Мнение эксперта об особенностях развития современного социально-гуманитарного образования в России и за рубежом

Мнение эксперта об особенностях развития современного социально-гуманитарного образования в России и за рубежом

18 июня в Институте иностранных языков РУДН состоялся круглый стол «Инновационные процессы в профессиональном образовании».С основным докладом «Особенности развития современного социально-гуманитарного образования в России и за рубежом (Франция)» выступила кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институ

18 июня в Институте иностранных языков РУДН состоялся круглый стол «Инновационные процессы в профессиональном образовании».
С основным докладом «Особенности развития современного социально-гуманитарного образования в России и за рубежом (Франция)» выступила кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» А.А. Коростелева.
Главное внимание в докладе было уделено особенностям развития социально-гуманитарного образования России и Франции.
В современный период развития отечественной системы образования история, обществознание и география относятся к предметам социально-гуманитарного цикла.
В отечественном образовании обществознание как самостоятельный предмет стал формироваться в середине 60-х годов XX века, в частности усилиями таких разработчиков, как академик Л.Н. Боголюбов.  Преподавание же истории и географии как самостоятельных учебных дисциплин уходит своими корнями еще к дореволюционной России.
Своеобразным аналогом курса обществознания во Франции является система гражданского образования, которая прошла длительный путь своего развития.  

В современной Франции учебные предметы история и география преподаются в общем блоке дисциплин начиная с начальной школы. Как правило, во французской школе уроки истории и географии ведет один и тот же учитель, самостоятельно выбирая последовательность уроков и учебных тем. Образование в начальной и средней школе часто строится на краеведческом материале.
 Данную дисциплину изучают на всем протяжении школьного образования, в частности, типичными дисциплинами для первого года лицейского класса (10-й год обучения) являются: французский язык, история/география в общем блоке, первый иностранный язык (бакский, корсиканский, бретонский и др.), математика, а также физика/химия и биология/геология в общем блоке.  
Своеобразным аналогом курса обществознания во Франции является система гражданского образования, которая прошла длительный путь своего формирования.
 Идеи введения гражданского воспитания в систему образования  активно разрабатывались в годы Французской революции (проекты Талейрана и Кондорсе). Так, например, 22 марта 1882 г. был на государственном уровне утвержден Проект о введении гражданского воспитания в школе, осуществляемого в рамках таких  школьных предметов, как история и география, но в 1923 г. в новых образовательных программах гражданское воспитание вывели из этих дисциплин и сделали самостоятельным образовательным предметом. На первых этапах своего становления в начале XX века эта дисциплина называлась “Гражданская учеба» и преподавалась только в начальной школе, традиционно в ней много внимания отводилось вопросам морали. Дисциплина «Гражданское воспитание» вводится в расписание колледжей и лицеев после Второй мировой войны (Программа обучения 1945-1948 г.). Много внимания в ней уделяется вопросам развития демократии, необходимости понимания учащимися окружающей политической и социальной реальности. С 1960-х годов Программа гражданского воспитания выводится из школьного образования и возвращается в него лишь в 1985 году, при этом термин «воспитание» (education) заменяется во всех документах понятием «образование» (instruction). Приоритеты гражданского образования теперь связываются напрямую с общечеловеческими ценностями, необходимостью развития гражданского общества и его демократических свобод. Конечной целью современного гражданского образования во Франции является развитие патриотических качеств у учащихся (любовь к родине, знание ее истории и географии); развитие их интеллектуальных качеств, среди которых способность к критическому анализу, формирование собственной точки зрения приобретают особую ценность, а также формирование практических навыков жизнедеятельности, среди которых развитие норм социального и гражданского поведения, знание гражданином своих прав и обязанностей, принятие на себя ответственности за развитие своей страны имеют особое значение.
Круглый стол проводился  в рамках всероссийской научно - практической конференции «Педагогическое образование: оптимизация, модернизация и прогноз развития».

Новости
Все новости
О РУДН
19 октября
РУДН — в топ-150 лучших вузов мира по версии рейтинга ТНЕ Emerging Economies

Российский университет дружбы народов вошел в топ-150 лучших вузов мира по версии рейтинга Times Higher Education Emerging Economies University Rankings 2022 (THE Emerging Economies 2022). РУДН поднялся на 35 позиций и занял 144 место.

О РУДН
14 октября
РУДН — в топ-500 лучших университетов по направлению «Социальные науки» в рейтинге ТНЕ

Российский университет дружбы народов — в числе ведущих университетов планеты по направлению «Социальные науки». Об этом стало известно после публикации рейтинга THE World University Rankings by Subject 2022: Social Sciences. По «Социальным наукам» РУДН — в группе 401-500. Университет улучшил позиции сразу на 100 пунктов за год.

О РУДН
08 октября
ТНЕ WUR by Subject: РУДН укрепил позиции в списке лучших университетов мира по направлению «Инженерия и технологии»

Российский университет дружбы народов представлен в двух предметных рейтингах THE World University Rankings by Subject 2022: «Инженерия и технологии» в группе 501-600 и «Компьютерные науки» в 601-800.