В РУДН обсудили российский и международный опыт экспорта образования
Пленарное заседание и 4 дискуссионные площадки объединили сотрудников международных подразделений организаций высшего образования, руководителей Министерства науки и высшего образования России, руководителей департаментов Министерства науки и высшего образования России, руководителей и представителей Россотрудничества, представителей Совета Федерации и МВД России. Модератором панельных дискуссий выступила Лариса Ефремова — проректор по международной деятельности РУДН.
На пленарной сессии эксперты обсудили современные тенденции международного сотрудничества, а также выделили основные принципы его трансформации в ближайшем будущем.
Определил вектор дискуссии Владимир Филиппов — президент РУДН, Председатель ВАК. Он отметил, что сегодня перед российским образованием стоят новые задачи и вызовы, связанные не только с ситуацией пандемии коронавируса, но и новыми приоритетами государственной политики в области экспорта образования.
«В новых условиях для России важно международное признание. Эта задача поставлена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и нацелена на вхождение России в число 10 ведущих стран мира по науке и качеству образования. Ключевая роль в решении задачи отведена университетам», — Владимир Филиппов.
Петр Кучеренко — заместитель Министра науки и высшего образования отметил, что конференция — это отклик российских университетов на призыв государства всесторонне развивать экспорт образования и всемерно поддерживать его востребованность и международную конкурентоспособность. Заместитель министра подчеркнул, что в жестких конкурентных условиях образовательного рынка тот или иной российский университет не способен самостоятельно развивать эффективное системное международное партнерство. Сегодня крайне важны объединение ресурсов, обмен опытом, диалог и взаимная поддержка. Серия мероприятий, которые проходят в РУДН, даёт такую возможность.
Новые акценты проблематики экспорта образования поставил Константин Косачев — Председатель комитета Совета Федерации по международным делам. По словам эксперта, пандемия коронавируса — не только угроза международной деятельности образовательных учреждений, но и дополнительная возможность: «Программы онлайн обучения, при должном техническом обеспечении, могут стать визитной карточкой российских вузов и обеспечить внимание абитуриентов».
Константин Косачев затронул проблему привлечения на обучение мотивированных иностранных студентов: «За время реализации проекта „Экспорт образования“ количество иностранных студентов удвоилось, и это приближает к искомой цифре — 425 000 иностранных граждан, обучающихся в российской высшей школе в 2024 году. Однако в погоне за абсолютными цифрами важно не потерять качество. Сегодня только 3% иностранцев, поступивших в наши университеты по квотам, победители олимпиад или конкурсов. Осуществляя набор иностранных студентов, стоить помнить, что это кадровый потенциал для нашей экономики и проектов с другими странами».
Проблему трудоустройства иностранных студентов в докладе пленарного заседания продолжила Екатерина Бабелюк, советник Министра науки и высшего образования Российской Федерации. Она рассказала, что в новой программе стратегического академического лидерства (ПСАЛ) будет сделан акцент на такой показатель, как доля выпускников учреждений высшего образования, трудоустроенных в течении первого года после завершения обучения: «Важнейшая задача, стоящая перед вузами и международными службами университетов, организовать работу по трудоустройству наших иностранных выпускников в российские компании. Теперь количество трудоустроенных выпускников будет показателем эффективности участия университета в ПСАЛ».
В докладе Екатерина Бабелюк затронула тему использования инструментов экспорта образовательных программ университетов. Особое внимание было уделено таким инструментам, как включение условий по подготовке кадров во внешнеторговые контракты индустриальных партнеров и учреждение грантов для обучения иностранных студентов.
В завершение выступления советник Министра рекомендовала университетам обратить внимание на разработку образовательных программ на иностранных языках и, как следствие, на совершенствование языковой подготовки российских преподавателей.
О роли Россотрудничества в реализации федерального проекта «Экспорт образования» рассказал Павел Шевцов — заместитель руководителя Россотрудничества. Докладчик поделился с участниками конференции опытом проведения отборочной кампании на обучение по квоте иностранных граждан в условиях пандемии коронавируса. Эксперт отметил, что, несмотря на пессимистические прогнозы, Россотрудничеству удалось собрать 60 000 заявок из 170 стран.
Интерес к получению образования в России демонстрируют кандидаты из стран СНГ, Грузии, Абхазии и Южной Осетии (30%), стран Азии (23%), стран Ближнего Востока и Северной Африки (19%). Среди направлений подготовки лидируют медицинские специальности (9157 заявок), экономика и управление (8158 заявок), информатика и вычислительная техника (4047 заявок).
С докладом «Экспорт образования: целевые группы и привлекательные продукты; вузовские практики» выступила Ирина Карелина — исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты». В выступлении Ирина Карелина рассказала о проекте «Open doors» — это международная олимпиада, которая позволяет талантливым студентам из зарубежных стран бесплатно поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих российских университетов без вступительных испытаний.
На конференции выступили представители дипмиссий Российской Федерации во Франции, Норвегии, эксперты по Великобритании, а также ВРИО директора ФГБУН Институт Дальнего Востока РАН Алексей Маслов, которые поделились опытом работы вузов в условиях COVID—19 в этих странах. Эксперты отметили, что основным ответом стран на распространение эпидемии стало закрытие учебных заведений и перевод обучения в онлайн-формат. Эксперты рассказали о решениях, внедренных в этих странах, и результатах, которые после анализа и учета российской специфики могут быть использованы в системе российского образования.
В рамках дискуссионной площадки «Лучшие практики: Использование дистанционных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID—19» представители российских университетов обсудили собственные кейсы экспорта образования в период пандемии коронавируса и определили общие шаги, направленные на развитие международной деятельности в 2021 году.
В ходе работы онлайн площадки с докладами выступали представители 18 вузов России.
Участники дискуссионной площадки сошлись во мнении, что в условиях пандемии коронавируса экстренный переход на дистанционное обучение предоставил широкие перспективы для совершенствования процесса образования. В выступлениях эксперты поделились советами по продвижению бренда вуза и формированию лояльности к нему среди иностранных абитуриентов через интернет-площадки; рассказывали об онлайн-платформах и доступе к ним; обратили внимание на проблему построения практических и лабораторных работ в технических университетах и предложили решение путем имитационного моделирования и виртуального использования технологического оборудования и научных приборов в условиях ограничений, вызванных пандемией.
На дискуссионной площадке «Миграционное законодательство в части приема, обучения и пребывания иностранных граждан в вузах Российской Федерации» был представлен доклад Кирилла Адзинова — заместителя начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России.
Кирилл Адзинов рассказал участникам конференции об изменениях в области миграционной политики в отношении иностранных студентов, об упрощенном порядке трудоустройства иностранных граждан, обучающихся в России. Это стало возможно благодаря вступившему в силу 5 августа 2020 закону № 16-ФЗ, иностранцы, обучающиеся в России, могут легально работать в стране без патентов и разрешения на работу. Интерес у участников конференции вызвали инструменты контроля за иностранными студентами, созданные в рамках поручения Президента России о разработке Положения о перспективной миграционной политики.
«В рамках данного Положения предлагается выдавать иностранным студентам сроком на 10 лет ID-карту, содержащую биометрические данные и цифровую подпись. Портал Госуслуг будет единым окном входа для иностранных студентов. О прибытии и убытии иностранные студенты будут предупреждать через мобильное приложение или веб-браузер», — рассказал Кирилл Адзинов.
В завершение конференции организаторы отметили, что, несмотря на новизну формата проведения, получилось создать площадку для обсуждения вопросов экспорта образования.
«Мы переживали, что в онлайн-формате что-то пойдет не так, ведь это наш первый опыт. Но все получилось, была обширная программа, увлеченное общение спикеров, интересные вопросы и положительные отзывы участников», — Лариса Ефремова.
«Опыт участия в студенческих организациях как путь к формированию карьерных навыков» — тема международного научного семинара института экологии РУДН. Стипендиаты премий International Student Mobility Awards 2024 и Open Doors, активисты научного студенческого общества «GreenLab» и профессионального студенческого объединения «Костёр» поделились результатами своей научной деятельности в области охраны окружающей среды.
Послы российского образования и науки встретились на конференции в РУДН. Они обсудили, как могут повысить узнаваемость российских вузов и научных организаций в мире, увеличить количество иностранных обучающихся в России.
РУДН подвел итоги специальной стипендии «RUDN International Scholarship». По итогам конкурсного отбора были определены 20 победителей, которые получат единовременную выплату в размере 55 000 рублей на человека.