В РУДН обсудили российский и международный опыт экспорта образования

В РУДН обсудили российский и международный опыт экспорта образования

Более 600 человек приняли участие в онлайн-конференции «Экспорт образования как основа экономического развития Российской Федерации: российский и международный опыт», которая прошла 20 ноября в РУДН.

Пленарное заседание и 4 дискуссионные площадки объединили сотрудников международных подразделений организаций высшего образования, руководителей Министерства науки и высшего образования России, руководителей департаментов Министерства науки и высшего образования России, руководителей и представителей Россотрудничества, представителей Совета Федерации и МВД России. Модератором панельных дискуссий выступила Лариса Ефремова — проректор по международной деятельности РУДН.

На пленарной сессии эксперты обсудили современные тенденции международного сотрудничества, а также выделили основные принципы его трансформации в ближайшем будущем.

Определил вектор дискуссии Владимир Филиппов — президент РУДН, Председатель ВАК. Он отметил, что сегодня перед российским образованием стоят новые задачи и вызовы, связанные не только с ситуацией пандемии коронавируса, но и новыми приоритетами государственной политики в области экспорта образования.

«В новых условиях для России важно международное признание. Эта задача поставлена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и нацелена на вхождение России в число 10 ведущих стран мира по науке и качеству образования. Ключевая роль в решении задачи отведена университетам», — Владимир Филиппов.

Петр Кучеренко — заместитель Министра науки и высшего образования отметил, что конференция — это отклик российских университетов на призыв государства всесторонне развивать экспорт образования и всемерно поддерживать его востребованность и международную конкурентоспособность. Заместитель министра подчеркнул, что в жестких конкурентных условиях образовательного рынка тот или иной российский университет не способен самостоятельно развивать эффективное системное международное партнерство. Сегодня крайне важны объединение ресурсов, обмен опытом, диалог и взаимная поддержка. Серия мероприятий, которые проходят в РУДН, даёт такую возможность.

Новые акценты проблематики экспорта образования поставил Константин Косачев — Председатель комитета Совета Федерации по международным делам. По словам эксперта, пандемия коронавируса — не только угроза международной деятельности образовательных учреждений, но и дополнительная возможность: «Программы онлайн обучения, при должном техническом обеспечении, могут стать визитной карточкой российских вузов и обеспечить внимание абитуриентов».

Константин Косачев затронул проблему привлечения на обучение мотивированных иностранных студентов: «За время реализации проекта „Экспорт образования“ количество иностранных студентов удвоилось, и это приближает к искомой цифре — 425 000 иностранных граждан, обучающихся в российской высшей школе в 2024 году. Однако в погоне за абсолютными цифрами важно не потерять качество. Сегодня только 3% иностранцев, поступивших в наши университеты по квотам, победители олимпиад или конкурсов. Осуществляя набор иностранных студентов, стоить помнить, что это кадровый потенциал для нашей экономики и проектов с другими странами».

Проблему трудоустройства иностранных студентов в докладе пленарного заседания продолжила Екатерина Бабелюк, советник Министра науки и высшего образования Российской Федерации. Она рассказала, что в новой программе стратегического академического лидерства (ПСАЛ) будет сделан акцент на такой показатель, как доля выпускников учреждений высшего образования, трудоустроенных в течении первого года после завершения обучения: «Важнейшая задача, стоящая перед вузами и международными службами университетов, организовать работу по трудоустройству наших иностранных выпускников в российские компании. Теперь количество трудоустроенных выпускников будет показателем эффективности участия университета в ПСАЛ».

В докладе Екатерина Бабелюк затронула тему использования инструментов экспорта образовательных программ университетов. Особое внимание было уделено таким инструментам, как включение условий по подготовке кадров во внешнеторговые контракты индустриальных партнеров и учреждение грантов для обучения иностранных студентов.

В завершение выступления советник Министра рекомендовала университетам обратить внимание на разработку образовательных программ на иностранных языках и, как следствие, на совершенствование языковой подготовки российских преподавателей.

О роли Россотрудничества в реализации федерального проекта «Экспорт образования» рассказал Павел Шевцов — заместитель руководителя Россотрудничества. Докладчик поделился с участниками конференции опытом проведения отборочной кампании на обучение по квоте иностранных граждан в условиях пандемии коронавируса. Эксперт отметил, что, несмотря на пессимистические прогнозы, Россотрудничеству удалось собрать 60 000 заявок из 170 стран.

Интерес к получению образования в России демонстрируют кандидаты из стран СНГ, Грузии, Абхазии и Южной Осетии (30%), стран Азии (23%), стран Ближнего Востока и Северной Африки (19%). Среди направлений подготовки лидируют медицинские специальности (9157 заявок), экономика и управление (8158 заявок), информатика и вычислительная техника (4047 заявок).

С докладом «Экспорт образования: целевые группы и привлекательные продукты; вузовские практики» выступила Ирина Карелина — исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты». В выступлении Ирина Карелина рассказала о проекте «Open doors» — это международная олимпиада, которая позволяет талантливым студентам из зарубежных стран бесплатно поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих российских университетов без вступительных испытаний.

На конференции выступили представители дипмиссий Российской Федерации во Франции, Норвегии, эксперты по Великобритании, а также ВРИО директора ФГБУН Институт Дальнего Востока РАН Алексей Маслов, которые поделились опытом работы вузов в условиях COVID—19 в этих странах. Эксперты отметили, что основным ответом стран на распространение эпидемии стало закрытие учебных заведений и перевод обучения в онлайн-формат. Эксперты рассказали о решениях, внедренных в этих странах, и результатах, которые после анализа и учета российской специфики могут быть использованы в системе российского образования.

В рамках дискуссионной площадки «Лучшие практики: Использование дистанционных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID—19» представители российских университетов обсудили собственные кейсы экспорта образования в период пандемии коронавируса и определили общие шаги, направленные на развитие международной деятельности в 2021 году.

В ходе работы онлайн площадки с докладами выступали представители 18 вузов России.

Участники дискуссионной площадки сошлись во мнении, что в условиях пандемии коронавируса экстренный переход на дистанционное обучение предоставил широкие перспективы для совершенствования процесса образования. В выступлениях эксперты поделились советами по продвижению бренда вуза и формированию лояльности к нему среди иностранных абитуриентов через интернет-площадки; рассказывали об онлайн-платформах и доступе к ним; обратили внимание на проблему построения практических и лабораторных работ в технических университетах и предложили решение путем имитационного моделирования и виртуального использования технологического оборудования и научных приборов в условиях ограничений, вызванных пандемией.

На дискуссионной площадке «Миграционное законодательство в части приема, обучения и пребывания иностранных граждан в вузах Российской Федерации» был представлен доклад Кирилла Адзинова — заместителя начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России.

Кирилл Адзинов рассказал участникам конференции об изменениях в области миграционной политики в отношении иностранных студентов, об упрощенном порядке трудоустройства иностранных граждан, обучающихся в России. Это стало возможно благодаря вступившему в силу 5 августа 2020 закону № 16-ФЗ, иностранцы, обучающиеся в России, могут легально работать в стране без патентов и разрешения на работу. Интерес у участников конференции вызвали инструменты контроля за иностранными студентами, созданные в рамках поручения Президента России о разработке Положения о перспективной миграционной политики.

«В рамках данного Положения предлагается выдавать иностранным студентам сроком на 10 лет ID-карту, содержащую биометрические данные и цифровую подпись. Портал Госуслуг будет единым окном входа для иностранных студентов. О прибытии и убытии иностранные студенты будут предупреждать через мобильное приложение или веб-браузер», — рассказал Кирилл Адзинов.

В завершение конференции организаторы отметили, что, несмотря на новизну формата проведения, получилось создать площадку для обсуждения вопросов экспорта образования.

«Мы переживали, что в онлайн-формате что-то пойдет не так, ведь это наш первый опыт. Но все получилось, была обширная программа, увлеченное общение спикеров, интересные вопросы и положительные отзывы участников», — Лариса Ефремова.

Новости
Все новости
Международное сотрудничество
22 Января
«Студенты должны чувствовать пульс жизни университета», — Владимир Филиппов, Президент РУДН

Поиск технологических решений, сохранение эффективного взаимодействия между преподавателями и студентами в новом формате обсудили эксперты Гайдаровского форума — 2021. Участники дискуссии «Университеты после пандемии» затронули вопросы последствия пандемии коронавируса для системы высшего образования России и мира.

Международное сотрудничество
12 Января
РУДН подписал Меморандум о сотрудничестве в сфере науки и образования с Медицинским университетом Вэйфан

Совместные образовательные программы по направлению «Сестринское дело» и специальностям «Фармация», «Лечебное дело» будут проработаны в рамках подписанного Меморандума о сотрудничестве в сфере науки и образования между РУДН и Медицинским университетом Вэйфан (КНР). Онлайн-церемония подписания состоялась 25 декабря 2020 года.

Международное сотрудничество
22 декабря 2020
Из ресурсного центра – в Российский вуз: итоги второго дня вставки «Время учиться в России»

Составить полное представление о возможностях и перспективах получения российского образования, учебных программах, вариантах подготовки к вступительным экзаменам, зачислении, переезде, учебном процессе в вузе и трудоустройстве в России учащиеся ресурсных центров, родители и педагоги смогли во второй день образовательной выставки «Время учиться в России».