Под ливнями с лопатами: как прошла полевая практика студентов-экологов РУДН

Под ливнями с лопатами: как прошла полевая практика студентов-экологов РУДН

Косинские озёра, Ульяновский лесопарк, биостанция «Малинки»...Звучит, как чей-то маршрут для палаточного отдыха, но это места, где студенты-экологи РУДН проходили практику. Они изучали разные типы лесов и описывали их видовое разнообразие. Кроме того, студенты оценили влияние человека на экосистемы и впечатлились скоростью «захвата территорий» борщевиком Сосновского.

«Мы успели поработать с разными сообществами — от еловых и смешанных лесов до луговых и пойменных участков. Для описания структуры лесов закладывали пробные площадки 20 × 20 м: отмеряли нужный размер с помощью рулетки, а дальше уже всё определяли на этом участке. Высоту ярусов оценивали приблизительно, ориентируясь на собственный рост. Сомкнутость крон определяли визуально — это приходит с опытом. А вот с видовым разнообразием всё не так просто. Особенно в травянистом ярусе быстро ничего не перечислишь. Каждый вид приходилось отдельно находить, внимательно рассматривать и сверять с определителем — это было похоже на детективное расследование, но зато теперь многие растения узнаются с первого взгляда», — Юлия Шмитько, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).

От озёр с ледниковой водой до хвойных лесов

Каждая из локаций, в которых работали студенты, имела свои особенности. Например, Косинские озёра — это комплекс озёр ледникового происхождения. Такой вид водоёмов редкость для Московского региона, они встречаются обычно на севере и северо-западе страны. К сожалению, озёра подвержены сильному негативному влиянию со стороны человека. В Белом озере из-за активной эксплуатации и ливневых стоков в водоёме наблюдаются чрезмерный рост водорослей и других растений, недостаток кислорода и массовая гибель рыб зимой. А в Святом озере происходят процессы осушения, смыва удобрений, из-за чего исчезают верховые болотные растения, зато сплавина (слой флоры, покрывающей поверхность) водоёма зарастает ивами и тростником.

«В Ульяновском лесопарке в Подмосковье преобладают сосновые, берёзовые, дубовые и смешанные леса (сосна-берёза). По мере удаления от водоёмов леса становятся более сухими и сосновыми. Ближе к дорогам часто встречались березняки — вероятно, это связано с нарушением почвенного покрова и более быстрым восстановлением берёзы. Ближе к водоёмам встречаются заболоченные участки с ольхой чёрной. На более старых участках леса сосна начинает вытеснять берёзу», — Диана Чиркова, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).

Леса вокруг биостанции «Малинки» интересны тем, что они были обновлены около 100 лет назад. Крестьяне получили местные леса в аренду с условием, что на месте каждого срубленного дерева они буду сажать молодое деревце того же вида. Здесь уже несколько десятилетий экологи проводят широкий спектр исследований — от мониторинга состояния популяций редких видов до изучения влияния человека на экосистемы.

Раскопки под ливнями

Во время практики студенты описывали не только леса, но и структуру местной почвы. Часть исследований пришлась на сезон затяжных ливней, что заметно осложняло полевые работы.

«Почва становилась слишком сырой для полноценного копа, и стандартную яму 1×1 м было просто невозможно выкопать. Склоны размокали и становились скользкими, поэтому некоторые маршруты приходилось проходить с особой осторожностью. Но несмотря на трудности, такая погода подарила нам массу запоминающихся моментов —мы точно запомним, как спасали друг друга на обводнённых тропах и как ценой сухой одежды искали обходные пути», — Юлия Шмитько, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).

По словам студентов, на локациях им встречались торфяно-болотные, подзолистые (кислые почвы, которые формируются в условиях промывного водного режима под хвойными и смешанными лесами) и дерново-подзолистые почвы.

В мире флоры и фауны

Конечно, во время долгих полевых работ экологи не могли не встретить разнообразных представителей подмосковной фауны.

«Я не ожидала настолько большое видовое разнообразие животных. За время практики мы встретили тех, кого в обычной жизни вряд ли бы встретили. Например, бобра в парке «Яуза». Особенно удивительным было увидеть лосей на биостанции «Малинки». А в конце практики произошел милый и очень приятный момент — удалось покормить белку с рук», — Юлия Шмитько, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).

Что же касается флоры, то студенты отметили в своих полевых дневниках наличие нескольких инвазивных видов растений. Это растения, которые были завезены в регион из их естественного ареала обитания, но они стали активно распространяться и вытеснять местные виды, угрожая биологическому разнообразию.

«В Подмосковье из таких растений распространены недотрога железистая и мелкоцветковая, свидина белая, люпин многоцветковый. Они вытесняют типичные лесные виды, занимая нарушенные участки. Но больше всего территорий «захватил» борщевик Сосновского. Темпы его размножения поражают — особенно на территории биостанции», — Диана Чиркова, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).

Участники полевой практики отмечают, что после проведённых исследований они стали лучше понимать, насколько сложны и взаимосвязаны экосистемы. И что даже небольшое воздействие на один компонент может привести к серьёзным последствиям для всей системы.

«Полевые занятия сильно меняют восприятие всего, что мы изучали в течение года. То, что раньше воспринималось как набор теоретических понятий, вживую обретает форму и становится логичным. После практики ты уже не просто «смотришь на природу», а интуитивно замечаешь сомкнутость крон, оцениваешь проективное покрытие, распознаёшь виды растений», — Юлия Шмитько, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).

Теги институт экологии
Новости
Все новости
Образование
5 декабря
Костюмированные сценки, уроки каллиграфии и «фишки» цифровых технологий: студентка РУДН рассказала о языковой стажировке в Китае

Во сколько начинаются пары у китайских студентов? Как современные технологии сочетаются в Поднебесной с любовью и уважением к традициям? Ответы на эти вопросы студентка кафедры инновационного менеджмента в отраслях промышленности инженерной академии РУДН Дарина Хасанова получила во время образовательной стажировки в Океанологическом университете Китая в Циндао. Несколько недель она вместе с другими учащимися нашего вуза интенсивно изучала китайский язык по программе, разработанной носителями.

Образование
4 декабря
В ВШУ РУДН открылась кафедра «Цифровой менеджмент» с программой для будущих IT-архитекторов бизнеса

В высшей школе управления РУДН появилась новая кафедра «Цифровой менеджмент». Её особенностью стала запущенная программа бакалавриата «Разработка прикладных решений для бизнеса. Бизнес-информатика», ориентированная на подготовку специалистов, способных проектировать цифровую трансформацию компаний.

Образование
3 декабря
РУДН включили в первый рейтинг вузов RAEX в сфере устойчивого развития!

Опубликован первый рейтинг вузов RAEX в сфере устойчивого развития. В него включили семь российских университетов. РУДН — среди первой семёрки, причём нашему вузу присвоили класс АА, что говорит об очень высоком уровне деятельности в области устойчивого развития.