Мнение эксперта об особенностях развития современного социально-гуманитарного образования в России и за рубежом

Мнение эксперта об особенностях развития современного социально-гуманитарного образования в России и за рубежом

18 июня в Институте иностранных языков РУДН состоялся круглый стол «Инновационные процессы в профессиональном образовании».С основным докладом «Особенности развития современного социально-гуманитарного образования в России и за рубежом (Франция)» выступила кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институ

18 июня в Институте иностранных языков РУДН состоялся круглый стол «Инновационные процессы в профессиональном образовании».
С основным докладом «Особенности развития современного социально-гуманитарного образования в России и за рубежом (Франция)» выступила кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» А.А. Коростелева.
Главное внимание в докладе было уделено особенностям развития социально-гуманитарного образования России и Франции.
В современный период развития отечественной системы образования история, обществознание и география относятся к предметам социально-гуманитарного цикла.
В отечественном образовании обществознание как самостоятельный предмет стал формироваться в середине 60-х годов XX века, в частности усилиями таких разработчиков, как академик Л.Н. Боголюбов.  Преподавание же истории и географии как самостоятельных учебных дисциплин уходит своими корнями еще к дореволюционной России.
Своеобразным аналогом курса обществознания во Франции является система гражданского образования, которая прошла длительный путь своего развития.  

В современной Франции учебные предметы история и география преподаются в общем блоке дисциплин начиная с начальной школы. Как правило, во французской школе уроки истории и географии ведет один и тот же учитель, самостоятельно выбирая последовательность уроков и учебных тем. Образование в начальной и средней школе часто строится на краеведческом материале.
 Данную дисциплину изучают на всем протяжении школьного образования, в частности, типичными дисциплинами для первого года лицейского класса (10-й год обучения) являются: французский язык, история/география в общем блоке, первый иностранный язык (бакский, корсиканский, бретонский и др.), математика, а также физика/химия и биология/геология в общем блоке.  
Своеобразным аналогом курса обществознания во Франции является система гражданского образования, которая прошла длительный путь своего формирования.
 Идеи введения гражданского воспитания в систему образования  активно разрабатывались в годы Французской революции (проекты Талейрана и Кондорсе). Так, например, 22 марта 1882 г. был на государственном уровне утвержден Проект о введении гражданского воспитания в школе, осуществляемого в рамках таких  школьных предметов, как история и география, но в 1923 г. в новых образовательных программах гражданское воспитание вывели из этих дисциплин и сделали самостоятельным образовательным предметом. На первых этапах своего становления в начале XX века эта дисциплина называлась “Гражданская учеба» и преподавалась только в начальной школе, традиционно в ней много внимания отводилось вопросам морали. Дисциплина «Гражданское воспитание» вводится в расписание колледжей и лицеев после Второй мировой войны (Программа обучения 1945-1948 г.). Много внимания в ней уделяется вопросам развития демократии, необходимости понимания учащимися окружающей политической и социальной реальности. С 1960-х годов Программа гражданского воспитания выводится из школьного образования и возвращается в него лишь в 1985 году, при этом термин «воспитание» (education) заменяется во всех документах понятием «образование» (instruction). Приоритеты гражданского образования теперь связываются напрямую с общечеловеческими ценностями, необходимостью развития гражданского общества и его демократических свобод. Конечной целью современного гражданского образования во Франции является развитие патриотических качеств у учащихся (любовь к родине, знание ее истории и географии); развитие их интеллектуальных качеств, среди которых способность к критическому анализу, формирование собственной точки зрения приобретают особую ценность, а также формирование практических навыков жизнедеятельности, среди которых развитие норм социального и гражданского поведения, знание гражданином своих прав и обязанностей, принятие на себя ответственности за развитие своей страны имеют особое значение.
Круглый стол проводился  в рамках всероссийской научно - практической конференции «Педагогическое образование: оптимизация, модернизация и прогноз развития».

Новости
Все новости
О РУДН
7 мая
РУДН получил премию «Время инноваций» за собственную запатентованную разработку «Цифровой подготовительный факультет»

Российский университет дружбы народов (РУДН) был удостоен всероссийской премии «Время инноваций» за свою запатентованную разработку «Цифровой подготовительный факультет», благодаря которой можно изучать русский язык, находясь в любой точке мира.

О РУДН
11 февраля
Первого президента Намибии, почетного доктора РУДН Сэма Нуйома не стало в возрасте 95 лет. Светлая память

Сэм Нуйома ушёл из жизни 8 февраля после трех недель, проведенных в больнице.

О РУДН
20 декабря 2024
Изменение стоимости обучения в РУДН

Со 2 семестра стоимость обучения по договорам, заключенным до 2024/2025 учебного года, повысится на уровень инфляции — на 4,5%.