Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования
18 января в Институте иностранных языков РУДН на кафедре теории и практики иностранных языков состоялось очередное заседание научно-методического семинара «Лингводидактические вопросы языкознания». С докладом на тему «Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования» выступил старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков, кандидат филологических наук И.С. Самохин.
Доклад был посвящён отношению общества к учащимся с ограниченными возможностям здоровья (ОВЗ) в современной России. Актуальность выбранной темы обусловлена действием международной Конвенции о правах инвалидов и реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Проанализированы экспериментальные данные, приведённые в пяти диссертационных работах, в которых проблема образовательной инклюзии рассматривается сквозь призму трёх наук: педагогики, психологии и социологии. Автор статьи отметил некоторое повышение уровня толерантности, но при этом указал на целесообразность проведения новых экспериментов. Кроме того, была высказана мысль о том, что в условиях инклюзивного образования основой педагогической терпимости являются добродушие и моральный релятивизм.
Основные выводы, поддержанные подавляющим большинством участников:
1) Необходимо проведение новых экспериментов, связанных с определением уровня толерантности в отношении учащихся с ОВЗ;
2) в современном обществе инклюзивная «философия» имеет многие признаки идеологии: существует в виде законов и манифестов, претендует на абсолютную истину, апеллирует к общечеловеческим ценностям, воздействует на эмоции, не отличается принципиальной глубиной и оригинальностью.
Пункты, вызвавшие оживлённую дискуссию:
1) утверждение, в соответствии с которым основой педагогической терпимости в новых условиях являются естественное добродушие и моральный релятивизм (принцип, отрицающий абсолютный характер морали, подчёркивающий «условность и ситуативность моральных норм»);
2) призыв отличать терпимость от доброты, отзывчивости и доброжелательности
Окончательное мнение:
по пункту 1 – признать естественное добродушие и моральный релятивизм важными составляющими педагогической толерантности, но не её основой;
по пункту 2 – по возможности разграничивать понятия «терпимость» и «толерантность»; признать отзывчивость и доброжелательность составляющими терпимости.
Со 2 семестра стоимость обучения по договорам, заключенным до 2024/2025 учебного года, повысится на уровень инфляции — на 4,5%.
12 июля 2024 года исполняется 100 лет Владимиру Францевичу Станису, который возглавлял наш университет на посту ректора с 1970 по 1993 гг.(этот период получил название «эпоха Станиса»), а затем ещё 10 лет, до конца жизни, служил университету в качестве президента РУДН.
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 мая 2024 г. №372 принято решение о реорганизации РУДН в форме присоединения к нему федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница имени В.В. Виноградова» (ФГБУЗ «КБ им. В.В. Виноградова», ОГРН 1037739123421, ИНН 7736048847, КПП 773601001, адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 61).