«Думала, что никакой я не сценарист. Зря»
Александра, ты начала работать сценаристом после победы в конкурсе от кинокомпании HYPE.Film. Что вдохновило тебя подать заявку?
Я узнала о конкурсе в stories у певицы Манижи. Она поделилась объявлением от Ладо Кватании — режиссера, который снял клип «Мама». Еще он работает с Хаски, компаниями «Nike» и «Adidas». Необходимо было написать о самой «трешовой» истории из школьной жизни в формате сценария или рассказа. Истории принимались от авторов, которым 15-25 лет. Свой рассказ я написала за сутки, а ответ ждала полтора месяца. Переживала, сомневалась, читала комментарии и посты — расстраивалась. Думала, что никакой я не сценарист. Зря. Из 450 участников конкурса отобрали 25 историй, которые зацепили. А четверых объявили победителями. Среди них была и я. Это было год назад.
О чем были победившие истории?
Ладо Кватания сказал, что было много личных историй и что многие проблемы, с которыми сталкиваются школьники, такие же, как и 10-20 лет назад. В основном, это темы насилия и психологического абьюза, проблемы с родителями.
Я решила ничего не выдумывать. Мой рассказ был о первой абьюзивной любви и моих переживаниях. Это моя личная история, она написана от первого лица.
Зачем вообще искали молодых сценаристов?
Авторы работали над мини-фильмом про школьников. Им нужно было понимать, что сейчас болит у аудитории. Иначе вся работа может быть мимо. У человека, которому 35-40 лет, отношение к школьным проблемам уже другое. Даже мое отношение к тем проблемам другое, хотя я школу окончила 4 года назад. Но воспоминания еще яркие. Многое я еще не успела переварить.
4 победителя стали консультантами сценаристов этого мини-сериала? Или вы равноправно работаете?
Мы написали проект, работали как равноправные соавторы. Сейчас я занимаюсь съемками рекламных роликов и клипов, работаю ассистентом продюсера. Недавно начала писать сценарий для полного метра про блогеров.
Интересно, что я работаю над двумя проектами Манижи. Прошел всего год, как я увидела у нее объявление о конкурсе сценаристов. А сейчас мое имя есть в списке создателей клипа Манижи «Держи меня, земля» и могу назвать себя частью большого манифеста «Russian Woman» («Русская женщина») для Евровидения.
Ты не журналист, не филолог... Как три года на философии помогают в работе?
(Смеется) Да, я оканчиваю «Философию» в этом году. Здесь вопрос не столько к образованию, сколько к самообразованию. Я выросла в театре: 18 лет жила бок о бок с режиссерами, много играла в пьесах, писала рассказы. В 7 лет написала первый фанфик. А в 20 лет решила, о чем напишу роман. Тяга к писательству материализовалась в кино. А философское образование — это, скорее, преимущество. Мы в бакалавриате изучаем те источники, к которым многие приходят гораздо позже. Еще важна психология. Те, кто в этом не разбирается, не смогут долго работать в сценаристике. Кино — это, в первую очередь, про психологию.
Почему не поступила на филологию, теорию и историю искусства, журналистику? Насколько философия была осознанным выбором?
Если честно, мне просто хотелось переехать в Москву. Я из небольшого города Кинешма Ивановской области. У меня было 275 баллов на ЕГЭ — этого вполне достаточно, чтобы выбирать среди столичных вузов. В РУДН я поступила на бюджет, мне предоставили общежитие и выделили стипендию 15 000р в месяц. Считаю, что это отличные аргументы и реальное подспорье для начала жизни в Москве.
Изначально я думала поступать во ВШЭ. Но когда начала общаться с теми, кто туда поступил, я поняла, что для моего образа жизни РУДН подходит гораздо больше. И «Философия» мне больше по душе. Она достаточно лояльна в плане зубрежки. Главное — не просто знать, а понимать факты и видеть разные точки зрения. В работе сценариста это очень важно, потому что нельзя быть за или против какого-то персонажа. Надо понимать причинно-следственную связь, а этому учит философия — не концентрироваться на одной теории и видеть мир под разными углами.
Планируешь в магистратуру?
Магистратура — это исследовательская деятельность на протяжении двух лет. Я понимаю, что это не связано с моей работой. Кому-то это будет важно и нужно, но для меня — нет. Я пока еще не решила, в каком направлении развиваться дальше — думаю насчет профильного кинообразования или сценаристских курсов. В любом случае, в нашей области много ремесленничества, и надо прокачивать не столько знания, сколько навыки.
Что нужно для «трушного» кино?
Важно понимать, что люди, которые работают в творческих сферах, не всегда понимают, о какой реальности идет речь. У меня много друзей из регионов, я езжу к ним в гости. Это тоже влияет на навыки сценариста, потому что ты видишь реальность. Сложно снимать «трушное» кино, если ты вырос в богатой семье и не понимаешь, с чем сталкивается регион. «Кинотавр» сейчас выигрывает региональное кино — например, якутский фильм «Пугало» Дмитрия Давыдова. В этом году вышел «Китобой» начинающего режиссера Филиппа Юрьева. Важно не бояться показывать даже сложные проблемы — например, абьюз, ксенофобию, деструктивное поведение... Кино про настоящую жизнь побеждает.
28 студентов РУДН из России, Беларуси, Ирана, Коста-Рики, Перу и Туркменистана выступили на Балу дебютантов на площадке Мраморного зала Российского этнографического музея. РУДН стал единственным вузом, представившим Москву на мероприятии.
11 июня на главной площади университета пройдет XXXVI Интернациональный фестиваль студентов «Этнофест РУДН». Гостей ждёт насыщенная программа с интерактивными локациями, яркими выступлениями, национальными угощениями и вечерним концертом.
10 студентов РУДН из 4 стран факультета гуманитарных и социальных наук участвовали в весенней «Вахте Памяти» в Новгородской области. В составе поискового отряда «Память» они работали на местах боёв