Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования

Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования

18 января в Институте иностранных языков РУДН на кафедре теории и практики иностранных языков состоялось очередное заседание научно-методического семинара «Лингводидактические вопросы языкознания». С докладом на тему  «Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования» выступил старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных


18 января в Институте иностранных языков РУДН на кафедре теории и практики иностранных языков состоялось очередное заседание научно-методического семинара «Лингводидактические вопросы языкознания». С докладом на тему  «Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования» выступил старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков, кандидат филологических наук И.С. Самохин.
Доклад был посвящён отношению общества к учащимся с ограниченными возможностям здоровья (ОВЗ) в современной России. Актуальность выбранной темы обусловлена действием международной Конвенции о правах инвалидов и реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Проанализированы экспериментальные данные, приведённые в пяти диссертационных работах, в которых проблема образовательной инклюзии рассматривается сквозь призму трёх наук: педагогики, психологии и социологии. Автор статьи отметил некоторое повышение уровня толерантности, но при этом указал на целесообразность проведения новых экспериментов. Кроме того, была высказана мысль о том, что в условиях инклюзивного образования основой педагогической терпимости являются добродушие и моральный релятивизм.
Основные выводы, поддержанные подавляющим большинством участников:
1)    Необходимо проведение новых экспериментов, связанных с определением уровня толерантности в отношении учащихся с ОВЗ;
2)    в современном обществе инклюзивная «философия» имеет многие признаки идеологии: существует в виде законов и манифестов, претендует на абсолютную истину, апеллирует к общечеловеческим ценностям, воздействует на эмоции, не отличается принципиальной глубиной и оригинальностью.
Пункты, вызвавшие оживлённую дискуссию:
1)    утверждение, в соответствии с которым основой педагогической терпимости в новых условиях являются естественное добродушие и моральный релятивизм (принцип, отрицающий абсолютный характер морали, подчёркивающий «условность и ситуативность моральных норм»);
2)    призыв отличать терпимость от доброты, отзывчивости и доброжелательности
Окончательное мнение:

по пункту 1 – признать естественное добродушие и моральный релятивизм важными составляющими педагогической толерантности, но не её основой;
по пункту 2 – по возможности разграничивать понятия «терпимость» и «толерантность»; признать отзывчивость и доброжелательность составляющими терпимости.

Новости
Все новости
О РУДН
14 октября
РУДН — в топ-500 лучших университетов по направлению «Социальные науки» в рейтинге ТНЕ

Российский университет дружбы народов — в числе ведущих университетов планеты по направлению «Социальные науки». Об этом стало известно после публикации рейтинга THE World University Rankings by Subject 2022: Social Sciences. По «Социальным наукам» РУДН — в группе 401-500. Университет улучшил позиции сразу на 100 пунктов за год.

О РУДН
08 октября
ТНЕ WUR by Subject: РУДН укрепил позиции в списке лучших университетов мира по направлению «Инженерия и технологии»

Российский университет дружбы народов представлен в двух предметных рейтингах THE World University Rankings by Subject 2022: «Инженерия и технологии» в группе 501-600 и «Компьютерные науки» в 601-800.

О РУДН
27 сентября
РУДН — в «Приоритете 2030»

27 сентября министр науки и высшего образования Валерий Фальков объявил перечень организаций-участников программы «Приоритет 2030». Заявки сформировал 191 вуз, в итоговый список вошли лишь 106 вузов. РУДН — в числе победителей.