Инновации, карьера, инклюзивность: в РУДН прошёл Международный студенческий конгресс «Туризм будущего — будущее туризма»
AR-гид по исчезающим языкам народов России, тематические туры по «малым» музеям Москвы, путешествия без барьеров...Это только малая часть проектов и тем, которые обсуждали и презентовали участники III Международного студенческого конгресса «Туризм будущего — будущее туризма», который прошёл в РУДН в конце сентября.
Масштабное мероприятие на два дня превратилось в главную коммуникационную площадку для диалога между студентами, ведущими экспертами и лидерами туриндустрии. Конгресс объединил более 50 000 участников из 100 вузов России, стран СНГ и Китая. Он был организован при содействии Минобрнауки РФ и Минэкономразвития РФ, Росмолодежи, Русского географического общества и других отраслевых структур, а туристическая платформа «Погнали!» выступила в роли генерального партнёра.
Главной целью конгресса стала трансформация представлений молодёжи о туристической отрасли, демонстрация многообразия профессиональных и карьерных возможностей — от предпринимательства и работы с искусственным интеллектом до просвещения и развития инклюзивной среды. Участники искали ответы на фундаментальные вопросы: туризм — это призвание, профессия, образование или нечто большее?
ИИ, дипфейки, этика
Насыщенная двухдневная программа включила пленарные сессии, международные телемосты, форсайт-сессии и образовательные треки. Участники обсудили перспективные туристические направления России, влияние информационных технологий на трансформацию отрасли, подготовку кадров нового поколения и развитие инклюзивной среды в путешествиях.
По словам доцента кафедры туризма и сервиса высшей школы управления РУДН Елизаветы Колотовой, самая жаркая дискуссия разгорелась на форсайт-сессии, связанной с применением технологий искусственного интеллекта в туризме.
«Спектр мнений был колоссальным: от энтузиастов, предлагавших полностью доверить ИИ формирование индивидуальных тревел-сценариев, до скептиков, опасающихся полной девальвации профессии туроператора и гида. Кульминацией стал вопрос о дипфейках для воссоздания исторических личностей в музеях. Этическая сторона этого вопроса — где грань между образованием и обманом? — вызвала самую оживленную полемику. В итоге мы пришли к консенсусу о том, что ИИ — это мощный инструмент, но финальное решение и эмоциональная составляющая должны оставаться за человеком», — Елизавета Колотова.
Туризм без барьеров
Сама Елизавета Владимировна выступала в качестве спикера на образовательном треке «Инклюзивный туризм: путешествия и отдых без барьеров». «Это была не просто лекция, а очень живая и глубокая дискуссия, где ключевые тезисы рождались из диалога между теоретиками, практиками и самими путешественниками с инвалидностью. Мы подробно разбирали, что создание инклюзивной среды — это не убыточная «социалка», а умная инвестиция и конкурентное преимущество. Удобная навигация, широкие дверные проемы, адаптированные сайты — это улучшает опыт для всех гостей. Пришли к выводу, что инклюзия — это новый стандарт качества для всего туристического рынка. «Невидимые» барьеры важнее физических», — Елизавета Колотова.
Как отметила доцент РУДН, участники дискуссии договорились, что будущее — за проактивным подходом. Представителям туриндустрии не надо ждать, когда приедет гость с инвалидностью и лишь тогда судорожно что-то придумывать. Следует заранее создавать инфраструктуру и сервисы, изначально ориентированные на максимально широкий круг людей. Главный вывод: инклюзивный туризм — это не узкая ниша, а философия ведения современного и по-настоящему успешного туристического бизнеса.
Карьерные траектории
У студентов особый интерес вызвали на конгрессе HR-сессии от ведущих работодателей, таких как Coral Travel, отелей Hyatt, Radisson, Swissotel и компании «Кавказ.РФ». Учащиеся смогли получить обратную связь и узнать о карьерных траекториях из первых уст.
«Меня «зацепила» готовность компаний не просто принимать резюме, а сразу давать обратную связь по идеям. Я поделилась мыслями о создании тематических туров по «малым» музеям Москвы, мимо которых обычно проходят стандартные экскурсии. Менеджер из одной фирмы не просто похвалил идею, а сразу предложил конкретный механизм взаимодействия с такими музеями и даже назвал потенциальных партнёров. Это был момент, когда стирается грань между теорией и реальным бизнесом», — Кристина Галактионова, бакалавр высшей школы управления РУДН (направление «Гостиничное дело», IV курс).
Кристина вместе со своей командой стала обладательницей второго места на Международном конкурсе студенческих проектов «Туризм будущего — будущее туризма», чьи результаты объявили на конгрессе.
«Наш проект — «AR-гид по исчезающим языкам народов России». Суть в том, что турист, посещая, например, Карелию или Алтай, через приложение на телефоне может навести камеру на объект (дерево, озеро, гору) и увидеть его название и небольшой рассказ о нём на местном диалекте или языке с озвучкой носителя. Мы хотели показать, что технологии могут стать инструментом для сохранения культурного наследия, а не только для развлечения. Жюри высоко оценило социальную значимость и инновационность проекта, и сейчас с нами хотят пообщаться представители одного этнографического парка для пилотного запуска», — Кристина Галактионова.
По словам девушки, помимо победы, конгресс ей запомнился тем, что перевернул её представление о важности развития инклюзивности в индустрии.
«Я раньше не задумывалась, что доступность туристических услуг для людей с инвалидностью или пожилых — это не просто социальная ответственность, а огромная, ещё не освоенная рыночная ниша. Один из спикеров привел пример, что, создавая безбарьерную среду, мы автоматически делаем туризм удобнее для всех: для родителей с колясками, для временно травмированных людей. Вообще трек «Инклюзивная среда» дал мне полезные знания. Например, как правильно описать маршрут для незрячего человека и какие есть цифровые решения для слабослышащих туристов. Эти знания конкретны, измеримы и сразу применимы на практике. Я поняла, что будущее за гибридными специалистами, которые понимают и в технологиях, и в человеческих потребностях», — Кристина Галактионова.
Зарубежный опыт
Интересен был участникам мероприятия и опыт представителей туриндустрии из других стран, которым они делились во время дискуссий и работы образовательных треков.
«Наиболее неожиданными и впечатляющими были китайские кейсы. Мы привыкли говорить о массовом выездном туризме из Китая, но их внутренний туризм — это феномен другого масштаба. Коллеги из Китая рассказали о проектах по «оживлению» заброшенных деревень, куда приглашают художников и урбанистов, превращая их в арт-резиденции и эко-курорты для молодежи. Их подход — это тотальная цифровизация: от покупки билета до полного безналичного расчета внутри дестинации с помощью суперприложений. Но главный инсайт — это скорость реализации. Там, где мы обсуждаем проект год, они запускают его за три месяца. Этот опыт заставляет задуматься о необходимости большей гибкости и скорости в принятии решений и у нас», — Елизавета Колотова.
Среда для генерации прорывных идей
Итоги двух насыщенных дней подвели на торжественной церемонии закрытия заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова и организаторы мероприятия.
«Проведенный конгресс наглядно показал, насколько мощным интеллектуальным и творческим потенциалом обладает наша молодёжь. Мы видим искренний интерес и готовность студентов не просто войти в профессию, а активно формировать будущее туриндустрии, предлагая смелые, технологичные и социально значимые решения. Уверена, что диалог, начатый на этой площадке, станет прочной основой для дальнейшего развития образовательных программ и успешного партнёрства между вузами, бизнесом и государством», — Ольга Петрова.
«Уровень проектов, представленных на конкурсе, и глубина дискуссий в ходе конгресса превзошли все ожидания. Для нас особенно ценно, что мероприятие стало реальным социальным лифтом для талантливых студентов. Здесь они не только получили признание от лидеров индустрии, но и нашли единомышленников, а многие — и своих будущих работодателей. Конгресс доказал, что будущее туризма — в надёжных руках, и наша задача как университета — продолжать поддерживать этот импульс», — Анна Островская, председатель оргкомитета конкурса студенческих проектов, директор высшей школы управления РУДН.
«Главный итог конгресса — это создание живого, динамичного сообщества. Мы стали свидетелями рождения уникальной экосистемы, где студенты, ведущие эксперты, представители власти и бизнеса говорят на одном языке. Такой прямой диалог без фильтров — самая эффективная среда для генерации прорывных идей и формирования нового поколения лидеров туриндустрии», — Христофор Константиниди, председатель программного комитета конгресса, директор Международного аналитического центра устойчивого развития туризма РУДН.
Магистр направления «Фундаментальная информатика и нформационные технологии» факультета физико-математических и естественных наук РУДН Фернандо Леон занял первое место в летней школе по машинному обучению SMILES. Школу организовал этим летом Сколковский институт науки и технологий совместно с Harbin Institute of Technology (Китай).
Сверять даты в документах и находить оптимальные решения задачи научились студенты-экономисты РУДН на деловой игре-симуляции «Внутренний аудитор промышленного предприятия-2025», которая прошла в конце сентября в коворкинге главного корпуса.
10 команд из нашего вуза, Финансового университета при Правительстве РФ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МИСИС, Российского государственного геологоразведочного университета, Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова и Российского нового университета под зоркими взглядами экспертов соревновались в умениях качественной подготовки аудиторского заключения. Организаторами игры выступили РУДН и Институт внутренних аудиторов.
В конце 2024 года научно-исследовательский коллектив студентов факультета физико-математических и естественных наук РУДН, который состоит из Артура Бусардыкова, Михаила Геллера и Камила Мехдиева, получил грант в размере 4 млн рублей от Фонда содействия инновациям (ФСИ) на развитие своего стартапа Skopeo.AI. За прошедшие месяцы команда не просто доработала продукт, а прошла путь от идеи до готового решения, которое уже тестируют первые партнёры.