От Баренцева до Азовского моря: участники летней школы 3MUGIS РУДН изучили ландшафты и почвы России
27 июля – 10 августа Российский университет дружбы народов провел III полевую международную летнюю школу «Антропогенные и естественные ландшафты и почвы Европейской России: от моря до моря» («Anthropogenic and natural soil landscapes in European Russia: from sea to sea» - 3MUGIS). В программе – маршрут от Баренцева моря до Азовского. Участники преодолели более 3000 км, пересекли 6 областей России и пять природных зон от лесотундры Кольского полуострова до сухих степей Ростовской области. Цель – изучить на практике разные типы ландшафтов и показать контраст между природными и урбанизированными территориями. 50 участников летней школы 3MUGIS представляли 6 стран: Россию, Германию, Италию, Китай, США и Францию.
«В этом году мы замахнулись на такой большой формат, который назвали «Антропогенные ландшафты от моря до моря». Школа предназначена для студентов, магистров, молодых ученых, которые специализируются в городской экологии, ландшафтном проектировании, почвоведении. Мы не только изучаем экосистемы, но и получаем представление о социальных и культурных особенностях жизни российских регионов. Это интересно иностранцам и с точки зрения изучения другой страны, и для понимания роли городской инфраструктуры в устойчивом развитии городов», - Вячеслав Васенев, доцент департамента ландшафтного проектирования устойчивых экосистем РУДН и координатор проекта.
Изначально проектная работа была организована в двух командах, в рамках которых студенты применяли разные способы получения первичных данных. Помимо лекционных занятий, проводились полевые работы по оценке состояния экосистем – одни изучали почвы, а другие – зеленые насаждения, потоки парниковых газов, особенности микроклимата. В школе 3MUGIS учили анализировать и понимать экологические особенности контрастных ландшафтов - тундры и степей, промзон и заповедников. Особое внимание уделено анализу закономерностей и свойств ландшафтов в зависимости от климатического региона и степени воздействия человека на природу. У каждого участника была возможность получить компетенции в области разных методов анализа почв, температурных измерений, зеленых насаждений. В течение всего полевого этапа команды собирали данные, вели таблицы наблюдений и проводили аналитическую работу.
Первый полевой день прошел в конце июля в столичном парке Зарядье. Маршрут далее был проложен с Севера России до Азовского моря: от Териберки через Мончегорск, Апатиты и Кировск, поселок Заповедный в Тверской области, Пущино, Курск, Воронеж до южных прибрежных степей Ростова-на-Дону и Таганрога. За 14 дней участники посетили 3 природных заповедника, 3 ботанических сада, единственный полярный мегаполис Мурманск, крупнейший горнодобывающий район – Курскую магнитную аномалию, деревню на арктическом морском берегу и исторический район культуры казаков, гольф-клуб в Ростове-на-Дону. Команда не в теории, а на практике познакомилась с социально-экономическими и культурными особенностями регионов России.
«Городская среда формируется под совместным влиянием природных и социально-экономических особенностей конкретных населенных пунктов. Мы стараемся показать это участникам школы, и, судя по огромному количеству интересных вопросов, которые они задают, эта идея им понятна и близка, - Марина Слуковская, старший научный сотрудник Лаборатории природоподобных технологий и техносферной безопасности Арктики Кольского научного центра и один из соорганизаторов летней школы.
В Мурманской области участники летней школы РУДН 3MUGIS посетили экологическую тропу Полярно-альпийского ботанического сада Кольского научного центра РАН, где познакомились с экосистемой Хибинских гор, побывали в музейно-выставочном центре АО «Апатит» и Лапландском заповеднике. Команда работала с тремя почвенными разрезами: в Академгородке (пример урбанизированного ландшафта), в лесу на выезде из города Апатиты (пример природного ландшафта) и вблизи промышленной площадки «Североникель» (пример индустриального преобразованного ландшафта). Участники школы проводили измерение эмиссии диоксида углерода, содержания тяжелых металлов в почве, давали оценку состояния зеленых насаждений на всех площадках.
«Мне было интересно, я восхищена, хотя, честно сказать, иногда мне было холодно. Я впервые участвовала в полевой школе, многому научилась. Мне интересно, как все связано друг с другом - почва, деревья, как живут люди», - Руслана Бейкер, участница летней школы 3MUGIS, студентка Государственного университета Аризоны (США).
«Мы сравниваем природные и затронутые деятельностью человека почвы и растительные сообщества - побывали в Лапландском заповеднике, в районе Мончегорска, в Хибинах. Мурманская область - замечательный регион, где охраняемые территории соседствуют с промышленными комплексами, что позволяет в короткий срок посмотреть большое количество разнообразных ландшафтов и проникнуться красотой и сложностью жизни на Севере. Кольская часть школы получилась насыщенной. Надеемся, впечатления у студентов останутся надолго», - резюмировала Мария Корнейкова, заведующая лабораторией экологии микроорганизмов Института проблем промышленной экологии Севера.
Далее через Москву – в Центрально-Лесной государственный биосферный заповедник в Тверской области для знакомства с таежными ландшафтами Русской равнины. Подобных экосистем осталось мало – большинство массивов южной тайги были уничтожены человеком за последнее тысячелетие. Команда школы 3MUGIS изучила подзолистые почвы, типичные для северных хвойных (бореальных) лесов. Эти почвы формируются в холодных местностях с хорошим промывным режимом. Заповедник – уникальный природный массив в южно-таежной зоне, практически на нарушенный человеком, поэтому результаты мониторинговых исследований используются для экологической оценки Московского мегаполиса в качестве фона.
На очереди – смешанные и широколиственные леса (Пущино), лесостепь (Курская и Воронежская области) и степные ландшафты Азовского побережья. По мере движения с севера на юг меняются факторы формирования почв и ландшафтов, основные типы землепользования и антропогенной нагрузки. От промышленного Кольского полуострова степные ландшафты отличаются не только экологическими особенностями, но и абсолютным доминированием сельскохозяйственной деятельности. В каждом регионе участники исследовали почвы на наличие тяжелых металлов: свинца, кадмия, никеля, меди; проводили измерения потенциального и фактического водного состояния почв, почвенного дыхания, визуальную оценку деревьев, анализ растительности с помощью дистанционного зондирования, микрометеорологические наблюдения.
Экзамен в летней школе проходил в Ростове-на-Дону в Южном федеральном университете (ЮФУ). Участники представляли результаты полевых работ по оценке экосистем на основании данных, собранных за 2 недели. Каждая из команд выбрала свой подход к интерпретации полученных результатов. Несмотря на то, что все работали бок о бок на одних и тех же площадках, результаты заметно отличались и по формату подачи, и по расставленным акцентам. В проекте Первой команды «Soils of European Russia from sea to sea» был представлен обширный и полноценный анализ всех факторов каждой из климатических зон. В проекте второй команды за основу была взята одна почвенная функция - почвенное дыхание (эмиссия CO2), измеряемая с помощью газового анализатора. Участники оценивали этот показатель для всех объектов и параллельно сравнивали температурные показатели, тип растительности и т.п.
Среди экспертов, которые оценивали результаты летней школы, были доценты и профессора РУДН, МГУ ЮФУ, Тимирязевской сельскохозяйственной академии.
«Особенное достижение школы – это команды организаторов и участников, которые сформировались во время подготовки и проведения летней школы. На практике получилось реализовать междисциплинарный и международный принципы науки. Это обеспечило прочную основу для новых знаний. 3MUGIS объединил исследовательские, образовательные, природоохранные организации. Свой вклад внесли Международное общество почвоведов, Российский научный фонд, Институт городских почв Нью-Йорка, Тимирязевская сельскохозяйственная академия, МГУ, Кольский научный центр, Географический институт РАН, Южный федеральный университет, заповедники и международные проекты взаимодействия», - Эльвира Довлетярова, директор департамента ландшафтного проектирования устойчивых экосистем РУДН.
«Это были наиболее насыщенные и лучшие 3 недели в моей жизни. Я многое узнала о почве от наших профессоров из России, США, Германии и Франции. Я также очень рада возможности увидеть так много прекрасных мест и завести новых друзей. Друзей, которые были со мной и в счастливые, и в сложные минуты. Я хочу поблагодарить всех участников и организаторов 3MUGIS. Спасибо за это удивительное время», - Семра Текгул, студентка Технического университета Берлина (Германия).
Организаторы:
- Российский университет дружбы народов (Москва, Россия),
- Институт городских почв (Нью-Йорк, США),
- Технический университет Берлина (Берлин, Германия),
- при поддержке Международного союза наук о почвах и Российского научного фонда, Южного федерального университета.
Справочно:
Подробности о летней школе – на сайте http://3mugis.org/
По материалам:
https://www.mvestnik.ru/eco/ot-teriberki-do-taganroga/
https://www.ksc.ru/press-sluzhba/novosti/institut-problem-promyshlennoy-ekologii-severa/letnyaya-polevaya-shkola-3mugis/?fbclid=IwAR2OW4weqt78IH-rtsdnk0RTFpPrzeJNAMDyZGNmPXvaTSIWF3jTk0AbyxU
http://clgz.ru/?p=3813&fbclid=IwAR172zDIxeWZpwo1DYaeM7vbrljJqbix7F_tB-cYCmQS666eIqGXk7W_fVg
https://www.zaryadyepark.ru/en/news/soil-test/?fbclid=IwAR2Kj-rB4nr1twdMMfX-XkhXNrhZsAZ49Q8pUkXRNxVP1EOJgDrpTjw72YU
https://tgnews.ru/articles/novosti/50-studentov-i-prepodavateley-iz-raznyh-stran-posetili-tsentralnolesnoy-zapovednik
https://www.tv21.ru/news/2019/08/06/mezhdunarodnaya-komanda-molodykh-uchenykh-issledovala-landshaft-kolskogo-poluostrova
https://www.hibiny.com/news/archive/197314/
Подвели итоги XIX международной интернет-олимпиады по латинскому языку и основам медицинской терминологии. Среди заданий — вопросы на знание анатомической, клинической и фармацевтической терминологии, а также творческое задание, посвященное
Завершилась XII Всероссийская олимпиада по детской хирургии. В ней приняли участие 19 команд медицинских вузов страны. Команда научного студенческого кружка «Детская хирургия» медицинского института РУДН заняла общекомандное III место.
Команда студентов высшей школы управления взяла «золото», разработав проект цифровой экосистемы квест-экскурсий «КвестБуук».