Эксперты раскрыли глобальные ориентиры развития российских университетов

Эксперты раскрыли глобальные ориентиры развития российских университетов

Научно-практическая конференция «Международная образовательная деятельность вуза как инструмент продвижения региона на мировой рынок», организованная Российским университетом дружбы народов и Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге 23 июня, собрала руководителей российской высшей школы, экспертов в области образования и международного сотрудничества. Большое внимание эксперты уделили вопросам роста глобальной конкурентоспособности российских вузов и широкого внедрения цифровых образовательных механизмов для достижения этой цели.

С приветственным словом к участникам научно-практической конференции обратился ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров. В своем выступлении он подчеркнул важность международных связей для подготовки высококвалифицированных кадров не только для своего региона и страны, но и для глобального рынка. Эксперт отметил, что сегодня у вуза есть реальная возможность стать драйвером социально-экономического развития крупного макроэкономического региона.

Проректор — директор Департамента международного сотрудничества и развития международного бизнеса Технической академии Росатом Журавлев Павел рассказал о сотрудничестве с зарубежными странами, в том числе, со странами Африки. Росатом представлен крупными энергетическими проектами по сооружению атомных станций в Египте, Турции, Бангладеш, Финянди, Замбия и других странах.

Пленарная сессия продолжилась докладом проректора по международной деятельности Российского университета дружбы народов Ларисы Ефремовой.

Спикер отметила, что повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг — одна из приоритетных национальных задач.

«Высшее образование в России должно стать привлекательным для иностранцев — к 2024 году число заграничных абитуриентов должно увеличиться вдвое и составить около 425 тысяч человек. На сегодняшний день большая часть обучающихся в России иностранцев — граждане стран СНГ, Азии и Северной Африки. Иностранные студенты чаще всего приезжают в Россию за высшим инженерно-техническим (22%) и медицинским (21%) образованием»,— Лариса Ефремова.

По мнению эксперта, главными трендами повышения глобальной конкурентоспособности российского образования в постковидный период является широкое внедрение онлайн-технологий, увеличение доли региональных университетских альянсов и ассоциаций, продвижение новой педагогики и развитие непрерывного образования.

Региональными кейсами взаимодействия власти Свердловской области с вузами региона в рамках продвижения международных образовательных и научных проектов поделилась с участниками конференции заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Людмила Берг. Спикер подчеркнула, что на сегодняшний момент в вузах региона обучается около 7000 иностранных студентов из более чем 100 зарубежных государств. В 2017 году в целях координации международной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и образовательных организаций высшего образования была создана рабочая группа по вопросам развития международных гуманитарных связей региона. В регионе действует Совет проректоров по международной деятельности, на площадке которого эксперты в области международного сотрудничества делятся собственными уникальными практиками, типизируют проблемы, вырабатывают общие принципиальные решения, в том числе совместно с органами миграционного учета региона. В регионе создан портал внешнеэкономической деятельности на котором представлены 16 ведущих высших учебных заведений региона. 

«В современных условиях университеты становятся центрами развития международного сотрудничества региона. С учетом растущей роли молодежи во всех сферах общества необходимо решать задачи по активизации молодежной дипломатии и усилении представленности российских вузов на международных площадках и мероприятиях. Необходимо привлекать потенциал молодежи для продвижения объективной информации о современной жизни в России, так как, лишь объединившись вместе, мы сможем сформировать устойчивый развивающийся мир, основанный на верховенстве права, закона и принципов добрососедства», — Лариса Ефремова.

О новых возможностях продвижения российских вузов на международном образовательном рынке, о том, как привлечь больше иностранных студентов и грамотно организовать рекламную кампанию в период пандемии короновируса, рассказал генеральный директор Ассоциации Восточно-Европейских университетов (EEUA) Богдан Вороновский.

Эксперты Ассоциации восточно-европейских университетов в Тунисе, Нигерии, Эквадоре поделились опытом работы вузов в условиях COVID—19 в этих странах. Эксперты отметили, что основным ответом стран на распространение эпидемии стало закрытие учебных заведений и перевод обучения в онлайн формат. Однако, по мнению экспертов, дистанционное образование, которым пытаются заменить очные занятия в этих странах не лучшего качества. Одна из главных проблем обучения в дистанционном формате — плохая связь, а то и полное ее отсутствие.

Формулировать стратегические цели и совершенствовать инструменты развития, сопоставляя их с практиками сильнейших университетов мира, стало объективной реальностью для ведущих университетов России. Об опыте продвижения РУДН в мировых рейтингах рассказала Наталья Дугалич. Эксперт отметила, что по итогам предметного рейтинга QS 2021 года РУДН вошел в топ-100 мира по направлениям «Современные языки» (88 место) и «Лингвистика» (101-150 место). На реализацию этой задачи в РУДН работали все подразделения, и продвижение университета в международных рейтингах — это результат усилий всего коллектива. Одним из инструментов развития, который доказал свою результативность, стало, по мнению эксперта, создание Института иностранных языков, межкультурной коммуникации и миграции, работа которого реализуется в двух направлениях: разработка инновационных моделей преподавания иностранных языков, подготовка профессиональных переводчиков и переводчиков-синхронистов для международных организаций, а также изучение миграционных процессов. В качестве наиболее значимых результатов деятельности Института в деле укрепления глобальных позиций РУДН эксперт отметила реализацию совместных магистерских программ с университетами мира, расширение географии вузов партнеров, реализацию системы приглашенных лекторов — ученых мирового уровня для работы в РУДН, участие студентов-переводчиков в мероприятиях федерального и международного уровня.

После пленарного заседания работа конференции продолжилась на трех дискуссионных площадках, на которых представители экспертного сообщества обсудили ключевые тренды развития высшего образования в России, сетевые образовательные программы в контексте Приоритетов 2030, успешные практики адаптации иностранных обучающихся, особенности проведения приемной кампании в условиях пандемии COVID-19.

Подводя итог конференции, модератор мероприятия, проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов Лариса Ефремова отметила практическую ценность состоявшейся дискуссии: 

«В ходе научно-практической конференции состоялся продуктивный обмен экспертными мнениями и неоценимым практическим опытом, который в дальнейшем будет способствовать повышению международной конкурентоспособности российского образования в глазах зарубежных партнеров, работодателей и потенциальных абитуриентов».

Мероприятие проходило в рамках федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование».

Новости
Все новости
Международное сотрудничество
19 Января
В Европу — за знаниями: подайте заявку на обучение и повышение квалификации в Словении

Вы российский студент или аспирант? У вас есть возможность пройти обучение или повысить квалификацию в Словении. 

Международное сотрудничество
18 Января
В Европу — за знаниями: подайте заявку на обучение и стажировку в Чехии

Вы российский студент, аспирант или научно-педагогический работник? У вас есть возможность пройти обучение или стажировку в Чехии. 

Международное сотрудничество
13 Января
В Европу – за знаниями: подайте заявку на обучение и повышение квалификации в Словакии

Вы российский студент, аспирант или научно-педагогический работник? У вас есть возможность пройти обучение или повысить квалификацию в Словакии.