«Это полновесное географическое открытие», – преподаватель РУДН Алексей Кучейко об открытии нового острова
«Это полновесное географическое открытие», – преподаватель РУДН Алексей Кучейко об открытии нового острова
О том, что на карте Арктики отметят новый остров, стало известно в конце июля. Землю за полярным кругом обнаружили школьники под руководством Алексея Кучейко — доцента департамента механики и мехатроники РУДН. Группа вела работу по спутниковым снимкам. Об открытии и о том, как новые острова открывают школьники — в интервью Алексея Кучейко.

Алексей Анатольевич, открытие острова — значимое событие в наше время?

Это полновесное географическое открытие. Земля — система динамичная, она развивается и меняет свой облик. На планете появляются новые географические объекты, особенно активно эти процессы идут в полярных областях — в Арктике и Антарктиде. Такие события происходят благодаря таянию ледников, в Российской Арктической зоне их больше всего в архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.

Географические открытия связаны и с научными исследованиями, а именно — с изучением темпов деградации ледников. Климат изменяется, и остров освобождается из-подо льда, являет миру лик через сотни тысяч, а то и миллионы лет.

Это важно и для ученых-биологов: можно посмотреть останки растений, живых существ, провести исследования до того, как ветер и вода сумеют заселить новую жизнь на каменистый остров.

Школьники всегда рады открытию нового острова — это эмоции первооткрывателя. Они еще дети, хоть и старшеклассники. Такое событие не так часто у нас проходит. Группа обновляется, и не у всех на счету 4 острова. Всегда есть новички, для которых это — второй-третий проект.

Как произошло открытие острова?

Следить за тающим ледником наша группа начала в 2015 году. Мы предполагали, что новый остров появится в 2019 году, но ледник ушел в полярную ночь и перестал таять. Только в июле этого года температура воды и воздуха повысилась настолько, что лед стал рыхлым, стал крошиться. Буквально на снимке был запечатлен момент вскоре после обрушения ледяной перемычки, которая соединяла будущий остров архипелага Новая Земля с отступавшим ледником Вилькицкий Южный.

По данным наших измерений, перемычка около 27 метров в высоту рухнула — это почти 7-этажный дом. Образовались волны и зона ледяной крошки. Со спутника из космоса эта зона обрушения виделась как продолжение этой перемычки — только тени не было.

Последующие съемки подтвердили, что перемычки нет. Мы измерили ширину пролива — было около 80 метров. Сейчас эта ширина около 200 метров. Оставшийся выступ ледника интенсивно крошится и отступает.

Скульптура

Изучение динамики таяния ледников Новой Земли в нацпарке "Русская Арктика"

Как стало возможным, что новые острова открывают школьники, а не бывалые путешественники, например?

Наша группа занимается школьными проектами на разные темы прикладного применения космической информации — это экология, чрезвычайные ситуации, география, археология, в том числе — изучение последствий изменения климата и деградация ледников.

Работу мы ведем на основе спутниковых снимков и технологий дистанционного зондирования Земли. В Интернете много открытых данных спутниковой съемки — её ведут и поддерживают практически все крупные космические агентства. В России к открытым данным относятся данные датчиков КМСС (Комплекс многозональной спутниковой съёмки), все метеорологические данные... Ребята изучают программное обеспечение, сервисы со спутниковыми снимками, и после мы переходим к практике. Собираем данные, обрабатываем информацию, анализируем её, формулируем результаты и выводы.

Наша задача — подвести ребят к изучению научной проблемы на таком уровне, чтобы они могли выполнить свою первую исследовательскую работу. Для этого мы консультируемся у профильных ученых — экологов, географов, гляциологов.

Что будет с островом дальше?

Мы написали письмо в Русское географическое общество (РГО), в Управление навигации и океанографии Министерства обороны, гидрографическую службу. Гидрографы оперативно среагировали, уточнили задачи и скорректировали планы комплексной экспедиции Северного флота.

Задача минимум — поднять с судна коптер и заснять остров, провести картографическую съемку и передать данные в гидрографическое предприятие для обновления карт.

Комплексные экспедиции проводятся уже третий год. В текущем году экспедиция Северного флота и РГО стартует в августе. Гидрографы берут на борт ученых, картографов, журналистов. В экспедиции ведут океанографические и биологические наблюдения, идет поиск экспедиций прошлых лет.

Это не первое ваше открытие...

Этот остров у нас четвертый. К теме ледников Новой Земли мы обратились в 2015 году, после того как ребята прочитали сообщение об открытии целой группы островов гидрографическим судном «Сенеж».

Первый наш остров был обнаружен в 2016 году. В 2017 году мы о нем заявили — отправили сообщение в РГО, гидрографическую службу Северного флота и начали сотрудничество. Военные картографы отнеслись с вниманием и уважением к нам. Сегодня они признают наш приоритет по нашим новым островам и помогают с регистрацией новых географических объектов.

Второй остров был обнаружен по радиолокационным снимкам в 2017 году и заявлен в начале 2018 года. Об этом открытии двое наших ребят докладывали лично президенту Владимиру Путину на заседании попечительского совета РГО. Я и моя супруга сопровождали их как научные руководители.

Это событие — пожалуй, наше высшее достижение! На заседании подводились итоги работы за год, но ребята выступали в числе первых. Они сидели рядом с Президентом и вместо 5 выделенных минут выступали около получаса, обменивались репликами, отвечали на вопросы.

На вопрос Президента: «А что, если ситуация изменится, и ледники начнут наступать — этот остров исчезнет?» — они ответили, что, по данным их исследований, есть единичные случаи, когда площадь увеличилась из-за пульсации ледника, но в остальных случаях площадь уменьшалась, и это тенденция климатическая. В активе школьников — работа по анализу ледников национального парка «Русская Арктика» и по Земле Франца Иосифа, а не только по одному леднику.

Третий остров образовался случайно, при исследовании таяния ледников на острове Шмидта. На карте будущий остров был обозначен как мыс, но из-за таяния ледника водные потоки размыли основание, мыс отделился и стал островом.

Какие у вас шансы поучаствовать в наименовании нового острова?

Мы стараемся сразу все острова именовать, посвятить открытие значимым событиям. Самому первому нашему острову гидрографы дали временное название — остров Школьников. Второй остров назван в честь Валентины Терешковой — в 2018 году у нее был юбилей. Третий остров — бывший мыс Земляной на острове Шмидта было предложено назвать в честь летчика-космонавта СССР Андрияна Николаева. Четвертый остров ребята предлагают назвать в честь самого молодого космонавта № 2 планета Земля — Германа Степановича Титова. Мы знали его при жизни, в этом году ему исполнилось бы 85 лет. Герман Степанович запросто откликался на просьбы и приезжал в школу на встречу с ребятами, хотя был очень занятым человеком — известным политическим деятелем, депутатом...

Как школьникам — будущим студентам помогают навыки исследователя-первооткрывателя?

Мы следим за дальнейшей судьбой наших подопечных. Школьники — аудитория динамичная, ребята подрастают и уходят. Наша задача — довести их до вуза. Кто-то поступает в профильные вузы, связывает судьбу с космическими технологиями, географией, программированием. В этом году наши выпускники поступают в МГУ на географический факультет, в РУДН на журналистику и в МАИ — аэрокосмический институт.

Я преподаю в бакалавриате и магистратуре Инженерной Академии РУДН и знаю, что научные труды моих подопечных-школьников — это примерно курсовая работа, а иногда — и дипломная бакалавра. Это высокий научный уровень. Когда такой школьник становится студентом, он понимает, что такое научное исследование, как работать с материалом, где его набирать и обрабатывать, как формулировать выводы.

У одной из выпускниц этого года уже есть две статьи: «Изучение судовых сбросов в Ладожском озере» и «Изучение отмелей в море Лаптевых по спутниковым снимкам», за что она получила благодарность от начальника гидрографической службы Северного флота. Она ездила в Хельсинки на международную конференцию, затем была научно-практическая конференция в Институте космических исследований РАН. Другая выпускница изучала по космоснимкам поражение подмосковных лесов короедом и следила за краснокнижными атлантическими моржами в Арктике. В этом году она поступает в РУДН на журналистику.

Новости
Все новости
Наука
25 сентября
Проекты молодых ученых Математического института им. С.М. Никольского РУДН выиграли конкурс стажировок Немецко-Российского Междисциплинарного научного центра

Заявки на стажировку молодых ученых РУДН были одобрены Немецко-Российским Междисциплинарным научным центром (G-RISC): Юлия Беляева и Виктория Лийко пройдут стажировку в Гейдельбергском университете им. Рупрехта и Карла, Амина Адхамова в Гисенском университете им. Юстуса Либиха.

Наука
23 сентября
Химик РУДН создал катализатор для синтеза вещества, способного уничтожать личинки комаров-переносчиков желтой лихорадки

Химик РУДН разработал катализатор для получения ацетата эвгенола — вещества, которое уничтожает личинки комаров-переносчиков опасных заболеваний, но безопасно для здоровья человека.

Наука
18 сентября
Почвоведы РУДН разработали новый метод оценки качества почвы

Почвоведы РУДН выявили прямую корреляцию между скоростью образования почвой углекислого газа, именуемой эмиссией СО2, и содержанием в ней биомассы микроорганизмов. Известно, что эмиссия СО2 из почвы обусловлена в основном дыханием почвенных микроорганизмов и корней растений. Чем больше почва выделяет СО2, тем, как правило, большую биомассу микроорганизмов она содержит. Показано, что эмиссия СО2 черноземом разных экосистем (или разных типов землепользования) коррелирует с содержанием микробной биомассы, а наиболее тесно — со скоростью его микробного дыхания. А почва с хорошими микробными свойствами обладает «лучшим качеством», более плодородна, обеспечивает наибольшую урожайность сельскохозяйственных культур и другой растительной биомассы.