«Не бойся ошибаться, не избегай трудностей — они закаляют!» — Екатерина Шиляева, лауреат стипендии Президента РФ 2022, студентка-стоматолог РУДН

«Не бойся ошибаться, не избегай трудностей — они закаляют!» — Екатерина Шиляева, лауреат стипендии Президента РФ 2022, студентка-стоматолог РУДН

О страхах и мечтах, науке и стереотипах, ответственности и чувстве юмора — в интервью с Екатериной.

«Стоматолог» — это звучит страшно. Какие воспоминания из детства от похода к стоматологу?

Стоматолог — это звучит гордо! Сколько бы стереотипов ни было, меня никогда не пугали стоматологи, как и медицина в целом. Грамотный специалист может найти подход даже к ребенку. Я не боялась врачей — у меня нет воспоминаний, от которых бросает в дрожь.

«Стоматология» — одна из самых востребованных специальностей последние годы. Кто-то идет ради высоких зарплат, кто-то идет по совету родителей. При этом хороших стоматологов — не так много. Как считаешь — почему?

Профессия стоматолога действительно востребована. Думаю, связано это с тем, что в современном мире активно развивается гигиеническое воспитание. Такая тенденция формирует у людей бережное отношение к здоровью в целом и к зубочелюстной системе — в том числе.

Важно помнить, что становление любым врачом — это очень долгий и трудоемкий процесс. Справляются далеко не все. Нужно понимать не только «я действительно этого хочу», но и «я готов брать на себя ответственность за здоровье пациентов». Нужно быть готовым посвятить медицине всю жизнь, чтобы стать по-настоящему компетентным и грамотным врачом.

Думаю, что хорошего врача можно отличить по трем основным качествам. Это любовь к профессии. Без нее — никуда... Дальше — постоянное развитие и самообразование, так как медицина не стоит на месте. И третье — это соблюдение медицинской этики.

Есть мнение, что стоматолог — это не врач. Какую помощь человеку ты можешь оказать вне своего кабинета?

Это большое заблуждение! Такое же, как и «зуб — не орган». В дипломе стоматолога, прежде всего, написано «врач, и только потом, через дефис — «стоматолог». Конечно, я могу помочь человеку не только в кабинете, но и за его пределами, например, оказать неотложную и первую медицинскую помощь. Но и это — не всё. Мы проходим полную программу и изучаем дисциплины медицинского профиля. Учеба формирует клиническое мышление и понимание устройства физиологических и патологических процессов в организме человека. Первые симптомы многих заболеваний проявляются именно в полости рта, поэтому внимательный стоматолог может вовремя распознать серьезное заболевание и направить пациента к соответствующему специалисту. Таким образом, для успешной диагностики и лечения необходим полный спектр знаний и междисциплинарный подход.

Ты выиграла стипендию Президента РФ. Ее выдают, в основном, за достижения в науке. Расскажи, какие у тебя есть научные интересы? 

Особую любовь я испытываю к ортопедической стоматологии, одним из разделов которой является несъемное протезирование. Здесь глубоко исследуется аспект адгезии, то есть сцепления разнородных поверхностей. Именно на это были направлены работы. Также мы с коллегами изучали микроструктуру тканей зуба после воздействия различных факторов, чтобы усилить адгезию. Все это на уровне микронов, но именно в этих деталях и состоит залог успеха.

Зачем стоматологу заниматься наукой? Неужели вас за столько лет всему не научили?

Пока что мы, студенты, стоим в самом начале своего профессионального пути. Все самое интересное нам еще предстоит изучить. Медицина развивается, стараясь исправить ошибки прошлого. Появляются новые материалы, разработки и оборудование. Чтобы внедрить их в клиническую практику, необходимы доскональные лабораторные исследования. Доктора модифицируют протоколы лечения, иногда — ориентируясь на индивидуальные особенности лишь одного пациента. А в долгосрочной перспективе их новая методика может оказаться гораздо эффективнее традиционной и широко применяться.

Наука обязательна и необходима, ведь предела совершенству нет. Она помогает находить новые подходы к лечению с минимальными рисками и вмешательствами, с лучшими прогнозами, с большей точностью, при этом с комфортом как для пациента, так и для врача.

«Стоматолог» — это лишь начало. А что дальше — ортодонтия, хирургия, пародонтология?

Мне бы хотелось связать жизнь с ортопедической стоматологией. Это довольно сложная специальность, которая требует понимания работы зубочелюстной системы в целом. Чтобы разобраться во всех нюансах, нужно много учиться, практиковать и, более того, быть креативным. Я считаю, что это идеальные составляющие профессии. Они держат тебя в постоянном тонусе и заинтересованности к делу.

Назови преподавателей, которые тебя вдохновляют. Чем они тебя «зацепили»?

Зураб Суликоевич Хабадзе! Прекрасный преподаватель, специалист и просто человек. Он привил мне огромную любовь к Стоматологии, благодаря ему медицинский институт РУДН стал вторым домом! Я даже не знаю, как это описать... Но вы не представляете, сколько интереса в его глазах! Из года в год он воспитывает замечательных выпускников. Не было таких ситуаций, чтобы он отказал в помощи — несмотря на тысячу дел, он находит время на все. У него всегда все четко под контролем!

Во время вспышки COVID-19 в 2020 году Зураб Суликоевич помогал людям справляться с самыми тяжелыми состояниями. Он просто героически выполнял долг врача. Это восхищает! Столько ответственности, столько страсти к работе я ещё не видела!

А еще меня вдохновляет Марсель Миневакилевич Башаров. С ним у нас незабываемо проходили пары по биохимии. Это тот самый современный преподаватель, который интересуется доказательной медициной, не отстаёт от последних научных открытий и вдобавок обладает чувством юмора!

Если бы ты могла дать совет себе на первом курсе — что сказала бы?

Будь смелее, не бойся ошибаться, не избегай трудностей — они закаляют!

Последнее — в особенности! Я боялась многое на себя взять и не успеть. А оказалось, что время можно найти на все. Иногда с дедлайнами жить даже интереснее!

Но менять я точно ничего не хотела бы — ни о чем не сожалею и считаю, что двигаюсь в правильном направлении.

ekaterina-shilyaeva-5.jpeg

Новости
Все новости
Образование
18 июня
Юристы РУДН взяли «золото» на олимпиаде по международному космическому праву

На базе Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения прошла Всероссийская студенческая олимпиада по международному космическому праву.

Образование
17 июня
Студенты РУДН взяли «серебро» во всероссийских соревнованиях по брендингу территорий

Команда «РУДНик» экономического факультета РУДН завоевала II место в финале молодежных соревнований «СКИЛЛКИТ-2025» по креативу в управлении, рекламе и маркетинге. Тема этого года — «Брендинг территорий».

Образование
16 июня
Ординаторы РУДН взяли «серебро» на олимпиаде по пластической хирургии

В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге завершил работу IV Летний конгресс «Пластическая, реконструктивная хирургия и косметология-2025». Команда ординаторов медицинского института РУДН из Таджикистана и Ирана заняла II место на олимпиаде по пластической хирургии во время конгресса.