гончарова, директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.

«Проект сейчас находится на согласовании в Правительстве РФ и в ближайшее время будет отправлен для работы и руководства к действию. Один из главных ожидаемых результатов — это охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 82 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Также ожидается реализация модели адресной работы с детьми с разными познавательными возможностями и потребностями. Должны быть созданы и оснащены современным оборудованием новые места для реализации дополнительный общеразвивающих программ», — Оксана Гончарова.

Во второй день конференции, 2 декабря, будет организован круглый стол «Профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования». Будет запущена работа секций и мастер-классов с презентацией практик по организации дополнительного образования детей с нарушениями слуха, зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями.

Справочно:

Проект и конференция «Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации» реализован РУДН по заданию Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Новости
Все новости
Образование
25 марта
Кружево, мороженое и Христофор Леденцов… Студенты РУДН разработали стратегию продвижения бренда для Вологодской области и защитили её как ВКР

Студенты проектной магистратуры экономического факультета РУДН защитили диплом по разработке стратегии повышения узнаваемости российского региона на примере Вологодской области. Они подготовили комплекс мероприятий, которые направлены на популяризацию региона, привлечение туристов и развитие местной промышленности. По итогам защиты правительство региона получило документ со стратегией развития Вологодской области.

Образование
11 марта
Пройти в финал и получить билет в РУДН: итоги заключительного этапа Универсиады «RUDN-ON»

457 студентов из 27 стран и 56 вузов России и зарубежья встретились на интеллектуальных испытаниях по 28 направлениям: от химии до туризма, от информатики до экологии.

Образование
12 февраля
3 «ДА», чтобы стать дипломатом: о подготовке будущих дипработников в РУДН

Представлять интересы страны, развивать контакты и сотрудничество — всё это повседневность дипломатической жизни. Сегодня, 10 февраля, в День дипломатического работника в России, поговорили с Константином Курылевым, д.и.н., заведующим кафедрой теории и истории международных отношений РУДН, главным редактором журнала «Вестник РУДН», серия: Международные отношения.