Резолюция международной конференции «Миграционные процессы в России и Европейском союзе»

Резолюция международной конференции «Миграционные процессы в России и Европейском союзе»

По результатам проведения международной конференции «Миграционные процессы в России и Европейском союзе: перспективы сохранения и развития русского и национальных языков стран Европы», которая проходила в Париже, Франция в период 7-8 июня 2017 г. Подготовлена резолюция. 

РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОГО И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ СТРАН ЕВРОПЫ» (Париж, Франция, 7-8 июня 2017 г.)

7 - 8 июня 2017 года на базе Российского духовно-культурного православного центра в г. Париже состоялась международная конференция «Миграционные процессы в России и Европейском союзе: перспективы сохранения и развития русского и национальных языков стран Европы», организатором которой выступил Российский университет дружбы народов при поддержке Министерства образования и науки РФ, Посольства Российской Федерации во Франции, Фонда «Русский мир». В конференции приняли участие более 100 профильных специалистов из России, Франции, ФРГ, других стран ЕС, Великобритании, Турции.

В рамках конференции были обсуждены проблемные аспекты современных миграционных процессов в контексте сохранения и развития русского и национальных языков стран Европы, в их числе: направления политики государств и конкретные меры, нацеленные на сохранение национальных языков, национальной идентичности, роль языкового сознания как ключевого фактора адаптации и интеграции, рост миграционных потоков в ЕС последнего десятилетия, существенное возрастание числа беженцев и переселенцев, проблемы противодействия фундаментальному исламизму и терроризму, особенности современной интеллектуальной миграции. В рамках экспертного диалога Россия – страны ЕС обсуждались условия создания инфраструктуры для языковой адаптации семей-мигрантов в странах пребывания, в том числе - стимулирования трудовых мигрантов, вопросы трансформации языковой и культурологической идентичности различных поколений мигрантов в контексте влияния различных факторов, а также сроки и этапность норм предоставления гражданства в ЕС и в РФ.

Участники отметили, что обмен мнениями и результатами исследований позволил выявить важные аспекты глобальных и региональных миграционных процессов. Конференция способствовала развитию гуманитарного сотрудничества России и государств-членов Европейского Союза, в первую очередь – отношений с Францией.

Российские и зарубежные участники конференции единодушно отметили, что международная миграция играет в современном мире всевозрастающую роль, затрагивая все континенты и воздействуя на экономику и социально – демографическую сферу как стран исхода, так и приема мигрантов. Одной из важнейших задач регулирования миграции является усиление её положительного влияния как на страны - доноры, так и на страны - акцепторы, минимизация рисков, связанных с миграцией. Страны приема рассматривают приток мигрантов не только как источник нагрузки, но и как потенциал дальнейшего демографического и экономического развития, которое невозможно без успешной социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан. Важнейшим фактором, влияющим на эти процессы, является освоение мигрантами языка принимающей страны, принятие норм культуры, социально-правовых основ принимающего общества, эффективные механизмы допуска мигрантов к рынку труда, справедливые по отношению к мигрантам и принимающему сообществу правила   получения вида на жительство и гражданства.

Учитывая различный опыт стран ЕС в области языковой политики как основного механизма по созданию условий для адаптации и интеграции мигрантов, а также учитывая масштабы международной миграции в Российской Федерации и её роль в экономическом, демографическом и социальном развитии страны, участники конференции считают целесообразным отметить следующие направления совершенствования механизмов сохранения и продвижения национальных языков и регулирования миграционных процессов (работы с мигрантами) в целом:

1. В области сохранения и развития национальных языков стран приема мигрантов. Участники конференции единодушно отметили высокую значимость вопросов сохранения государственных, национальных языков как важного элемента сохранения национальной идентичности в условиях миграционного бума и экспансии английского языка.

Одним из главных инструментов, направленных на поддержку государственных языков, является развитие и совершенствование образовательных процедур, обязательных к прохождению иностранными гражданами и нацеленных на выявление степени сформированности коммуникативных компетенций мигрантов. Образовательные процедуры являются, с одной стороны, важным фактором оценки способностей мигрантов к адаптации и интеграции в принимающее сообщество, с другой – стимулом к выработке первичных навыков социализации, социально-правовой информированности, преодоления правовой неграмотности, кроме того нацелены на защиту гражданских прав и свобод иностранных граждан.

2. В области содействия изучению мигрантами государственных языков необходима работа не только со взрослыми мигрантами, для которых во многих странах - участниках Конференции уже создана инфраструктура, в частности система обязательного освоения интеграционного курса в Германии, система тестирования иностранных граждан в России. Необходимы институциональные рамки для оказания   помощи в изучении государственных языков детям мигрантов, прибывшим с родителями. При этом статус родителей не должен быть препятствием для допуска детей к системе образования и изучения государственного языка из гуманитарных соображений, как, например, это сложилось в России. Требует научного определения и дифференциации (создания глоссария) содержание понятий: «дети мигрантов» и «дети-мигранты», поскольку проблема изучения языка присуща не только детям-иностранцам, но и детям, уже получившим гражданство страны, однако, проживающим анклавно в некоторых регионах стран ЕС и России.

В сфере образования, играющей ключевую роль в культурной адаптации и интеграции мигрантов, необходимо создание условий, обеспечивающих доступность образования для детей мигрантов. Учитывая опыт ряда европейских стран необходимо сформировать модели организации социокультурной адаптации детей в зависимости от степени их языковой подготовленности к коммуникативным интеракциям.

3. В области регулирования миграционных потоков и обеспечения социализации пребывающих мигрантов. Эксперты отметили, что в области регулирования трудовой миграции необходимо дальнейшее совершенствование системы привлечения иностранных работников на основе патентов, разрешений на работу в рамках системы свободного передвижения рабочей силы в странах Евразийского экономического союза.

Зарубежные участники Конференции отметили положительный опыт РФ в области социализации значительного количества – более 4 млн - трудящихся мигрантов, подтвердивших наличие у них элементарных навыков владения русским языком и знание основных исторических событий и правовых норм, что стало важным фактором, направленным на обеспечение адаптации и более комфортной социализации данной категории иностранных граждан в РФ.

Российские участники отмечают необходимость законодательного закрепления применения дифференцированного подхода к мигрантам и использования, соответственно, различных инструментов по социализации иностранных граждан. В основу дифференциации должны быть заложены различные цели пребывания иностранных граждан (трудовая деятельность, временное либо постоянное проживание) и соответствующие каждой цели отдельные требования к уровню социально-культурной и языковой подготовленности иностранных граждан для успешной адаптации и проживания в российском социуме. Поскольку само проведение образовательных процедур не является конечной целью адаптационной политики, применение дифференцированного подхода позволит направить фокус внимания на базовые требования и степень соответствия иностранных граждан интеграционным критериям.

В ходе Конференции также было отмечено, что в Российской Федерации пока, по-прежнему, не созданы полноценные механизмы дифференцированного привлечения иностранных работников с учетом их квалификаций и профессионального состава. Необходима дальнейшая работа по уточнению понятий и регламентов привлечения «высококвалифицированных» и «квалифицированных» специалистов, а также разработка программ трудовой миграции, соответствующей   потребностям российского рынка труда.

Участники отмечают, что применения особого правового и гуманитарного подходов требуют вопросы создания благоприятных административных и экономических условий для «возвратной миграции» - важной цели для стран ЕС и России, как действенного механизма способствования экономическому росту.

4. Участниками Конференции рассмотрен комплекс вопросов в области предоставления гражданства и законотворчества в данной сфере. Эксперты отметили наличие отдельных правовых лакун в вопросе рассмотрения и предоставления гражданства. Связано это с тем, что проблема массового потока соискателей гражданства развитых стран достаточно нова, кроме того ее решение усложнено результатами прежней политики, не обеспечившей успешную ассимиляцию мигрантов из третьих стран, принятых в ряды граждан стран ЕС.

Участники Конференции с интересом изучили опыт Франции как страны, в связи с массовой миграцией из африканских стран, чуть ранее остальных столкнувшейся с подобными проблемами.

В части гуманитарной составляющей данного вопроса следует отметить, что образовательные процедуры и требования к уровню подготовленности соискателей гражданства должны быть максимально направлены не только на определение уровня владения языком, но и на выявление готовности иностранного гражданина принять устои государства, знать историю, особенности культуры и соблюдать законы страны.

Эксперты отметили, что в сфере предоставления гражданства Российской Федерации необходимо расширение практики приема в гражданство в общем порядке, после нескольких лет проживания в России и полноценной интеграции в принимающее сообщество. В современных геополитических условиях небезопасно широко применять ускоренные интеграционные программы, поскольку   иностранцы, получившие в таком порядке гражданство как в России, так и в ЕС, лишаются стимулов к интеграции. В то же время последние законопроекты в этой сфере в РФ касаются   дальнейшего упрощения предоставления гражданства России, в первую очередь – для носителей русского языка. Экспертами проанализированы правовые и экономические последствия принятия предлагаемых поправок в отношении носителей русского языка и подтверждена необходимость снятия излишних административных барьеров, но также отмечена высокая значимость обязательного применения интеграционных и адаптационных механизмов в отношении будущих граждан страны, получающих гражданство в упрощенном порядке.

В целом, участники Международной конференции выражают уверенность в том, что конструктивное сотрудничество стран ЕС, Франции и России в различных гуманитарных сферах, а также в сфере регулирования миграции в контексте обеспечения языковой адаптации, будет способствовать плодотворному развитию отношений между Россией и Францией, другими странами, в обеспечении широкого привлечения деятелей науки, культуры, экспертов в различных областях знаний для выработки взвешенных, научно обоснованных и ориентированных на современную геополитическую ситуацию подходов к управлению миграционными процессами.

Российские и зарубежные участники отмечают высокую значимость организации подобных дискуссионных площадок, необходимость продолжения и расширения экспертного диалога по обмену опытом в области регулирования правовых, экономических, социокультурных и лингвоцивилизационных аспектов современных миграционных процессов.

Новости
Все новости
О РУДН
17 апреля
«Сильные люди всегда добры…» Светлая память Валентину Валентиновичу Введенскому

15 апреля не стало Валентина Введенского — учёного-агронома, друга, учителя, товарища, РУДНовца.

О РУДН
12 апреля
Светлой памяти Дианы Нерета, чью прекрасную жизнь оборвал теракт в Крокусе
О РУДН
2 февраля
Институт гостиничного бизнеса и туризма и Высшая школа промышленной политики и предпринимательства объединяются в Высшую школу управления

Высшая школа промышленной политики и предпринимательства (ВШППиП) и Институт гостиничного бизнеса и туризма (ИГБиТ) объединены в Высшую школу управления. Её руководителем назначена Анна Островская, кандидат экономических наук.