От Баренцева до Азовского моря: участники летней школы 3MUGIS РУДН изучили ландшафты и почвы России

От Баренцева до Азовского моря: участники летней школы 3MUGIS РУДН изучили ландшафты и почвы России

27 июля – 10 августа прошла III полевая международная летняя школа «Антропогенные и естественные ландшафты и почвы Европейской России: от моря до моря». Школу ежегодно проводит РУДН совместно с научными и образовательными организациями России, Германии и США. В этом году 50 участников представили Россию, Германию, Италию, Китай, США, Чили и Францию. За 2 недели они пересекли всю европейскую часть России от Баренцева моря до Азовского, чтобы изучить зональное разнообразие почв и ландшафтов и оценить результаты антропогенного воздействия на экосистему.

27 июля – 10 августа Российский университет дружбы народов провел III полевую международную летнюю школу «Антропогенные и естественные ландшафты и почвы Европейской России: от моря до моря» («Anthropogenic and natural soil landscapes in European Russia: from sea to sea» - 3MUGIS). В программе – маршрут от Баренцева моря до Азовского. Участники преодолели более 3000 км, пересекли 6 областей России и пять природных зон от лесотундры Кольского полуострова до сухих степей Ростовской области. Цель – изучить на практике разные типы ландшафтов и показать контраст между природными и урбанизированными территориями. 50 участников летней школы 3MUGIS представляли 6 стран: Россию, Германию, Италию, Китай, США и Францию.

«В этом году мы замахнулись на такой большой формат, который назвали «Антропогенные ландшафты от моря до моря». Школа предназначена для студентов, магистров, молодых ученых, которые специализируются в городской экологии, ландшафтном проектировании, почвоведении. Мы не только изучаем экосистемы, но и получаем представление о социальных и культурных особенностях жизни российских регионов. Это интересно иностранцам и с точки зрения изучения другой страны, и для понимания роли городской инфраструктуры в устойчивом развитии городов», - Вячеслав Васенев, доцент департамента ландшафтного проектирования устойчивых экосистем РУДН и координатор проекта.

Изначально проектная работа была организована в двух командах, в рамках которых студенты применяли разные способы получения первичных данных. Помимо лекционных занятий, проводились полевые работы по оценке состояния экосистем – одни изучали почвы, а другие – зеленые насаждения, потоки парниковых газов, особенности микроклимата. В школе 3MUGIS учили анализировать и понимать экологические особенности контрастных ландшафтов - тундры и степей, промзон и заповедников. Особое внимание уделено анализу закономерностей и свойств ландшафтов в зависимости от климатического региона и степени воздействия человека на природу. У каждого участника была возможность получить компетенции в области разных методов анализа почв, температурных измерений, зеленых насаждений. В течение всего полевого этапа команды собирали данные, вели таблицы наблюдений и проводили аналитическую работу. 

Первый полевой день прошел в конце июля в столичном парке Зарядье. Маршрут далее был проложен с Севера России до Азовского моря: от Териберки через Мончегорск, Апатиты и Кировск, поселок Заповедный в Тверской области, Пущино, Курск, Воронеж до южных прибрежных степей Ростова-на-Дону и Таганрога. За 14 дней участники посетили 3 природных заповедника, 3 ботанических сада, единственный полярный мегаполис Мурманск, крупнейший горнодобывающий район – Курскую магнитную аномалию, деревню на арктическом морском берегу и исторический район культуры казаков, гольф-клуб в Ростове-на-Дону. Команда не в теории, а на практике познакомилась с социально-экономическими и культурными особенностями регионов России.

«Городская среда формируется под совместным влиянием природных и социально-экономических особенностей конкретных населенных пунктов. Мы стараемся показать это участникам школы, и, судя по огромному количеству интересных вопросов, которые они задают, эта идея им понятна и близка, -  Марина Слуковская, старший научный сотрудник Лаборатории природоподобных технологий и техносферной безопасности Арктики Кольского научного центра и один из соорганизаторов летней школы.

В Мурманской области участники летней школы РУДН 3MUGIS посетили экологическую тропу Полярно-альпийского ботанического сада Кольского научного центра РАН, где познакомились с экосистемой Хибинских гор, побывали в музейно-выставочном центре АО «Апатит» и Лапландском заповеднике. Команда работала с тремя почвенными разрезами: в Академгородке (пример урбанизированного ландшафта), в лесу на выезде из города Апатиты (пример природного ландшафта) и вблизи промышленной площадки «Североникель» (пример индустриального преобразованного ландшафта). Участники школы проводили измерение эмиссии диоксида углерода, содержания тяжелых металлов в почве, давали оценку состояния зеленых насаждений на всех площадках.

«Мне было интересно, я восхищена, хотя, честно сказать, иногда мне было холодно. Я впервые участвовала в полевой школе, многому научилась. Мне интересно, как все связано друг с другом - почва, деревья, как живут люди», - Руслана Бейкер, участница летней школы 3MUGIS, студентка Государственного университета Аризоны (США).  

«Мы сравниваем природные и затронутые деятельностью человека почвы и растительные сообщества - побывали в Лапландском заповеднике, в районе Мончегорска, в Хибинах. Мурманская область - замечательный регион, где охраняемые территории соседствуют с промышленными комплексами, что позволяет в короткий срок посмотреть большое количество разнообразных ландшафтов и проникнуться красотой и сложностью жизни на Севере. Кольская часть школы получилась насыщенной. Надеемся, впечатления у студентов останутся надолго», - резюмировала Мария Корнейкова, заведующая лабораторией экологии микроорганизмов Института проблем промышленной экологии Севера.

Далее через Москву – в Центрально-Лесной государственный биосферный заповедник в Тверской области для знакомства с таежными ландшафтами Русской равнины. Подобных экосистем осталось мало – большинство массивов южной тайги были уничтожены человеком за последнее тысячелетие. Команда школы 3MUGIS изучила подзолистые почвы, типичные для северных хвойных (бореальных) лесов. Эти почвы формируются в холодных местностях с хорошим промывным режимом. Заповедник – уникальный природный массив в южно-таежной зоне, практически на нарушенный человеком, поэтому результаты мониторинговых исследований используются для экологической оценки Московского мегаполиса в качестве фона.

На очереди – смешанные и широколиственные леса (Пущино), лесостепь (Курская и Воронежская области) и степные ландшафты Азовского побережья. По мере движения с севера на юг меняются факторы формирования почв и ландшафтов, основные типы землепользования и антропогенной нагрузки. От промышленного Кольского полуострова степные ландшафты отличаются не только экологическими особенностями, но и абсолютным доминированием сельскохозяйственной деятельности. В каждом регионе участники исследовали почвы на наличие тяжелых металлов: свинца, кадмия, никеля, меди; проводили измерения потенциального и фактического водного состояния почв, почвенного дыхания, визуальную оценку деревьев, анализ растительности с помощью дистанционного зондирования, микрометеорологические наблюдения.

Экзамен в летней школе проходил в Ростове-на-Дону в Южном федеральном университете (ЮФУ). Участники представляли результаты полевых работ по оценке экосистем на основании данных, собранных за 2 недели. Каждая из команд выбрала свой подход к интерпретации полученных результатов. Несмотря на то, что все работали бок о бок на одних и тех же площадках, результаты заметно отличались и по формату подачи, и по расставленным акцентам. В проекте Первой команды «Soils of European Russia from sea to sea» был представлен обширный и полноценный анализ всех факторов каждой из климатических зон. В проекте второй команды за основу была взята одна почвенная функция - почвенное дыхание (эмиссия CO2), измеряемая с помощью газового анализатора. Участники оценивали этот показатель для всех объектов и параллельно сравнивали температурные показатели, тип растительности и т.п.

Среди экспертов, которые оценивали результаты летней школы, были доценты и профессора РУДН, МГУ ЮФУ, Тимирязевской сельскохозяйственной академии.

«Особенное достижение школы – это команды организаторов и участников, которые сформировались во время подготовки и проведения летней школы. На практике получилось реализовать междисциплинарный и международный принципы науки. Это обеспечило прочную основу для новых знаний. 3MUGIS объединил исследовательские, образовательные, природоохранные организации. Свой вклад внесли Международное общество почвоведов, Российский научный фонд, Институт городских почв Нью-Йорка, Тимирязевская сельскохозяйственная академия, МГУ, Кольский научный центр, Географический институт РАН, Южный федеральный университет, заповедники и международные проекты взаимодействия», - Эльвира Довлетярова, директор департамента ландшафтного проектирования устойчивых экосистем РУДН.

«Это были наиболее насыщенные и лучшие 3 недели в моей жизни. Я многое узнала о почве от наших профессоров из России, США, Германии и Франции. Я также очень рада возможности увидеть так много прекрасных мест и завести новых друзей. Друзей, которые были со мной и в счастливые, и в сложные минуты. Я хочу поблагодарить всех участников и организаторов 3MUGIS. Спасибо за это удивительное время», - Семра Текгул, студентка Технического университета Берлина (Германия).

Организаторы:

  • Российский университет дружбы народов (Москва, Россия),
  • Институт городских почв (Нью-Йорк, США),
  • Технический университет Берлина (Берлин, Германия),
  • при поддержке Международного союза наук о почвах и Российского научного фонда, Южного федерального университета.

Справочно:

Подробности о летней школе – на сайте http://3mugis.org/

 

По материалам:

https://www.mvestnik.ru/eco/ot-teriberki-do-taganroga/
https://www.ksc.ru/press-sluzhba/novosti/institut-problem-promyshlennoy-ekologii-severa/letnyaya-polevaya-shkola-3mugis/?fbclid=IwAR2OW4weqt78IH-rtsdnk0RTFpPrzeJNAMDyZGNmPXvaTSIWF3jTk0AbyxU
http://clgz.ru/?p=3813&fbclid=IwAR172zDIxeWZpwo1DYaeM7vbrljJqbix7F_tB-cYCmQS666eIqGXk7W_fVg
https://www.zaryadyepark.ru/en/news/soil-test/?fbclid=IwAR2Kj-rB4nr1twdMMfX-XkhXNrhZsAZ49Q8pUkXRNxVP1EOJgDrpTjw72YU
https://tgnews.ru/articles/novosti/50-studentov-i-prepodavateley-iz-raznyh-stran-posetili-tsentralnolesnoy-zapovednik
https://www.tv21.ru/news/2019/08/06/mezhdunarodnaya-komanda-molodykh-uchenykh-issledovala-landshaft-kolskogo-poluostrova 
https://www.hibiny.com/news/archive/197314/
 

 

Теги Международное сотрудничество
Новости
Все новости
Образование
18 апреля
Дарья Сорокина, преподаватель РУДН, стала лучшим лектором «Основ российской государственности»

На Международной выставке-форуме «Россия» наградили победителей Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель дисциплины «Основы российской государственности» в образовательных организациях высшего образования». Дарья Сорокина, преподаватель юридического института РУДН, политолог и политтехнолог, победила в конкурсе.

Образование
18 апреля
Медики РУДН взяли «золото», 4 «серебра» и 2 «бронзы» на форуме по общественному здоровью и здравоохранению

В Казани прошел XI Молодежный научный медицинский форум «Белые цветы», приуроченный к 150-летию Николая Семашко, создателя системы советского здравоохранения. В форуме приняли участие более 2000 студентов из медицинских вузов  России и СНГ. Команда медиков РУДН стала абсолютным победителем, заняв первые и призовые места во всех состязаниях конкурса.

Образование
16 апреля
Робототехника, промышленный дизайн и информационная безопасность: в РУДН стартовал заключительный этап ВсОШ по технологии

Что объединяет ребят, которые разбираются в 3D-моделировании, конструируют мобильных роботов, создают коллекции одежды и расследуют компьютерные инциденты? Всероссийская олимпиада школьников по технологии! В РУДН собрались 370 учащихся из 74 регионов России. Их ждут интеллектуальные соревнования по 4 направлениям: «Техника, технологии и техническое творчество», «Культура дома, дизайн и технология», «Информационная безопасность» и «Робототехника».