«Думала, что никакой я не сценарист. Зря»

«Думала, что никакой я не сценарист. Зря»

Как Манижа помогла студентке РУДН начать карьеру в кино, какие темы — «трушные» и почему важно видеть мир под разными углами, — в интервью Александры Адуевой (факультет гуманитарных и социальных наук, «Философия», IV курс).

Александра, ты начала работать сценаристом после победы в конкурсе от кинокомпании HYPE.Film. Что вдохновило тебя подать заявку?

Я узнала о конкурсе в stories у певицы Манижи. Она поделилась объявлением от Ладо Кватании — режиссера, который снял клип «Мама». Еще он работает с Хаски, компаниями «Nike» и «Adidas». Необходимо было написать о самой «трешовой» истории из школьной жизни в формате сценария или рассказа. Истории принимались от авторов, которым 15-25 лет. Свой рассказ я написала за сутки, а ответ ждала полтора месяца. Переживала, сомневалась, читала комментарии и посты — расстраивалась. Думала, что никакой я не сценарист. Зря. Из 450 участников конкурса отобрали 25 историй, которые зацепили. А четверых объявили победителями. Среди них была и я. Это было год назад.

О чем были победившие истории?

Ладо Кватания сказал, что было много личных историй и что многие проблемы, с которыми сталкиваются школьники, такие же, как и 10-20 лет назад. В основном, это темы насилия и психологического абьюза, проблемы с родителями.

Я решила ничего не выдумывать. Мой рассказ был о первой абьюзивной любви и моих переживаниях. Это моя личная история, она написана от первого лица.

Зачем вообще искали молодых сценаристов?

Авторы работали над мини-фильмом про школьников. Им нужно было понимать, что сейчас болит у аудитории. Иначе вся работа может быть мимо. У человека, которому 35-40 лет, отношение к школьным проблемам уже другое. Даже мое отношение к тем проблемам другое, хотя я школу окончила 4 года назад. Но воспоминания еще яркие. Многое я еще не успела переварить.

4 победителя стали консультантами сценаристов этого мини-сериала? Или вы равноправно работаете?

Мы написали проект, работали как равноправные соавторы. Сейчас я занимаюсь съемками рекламных роликов и клипов, работаю ассистентом продюсера. Недавно начала писать сценарий для полного метра про блогеров.

Интересно, что я работаю над двумя проектами Манижи. Прошел всего год, как я увидела у нее объявление о конкурсе сценаристов. А сейчас мое имя есть в списке создателей клипа Манижи «Держи меня, земля» и могу назвать себя частью большого манифеста «Russian Woman» («Русская женщина») для Евровидения.

Ты не журналист, не филолог... Как три года на философии помогают в работе?

(Смеется) Да, я оканчиваю «Философию» в этом году. Здесь вопрос не столько к образованию, сколько к самообразованию. Я выросла в театре: 18 лет жила бок о бок с режиссерами, много играла в пьесах, писала рассказы. В 7 лет написала первый фанфик. А в 20 лет решила, о чем напишу роман. Тяга к писательству материализовалась в кино. А философское образование — это, скорее, преимущество. Мы в бакалавриате изучаем те источники, к которым многие приходят гораздо позже. Еще важна психология. Те, кто в этом не разбирается, не смогут долго работать в сценаристике. Кино — это, в первую очередь, про психологию.

Почему не поступила на филологию, теорию и историю искусства, журналистику? Насколько философия была осознанным выбором?

Если честно, мне просто хотелось переехать в Москву. Я из небольшого города Кинешма Ивановской области. У меня было 275 баллов на ЕГЭ — этого вполне достаточно, чтобы выбирать среди столичных вузов. В РУДН я поступила на бюджет, мне предоставили общежитие и выделили стипендию 15 000р в месяц. Считаю, что это отличные аргументы и реальное подспорье для начала жизни в Москве.

Изначально я думала поступать во ВШЭ. Но когда начала общаться с теми, кто туда поступил, я поняла, что для моего образа жизни РУДН подходит гораздо больше. И «Философия» мне больше по душе. Она достаточно лояльна в плане зубрежки. Главное — не просто знать, а понимать факты и видеть разные точки зрения. В работе сценариста это очень важно, потому что нельзя быть за или против какого-то персонажа. Надо понимать причинно-следственную связь, а этому учит философия — не концентрироваться на одной теории и видеть мир под разными углами.

Планируешь в магистратуру?

Магистратура — это исследовательская деятельность на протяжении двух лет. Я понимаю, что это не связано с моей работой. Кому-то это будет важно и нужно, но для меня — нет. Я пока еще не решила, в каком направлении развиваться дальше — думаю насчет профильного кинообразования или сценаристских курсов. В любом случае, в нашей области много ремесленничества, и надо прокачивать не столько знания, сколько навыки.

Что нужно для «трушного» кино?

Важно понимать, что люди, которые работают в творческих сферах, не всегда понимают, о какой реальности идет речь. У меня много друзей из регионов, я езжу к ним в гости. Это тоже влияет на навыки сценариста, потому что ты видишь реальность. Сложно снимать «трушное» кино, если ты вырос в богатой семье и не понимаешь, с чем сталкивается регион. «Кинотавр» сейчас выигрывает региональное кино — например, якутский фильм «Пугало» Дмитрия Давыдова. В этом году вышел «Китобой» начинающего режиссера Филиппа Юрьева. Важно не бояться показывать даже сложные проблемы — например, абьюз, ксенофобию, деструктивное поведение... Кино про настоящую жизнь побеждает.

Новости
Все новости
Жизнь в РУДН
12 Января
Копилка студенческого совета РУДН: достижения за 20 лет

Студенческий совет РУДН — это интернациональная команда сильных лидеров, в которой у каждого есть возможность обрести друзей и раскрыть потенциал. О главных достижениях студсовета – читайте далее.

Жизнь в РУДН
30 декабря 2021
Поздравление Ректора и Президента РУДН с Новым 2022 годом

Жизнь в РУДН
30 декабря 2021
2 победы, 2 кубка, 2 команды — одна семья

В последний рабочий день 2021 года ректор РУДН встретился с женской и мужской командами по волейболу. В ноябре ребята заняли первые места на VI Международном межуниверситетском чемпионате World InterUniversities Championships 2021 (WIUC) в Риме.