В РУДН обсудили стратегии повышения узнаваемости и привлекательности российского образования за рубежом

В РУДН обсудили стратегии повышения узнаваемости и привлекательности российского образования за рубежом

5-6 декабря в РУДН состоялся форум сотрудников международных подразделений образовательных организаций высшего образования «От приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» к федеральному проекту «Экспорт образования». На повестке – актуализация концептуальных подходов, определяющих формы государственной поддержки подготовки национальных кадров для зарубежных стран, консолидация опыта по привлечению и адаптации иностранных студентов, медиастратегии продвижения вузов на национальном и глобальном уровнях.

Чем привлекательно для иностранцев российское образование? Как отобрать самых талантливых и как помочь им адаптироваться в условиях не только образовательной среды, но и бытовых? Возможно ли увеличить приток поступающих из-за рубежа и какими методами? На эти и другие вопросы отвечали представители более 150 российских вузов.

«Сейчас в России 4% иностранных студентов, а в других странах этот показатель составляет 20%. К 2024 году нам предстоит почти в 2 раза увеличить количество иностранных студентов в России – до 425 000. И эта цель достижима. Российское высшее образование фундаментально, многопрофильно и оптимально по соотношению цена-качество. Мы меняем подходы работы во многих странах. Ведущие российские университеты работают с одаренными иностранными школьниками и бакалаврами: открывают ресурсные центры за рубежом, проводят олимпиады, выстраивают систему поддержки и адаптации первокурсников. Более гибким становится и российское законодательство – в области миграционного оформления, устройства на работу», - Константин Косачев, Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам. 

Дать ответы на основные вопросы по привлечению умных и мотивированных иностранных абитуриентов на первые курсы бакалавриата и магистратуры российских вузов призваны специальные мероприятия по проекту «Экспорт образования».

Первоочередная задача – анализ имеющего опыта отдельных университетов и консорциумов по конкурсному отбору талантливых абитуриентов, а также его нормативно-правовой базы. Кроме того, немаловажно изучить существующие системы адаптации – что мешает иностранцам приехать, учиться или окончить образования в России – от психологических до финансовых обстоятельств.

«Мало просто отобрать талантливых иностранных абитуриентов. За умными головами идет настоящая охота – одаренных ребят приглашают в университеты США, Франции, Германии, Китая. Поэтому российские университеты начинают предлагать дополнительные стипендии, перестраивать приемные кампании, отслеживать оформление документов, решать вопросы адаптации к быту и климату», - Лариса Ефремова, проректор по международной деятельности РУДН.

Олимпиады и конкурсы для иностранных абитуриентов как инструмент работы с зарубежной аудиторией используют лишь некоторые ведущие университеты, заинтересованные не только в количестве, но и в качестве поступающих. Пример – олимпиада «Время учиться в России» и олимпиада Ассоциации «Глобальные университеты». Несмотря на имеющиеся практики, общих позиций, как развивать российское олимпиадное движение за рубежом, нет.

Эксперты из РУДН, МЭИ, МИФИ, МФТИ – вузов, которые имеют опыт отбора талантливых иностранных абитуриентов – предлагают в качестве фундамента многоступенчатую систему конкурса – информационный, отборочный и очный – с дифференцированным уровнем сложности. Предполагается, что составлять и проверять задания будут исключительно представители российских университетов, а олимпиады должны проводиться на языке страны проведения за исключением стран СНГ.

Не обойтись и без поддержки органов государственной власти, бизнеса и ассоциаций выпускников в странах. В России заинтересованными группами могут стать партнеры университетов.

«С целью подготовки кадров мы сотрудничаем с разными вузами за рубежом и в России. В этом году мы нашли партнера в лице РУДН, и надеемся, что обширные связи университета со странами Африки, Ближнего Востока, Юго-восточной Азии помогут нам расширить нашу образовательную тематику в этих странах. Олимпиады, ресурсные центры, набор иностранных студентов, сотрудничество по повышению квалификации преподавателей, проекты, связанные со взаимодействием с выпускниками – интересных проектов много. Мы заинтересованы в подготовке кадров по атомным специальностям и смежным с атомной энергетикой – как техническим, так и гуманитарным – связи с общественностью, ядерная медицина, композитные материалы, работа с отходами… Университет мог бы составить партнерство в развитии данных направлений», - Валерий Карезин, директор образовательных проектов госкорпорации «Росатом».

Отдельным пунктом обсуждения выделили организацию инфраструктуры приема. Среди факторов, решающих в пользу того или иного вуза в России, - стоимость жизни, комфортная среда проживания, стипендиальные программы, землячества соотечественников. Позволить себе не просто пригласить, но и адаптировать умного иностранного абитуриента к российским студенческим условиям пока могут лишь ведущие вузы. Но это пока. Федеральный проект «Экспорт образования» нацелен на то, чтобы университеты наращивали свои экспортные компетенции, в том числе и в таких проектах, как олимпиады, ресурсные центры.

«Российские университеты проделали за последние несколько лет беспрецедентную работу по развитию высшего образования и повышению его конкурентоспособности на международном рынке, что выражается в позициях вузов в международных рейтингах и ощутимом увеличении интереса к российскому образованию со стороны иностранных граждан. В условиях международной обстановки международное сотрудничество в области образования и науки нередко становится главным местом, объединяющим страны и формирующим прочные партнерские связи между государствами», - Михаил Котюков, Министр науки и высшего образования России.

Теги образование
Новости
Все новости
Международное сотрудничество
19 августа
Массаж Гуаша и секреты акупунктуры: студенты-медики РУДН поделились впечатлениями о летней школе в Китае

Что показывает пульс на левой руке? Как правильно делать точечный массаж ушей? Это и многое другое узнали студенты-медики РУДН в летней школе «Heritage and Health: a Summer Exploration of Traditional Chinese Medicine and Qilu Culture» в Шаньдунском втором медицинском университете в китайском городе Вэйфан. С этим учебным заведением наш вуз сотрудничает уже не первый год. 

Почти две недели участники образовательной программы посещали лекции местных врачей и практические семинары, на которых им рассказывали и о современных методиках лечения различных болезней и о традиционной китайской медицине.

Международное сотрудничество
7 августа
В Мозамбике создадут Центр русского языка РУДН

Министр иностранных дел Мозамбика Мария Мануэла душ Сантуш Лукаш посетила с РУДН. Главный итог встречи — предложение о создании в республике Центра русского языка.

Международное сотрудничество
5 августа
«Можно вас поцеловать?» — студенты РУДН рассказали о забавных случаях на языковой стажировке в Пекине

Слишком острая еда, неразборчивая речь продавцов на рынке и урок большого тенниса на китайском. Всё это — кусочки впечатлений студентов-экономистов РУДН, которые на две недели отправились на языковую стажировку в Пекинский университет языка и культуры.

Желающих поехать в Китай от экономического факультета и института мировой экономики и бизнеса было больше 60 человек, поэтому студентам пришлось пройти отбор. В итоге в поездку отправились 19 человек в июле, и ещё 20 поедут в августе. Предпочтение отдали тем, кто учится на третьем курсе на дополнительных программах образования, а также самым активным и преуспевающим студентам. За три недели до отъезда организаторы стажировки провели организационное собрание, где рассказали учащимся о правилах поведения в стране и ответили на их вопросы.